Пульсовая диагностика - Часть 8
Бинь Ху май сюэ
Книга Бинь Ху май сюэ была написана Ли Ши Чжэнем в 1564 году. В книге использовался метод Цунь коу или метод трех лучевых артерий для диагностики пульса в сочетании с общими качествами пульса, представленными в Май цзин, с позиционными и глубинными измерениями пульса. Следовательно, книга представляет собой сборник более старой литературы о пульсе, поэтому описания из Нэй цзин встречаются наряду с информацией из Май цзин и других текстов, таких как «пульсовые щелчки» (SZ Li, B Flaws, The lakeside master's study of the pulse. (1998) Blue Poppy Press, Boulder, CO.; (trans).). Автор также ввел еще несколько качеств пульса в общую номенклатуру КМ и дал комментарии по сравнительным различиям каждого типа пульса.
Бинь Хуэ май сюэ
- Написана Ли Ши чжэнем в 1564 году н.э.
- Совокупность всех знаний о пульсе, существовавших на момент написания книги.
- Написан в рифмованной форме, предназначенной для запоминания.
- Учебный текст, который до сих пор используется.
Книга предназначалась для запоминания, поэтому она была написана в виде серии рифм, подробно описывающих пульс и связанные с ним показания. Эти рифмы также могли служить мнемоникой в клинической практике: врач щупал пульс и произносил рифмы, определяя таким образом тип пульса.
Книга имеет большое значение в истории пульсовой диагностики, поскольку в ней собраны все знания о пульсе, существовавшие на момент ее написания. Ли Ши чжэнь организовал эти знания в понятном и доступном формате. Книга стала важным учебным пособием и руководством для студентов КМ, изучающих пульс в Китае с 16 века и используется до сих пор.
Историческая перспектива: оценка регионального пульса и пульс Цунь коу
Хотя превосходство диагностики по запястью четко аргументировано в исторической записи КМ с Нань цзин, представленный теоретический и логический аргумент противоречил представлению о том, что система кровообращения обслуживает не только органы. Помимо органов, система кровообращения распределяет кровь и жидкость к мышцам, коже, тканям и на периферию; к кровообращению предъявляются как локальные, так и системные требования. В этом смысле логично, что пульс в других областях тела также должен играть важную роль в оценке состояния здоровья человека, и исторически так и произошло.
В первые века первого тысячелетия нашей эры оценка пульса включала в себя исследование пульса на многочисленных участках тела. Это послужило основой для так называемой региональной оценки пульса: оценка артериальных пульсов в других областях тела, кроме Цунь коу. В Нэй цзин и других классических трудах по КМ упоминается, по крайней мере, три различные группы региональных пульсов. Это три постоянных пульса, одним из которых является Цунь коу; места пульсации, связанные с фактическим анатомическим расположением каждого из каналов; и пульсы девяти континентов. Из этих трех групп только система девяти континентов до сих пор регулярно освещается в современной литературе по КМ, поскольку эта система предоставляет клинически значимую информацию, не полученную с помощью системы Цунь коу.
Общие черты, объединяющие региональные пульсовые участки
- поверхностно расположенные артерии
- артерии имеют прочную опору в виде костей или связок
- расположены в областях, легко доступных для практикующего.
Интересно, что Kuriyama (1999) отмечает, что, несмотря на Нань цзин, использование других региональных-анатомических пульсов, кроме пульса на запястье, никогда не было полностью отброшено древнекитайскими практиками. Остатки региональной системы оценки пульса сохранились в Шань хань лунь, Май цзин и Цзинь гуй яо луэ (S Kuriyama, The expressiveness of the body and the divergence of Greek and Chinese medicine. (1999) Zone Books, New York. p. 45). Например, Цзя И цзин («Системная классика акупунктуры и прижигания»), которая была написана примерно через два столетия после Нань цзин, включила в себя фрагменты Нэй цзин (Лин шу, Глава 9), где говорится об использовании разных пульсов по всему телу из региональных пульсовых точек для оценки здоровья через сходство силы пульса, возникающего во всех этих точках. В Цзя И цзин четко сказано, что пульсы Май коу и Жэнь ин используются для определения наличия «избытка» или «недостатка» Инь и Ян и определения баланса или дисбаланса (р. 301: в постскриптуме переводчиков эта глава была взята из Главы 9 Лин шу):
«Те, кого считают нормальными, не имеют болезней. Те, у кого нет болезней, характеризуются совпадением пульсаций Май коу и Жэнь ин с четырьмя временами года и совпадением (между пульсациями) в верхней и нижней частях тела, которые синхронны друг с другом» (р. 301).
Кроме того, в Май цзин, другом тексте, появившемся после обсуждения в Нань цзин использования одного артериального участка для оценки пульса, также включена региональная оценка пульса. Глава 28 Май цзин гласит:
«Когда человек болен, если пульс Цунь открытия и пульс Жэнь ин одинаковы по величине и глубине, болезнь трудно вылечить».
(В примечании переводчика к этой главе отмечается, что обычно пульсы на запястье и сонной артерии должны различаться по силе и величине. Если они совпадают, это означает серьезные нарушения ци и кровотока).
Есть два объяснения, почему авторы Май цзин и Цзя цзи цзин включили в них оценку региональных пульсовых зон. Первое — они сделали это из почтения к более древнему тексту. Второе — региональные пульсовые зоны действительно предоставляли клинически полезную информацию, вероятно, такую, которую нельзя было получить или предоставить при оценке тольКо пульса (пропускающего) Цунь коу.
Также очевидно, что система оценки региональных каналов-пульсов сохранилась и в последующие века: комментаторы Нань цзин, Лю Куан (3 век н.э.) и Ян Сюань-цан (7-8 век н.э.) связывали каналы с региональными пульсами, расположенными в анатомических областях, отличных от запястья. То есть, знания всё еще сохранялись. Например, в своих комментариях к первому сложному вопросу они утверждают:
«Это двенадцать сосудов проводников в руках и ногах. Движение Большого Ян ноги [проводника можно ощутить] в сгибе [колена]. Движение Малого Ян ноги [проводника можно ощутить] перед ухом» (Lu Kuang, in Unschuld 1986: p. 66).
«Это отверстие чун-ян, которое расположено над стопой, отсюда и его название. Движение [этого канала] можно также [ощутить] в шее в [отверстии] Жэнь ин, а также в [отверстии] да-ин» (Yang, in Unschuld 1986: p. 66).
Лу и Ян соответственно ссылаются на подколенную, височную (?), тыльную артерию стопы (чун), сонную (Жэнь ин) артерии в дополнение к лучевой артерии (да-ин). Все участки отличались от других анатомических областей тем, что в них присутствовало движение. В этом смысле существовало несколько путей циркуляции.
Тем не менее, как отметил Unschuld, аргумент, представленный Нань цзин, был убедительным, поскольку к 11 веку комментарии к Нань цзину заметно изменились, и в тексте появились лишь незначительные упоминания о региональных пульсах, в основном в «мягком» осуждении комментариев предшествующих ученых-медиков (P Unschuld, Nan-Ching: the classic of difficult issues. (1986) University of California Press, Berkeley; (trans). p. 96). Похоже, что эти более поздние ученые-медики не придавали системе региональных пульсов большого значения, кроме интереса как к любопытному историческому артефакту. Кроме того, вместо оценки артериальных сегментов эти авторы связывали эти пульсовые участки с отдельными точками или местами. Они всё чаще назывались акупунктурными точками, а не соединительными артериальными каналами, расположенными в отверстиях или бороздках, предусмотренных анатомией. Например, пульс большеберцовой артерии был дискретно расположен в точке KD 3 (тай-си). Интересно, что в комментариях к Нань цзин, составленных Unschuld, нанесена на карту разорванная связь между артериальными пульсами и каналами, причем ход канала отделен от хода связанного с ним артериального сегмента.
Что, безусловно, очевидно в комментариях к Нань цзин и отражено в классике в целом, так это временные изменения в отношении авторов к региональной системе пульса: от необходимого навыка во времена Нэй цзин до исторического пережитка к концу первого тысячелетия и окончательно забытого ко времени европейского Возрождения в 16 веке. В книге Бинь Ху май сюэ, опубликованной в 1564 году, нет ни одного упоминания о региональной системе пульса несмотря на то, что книга является обобщением исторической литературы по пульсу.
В некотором смысле, утрата региональной оценки пульса, согласно Hsu (2005) (E Hsu, Tactility and the body in early Chinese medicine, Science in Context 18 (1) (2005) 7-34.), вероятно, отражает интеграцию философских доктрин конфуцианской идеологии в китайское общество в первом тысячелетии, где ограничения скромности означали, что пальпация тела, будь то пульс или анатомическое исследование, допускалась только в пределах отдельных и социально приемлемых анатомических областей (Hsu 2005). В наше время, в связи с общественным контекстом практики КМ, мелкие хирургические процедуры, когда-то связанные с практикой акупунктуры, в которых региональная оценка пульса, вероятно, служила важной целью, больше не проводятся.
| Имя: | |
| E-mail: | |
| Ваш комментарий: | |
| Введите цифры с картинки: |