Природа особых каналов



Природа особых каналов

Шесть объединений

(Miki Shima & Charles Chace «The Channels Divergences – deeper pathways of the Web», Blue Poppy Press, Boulder, Colorado, глава 2)

Область, которая требует исследования в наших усилиях получить некое понимание того, что авторы Лин-шу могли подразумевать в отношении особых каналов, является их использование термина «шесть объединений» (лю хэ) в отношении шести пар особых каналов. Применение таких терминов, как «каналы» (цзин) и «сосуды» (май) является, по меньшей мере частично, отражением китайской озабоченности ирригацией, контролем вод, и их связью с землей в целом (1). Применение этих терминов для описания других слоев системы каналов, является также прямым отражением широты китайского взгляда на мир, и это напоминает то, как выбор термина «шесть объединений» вызывает также некоторый больший резонанс. Чем же тогда являются шесть объединений?

Согласно «Ци юань» («Море слов»), есть, по меньшей мере, три значения составного термина «лю-хэ», которые авторы Нэй-цзин могли подразумевать, когда использовали данный термин. Первое, этот термин предполагает объединение шести направлений, то есть Неба, Земли, и четырех направлений – севера, юга, востока и запада. Вторая глава Чжуан-цзы «О равенстве всех вещей» говорит:

«То, что снаружи шести объединений, мудрец оставляет существовать и не распределяет по видам {родам}. То, что находится внутри области этих шести объединений, мудрый распределяет по видам, но не спорит о том, что является правильным» (2, 3).

Данный отрывок из Чжуан-цзы подразумевает, что эти шесть объединений можно применять для определения границ пространства и времени. Действительно, нередко  «лю-хэ» просто переводят как «космос». Эти шесть объединений также определяют параметры чьего-либо влияния. Мудрец не беспокоит себя тем, на что он не может влиять или контролировать. Он просто признает наличие чего-то, находящегося за пределами пространства и времени. Другими словами, конкретно касающееся лежащего в пределах этих шести объединений должно быть помещено в правильный контекст, но такое распределение по видам не должно быть предметом разногласий. Другая интерпретация этого отрывка определенно помещает мудреца вне любых ограничений, установленных временем и пространством (4). Эти три интерпретации предполагают, что эти шесть объединений являются основанием, на котором построен феноменальный мир, и что они буквально определяют всеобщую реальность для тех из нас, кто еще не достиг мудрости.

Те читатели, которые знакомы с работами Йосио Манака через Стивена Бирча и Киико Мацумото, знают о полигедронной (polyhedron){многогранной} модели экстраординарных сосудов (5). Интересно, что та же самая геометрическая схема {фигура} также совершенно определяет и границы шести объединений.

Одним из фундаментальных способов, которым человеческие существа структурируют свой опыт мира, является разметка сезонов. Сезонные резонансы являются центром для древней китайской культуры, что доказывается сезонным назначением к каждой из пяти фаз. Подобным же образом данные объединения можно применяться для маркировки соединений между сезонами года. Например, «Хуай нань-цзи» говорит:

«Шесть объединений это: ранняя весна с ранней осенью, середина весны с серединой осени, поздняя весна с поздней осенью, раннее лето с ранней зимой, середина лета с серединой зимы [и] позднее лето с поздней зимой» (5).

Равенство шести объединений с шестью направлениями отразилось гораздо позже в династию Тан в третьей строфе поэмы Ли Бо, «Гуй Фэн»  («Древние традиции»), где говорится:

«Император Цинь завоевал все шесть направлений.

Как героически {этот} тигр выглядит!» (6)

Древняя китайская астрология также применяла шесть пар или объединений (основанных на 12-ти земных ветвях) как средство для определения благоприятных дат через сопоставление ветвей месяца и даты {дня}. Например, Цзы (крыса) стоит в паре с Чоу (корова), Инь (тигр) – с Хай (свинья), и так далее. «Ю дай синь юн» («Новые поэмы от Нефритовой династии») содержат поэму жены Цзяо Чжун-циня, где говорится:

«Шесть пар должны правильно сойтись.

Тридцатый день [месяца] самый благоприятный [для брака]» (7).

Как читатель может видеть, снова эти шесть объединений являются важными компонентами в китайском измерении времени. Однако в данном случае, они не отмечают соединения между сезонными переходами. Вместо этого, эти шесть объединений описывают соединения двух разных, но взаимосвязанных методов измерения прохождения времени.

Понятно, что эти шесть объединений пробуждают именно небесный резонанс, буквально обеспечивая структуру в пространстве в шести направлениях, и во времени в шести сезонных соединениях (junctures). Связь этих шести объединений со временем и расчетом времени также вызывают ощущение необходимости применения акупунктуры к правильному человеку в правильное время и правильным способом, когда есть правильный диагноз. Определенно авторы Нэй-цзин выглядят уделяющими большое внимание расчетам времени такого рода с их применением для укалывания правильной акупунктурной точки в правильный сезон и точно в правильный момент.

Таким образом, термин «шесть объединений» имеет множество культурных и философских контекстов, и совсем маловероятно, чтобы авторы Нэй-цзин выбрали данный термин случайно, без ссылки на какой-либо из этих контекстов. В предыдущей главе мы исследовали возможные значения предисловия Хуан Ди к разъяснению Ци Бо особых каналов. Выбор авторов Лин-шу термина «объединения» (confluences) строго резонирует с ролью Неба для особых каналов, описанной в предыдущей главе. Мы видим эти шесть объединений упоминаемыми в Су-вэнь во множестве других случаев в контексте небесных влияний:

«Все, что находится на Небе и Земле и внутри шести объединений, (включая) ци семи рек, девяти отверстий, пяти хранилищ, 12-ти суставов – все эти вещи сообщаются с небесной ци».

Су-вэнь, глава 3, «О сообщении ци жизни с Небом»

«При обсуждении человеческой формы, мудрецы древности отделили органы цзан от органов фу и определили концы соединительных сосудов и каналов {ло и цзин} и их связи с шестью объединениями».

Су-вэнь, глава 5, «О связи Инь и Ян»

«Как и при сообщении с духовным светом, объединение металла, дерева, воды, огня и земли с четырьмя сезонами, восемью ветрами и шестью объединениями не отличаются от этого».

Су-вэнь, глава 11, «Чудесное сокровище пяти внутренних органов»

 

Глубина {залегания} особых каналов

Как мы видели, в связи с загадочной природой главы 11-й Лин-шу, её авторы определили некоторые фундаментальные характеристики особых каналов в лучшем случае туманно. Это касается даже и их относительной глубины и природы ци, которая течет через них. Британский акупунктурист Ройстон Лоу (Royston Low) утверждает, что особые каналы являются средним по глубине слоем в многослойной системе каналов (8). Средняя глубина расположения особых каналов является главной в его представлениях, касающихся природы ци, движущейся в них, и в его стратегии доступа к ним, и мы рассмотрим его точку зрения более полно в следующей части. Однако, большинство других источников, и азиатских и восточных, кладут в основу глубокую траекторию особых каналов относительно других слоев системы каналов и соединительных сосудов. Так, французские акупунктуристы Дюрон (Duron), Лавиль-Мери (Laville-Mery) и Борсарелло (Borsarello), описывают деление каналов и соединительных сосудов на слои следующим образом:

Слои каналов согласно Дюрону:

- кожа (пи)

- сухожильные каналы (цзин цзинь)

- соединительные сосуды (Ло)

- главные каналы (да цзин)

- особые каналы (цзин Бе)

- внутренние органы и кишки (цзан фу)

Такая интерпретация, имеющая очень большой смысл для нынешних авторов, основана на нашем понимании сохранившихся до наших дней источников материала, и на нашем опыте клинического применения особых каналов.

При окончательном анализе, необходимо признать, что все это, конечно же, является чисто теоретическим. Представленное здесь расположение все еще не имеет объективных средств для установления расположения каналов, и даже существования ци, трудно сказать с какой-либо определенностью, лежит ли один слой системы каналов под другим. Целью такого предположения является лишь обеспечение контекста для разработки лечебных протоколов, которые должны затем выдержать строгое клиническое испытание.

Природа ци в особых каналах

Напрямую связанной с вопросом глубины является спорный вопрос о природе ци, которая течет в особых каналах. Лин-шу об этом молчит. Однако, некоторые западные источники недвусмысленно считают, что защитная ци и только защитная ци течет в этих каналах (10, 11). Такое допущение является основным для части подходов к лечению особыми каналами. Однако в значительной степени японские источники в значительной степени обходят этот спорный вопрос, приступая прямо к лечению, без описания природы ци, которой они манипулируют. По меньшей мере, они не фиксируются на бумаге по этому спорному вопросу. Тем не менее, их выбор акупунктурных точек для доступа к особым каналам очевидно подразумевает роль именно исходной (original) (юань) ци в динамике особых каналов. Ясно, что некоторые японские специалисты по особым каналам считают, что особые каналы, на самом деле, являются наиболее глубокими из всех каналов, даже более глубокими, чем экстраординарные сосуды, и поэтому должны определенно перемещать строительную (constructive) (Ин) и, вероятно изначальную (юань) ци. Тот факт, что особые каналы особенно полезны при обращении к глубоким висцеральным состояниям, характеризуемым органической патологией, мог бы показаться этим авторам подтверждающим это допущение.

Пока природа ци, которая течет через особые каналы является в значительной степени излишней теоретической заботой для многих клиницистов, она тем не менее переносит тяжесть на то, как мы понимаем эти загадочные пути и как мы их используем. Позвольте сначала исследовать предположение, что особые каналы являются исключительно источником защитной ци и рассмотреть развитие данной идеи в клиническом применении этих каналов. Интересно, что Ройстон Лоу берет за основу одну из самых странных, но хорошо известных интерпретаций особых каналов. Он заявляет, что особые каналы являются каналами среднего уровня {залегания} через которые циркулирует только защитная ци. Признавая их прямую связь со связанными с ними органами цзан и фу, он утверждает, что особые каналы служат промежуточным буфером, в который «вредные влияния» в идеале попадают перед тем, как атаковать главный канал. Поэтому больные, страдающие от нарушения особых каналов, имеют много тех же симптомов, как и больные с нарушением главных каналов. Однако, эти симптомы менее серьезные, чем те, которые имеются у главного канала. Как доказательство такой позиции, Лоу цитирует отрывок из 63-й главы Су-вэнь «О перекрестном укалывании». Лоу представляет его следующим образом:

«Когда вредная энергия приходит, чтобы пребывать в человеческом теле как гость, она должна сначала придти и остаться в коже и волосках: если эта вредная энергия выживает, чтобы остаться, и не уходит, она будет входить в тело и пребывает в крошечных меридианах; если вредная энергия остается и не уходит, то она будет входить дальше в тело и оставаться в сетчатых (reticular) меридианах, повреждая внутри пять внутренних органов, и распространяясь в желудок и кишки, причиняя вред и Инь и Ян также, как и пяти внутренним органам; такова последовательность атаки вредной энергии, от кожи и волосков – к пяти внутренним органам, которые следует лечить меридианами. Если, однако, вредная энергия пребывает в коже и волосках как гость и потом вступает в крошечные меридианы, чтобы остаться там и не уйти, блокируя проходы (passages) ретикулярных меридианов, неспособная пройти в главные меридианы, она будет двигаться в крупные соединения (great links) как гость, что часть вызывает болезнь на правой стороне с симптомами на левой стороне. Хотя ретикулярные меридианы связаны с главными меридианами вверху или внизу, или слева или справа, их энергия распространяется в четыре конечности с нерегулярным пребыванием, и не входит в точки на меридианах. Поэтому следует применять перевернутое (reverse) укалывание.

Хуан Ди спросил: 

- Можешь рассказать мне о перевернутой (reverse) технике укалывания, когда поврежденную левую сторону следует лечить на правой стороне, а поврежденную правую сторону – на левой? Как ты отличаешь этот тип укалывания от обратной (opposite) техники укалывания?

Ци Бо ответил:

- Когда вредная энергия приходит, чтобы остаться в меридианах как гость, она может вызвать болезнь на правой стороне, при этом левая сторона находится в избытке, или она может вызвать болезнь на левой стороне, при этом правая сторона находится в избытке; она может вызвать болезнь на правой стороне, при этом боль слева еще не ушла (not yet recovered), что связано с перемещениями Инь из Ян, и наоборот; при таких обстоятельствах больного следует лечить обратной (opposite) техникой укалывания, потому что вредная энергия атакует главные, а не ретикулярные меридианы. Поэтому болезнь главных меридианов, как отличающуюся от болезни ретикулярных меридианов, следует лечить перевернутой (reverse) техникой укалывания» (12).

Ройстон Лоу продолжает: «В последней главе, несомненно, применение термина «ретикулярные меридианы» относится скорее к особым каналам, чем к сухожильно-мышечным меридианам, с которыми это слово обычно связывают» (13). Он, однако, не приводит никаких доводов для такого допущения.

Лин-шу описывает перекрестное укалывание (cross-needling) (у Лоу это «перевернутое», reverse, укалывание) как метод, который включает укалывание точек цзин-колодцев на стороне тела, противоположной больному каналу. Текст ясно говорит, что перекрестное укалывание означает выведение патогенных влияний из соединительных сосудов (Ло). Например, если соединительный сосуд ручного Ян Мин толстой кишки поврежден с левой стороны, надо колоть {точку} шан-ян (GI-1) справа. Согласно Лоу, соединительные сосуды упомянутые в 63-й главе Су-вэнь являются, на самом деле, особыми каналами. В китайской литературе такая интерпретация может быть отслежена назад по меньшей мере до династии Цинь, когда Чжан И-нань, комментируя Нэй-цзин, довольно таинственно включил траектории особых каналов в свои заметки в главе о перекрестном укалывании (cross-needling), тем самым, соединив перекрестное укалывание с особыми каналами (14). К несчастью Чжан не представил больше информации по этому предмету.

Согласно Лоу, если читать «Ло» (иероглиф) как «би» (иероглиф) – «ответвление», то многое в этой интерпретации встает на свое место. Эта глава о перекрестном укалывании явно имеет дело с присутствием патогенной ци на относительно поверхностном уровне, и с предотвращением проникновения этой патогенной ци в главный канал. Поэтому возникает ощущение, что особые каналы имеют среднюю глубину, и что особые каналы являются исключительно областью защитной ци, то есть они являются точно тем, что мы знаем как соединительные сосуды. К тому же, это обосновывает то мнение, что симптоматология особых каналов является идентичной, но смягченной версией симптоматологии главных каналов. Тем не менее, выглядит так, что в целом основа интерпретации Лоу стоит на понимании Чжаном одного иероглифа, который появляется лишь в нескольких предложениях. Однако, есть много проблем с прочтением «Ло» как «ответвления» в этих предложениях, и, по нашему мнению, такая интерпретация стоит на шатком теоретическом фундаменте. 

Путаница ответвлений (confusion of divergences)

Часть этой путаницы, касающаяся слов «бе» и «Ло», связана с тем фактом, что пути соединительных сосудов [Ло], соединяющих пары Инь и Ян главных каналов, в классической китайской литературе также относятся к ответвлениям (бе). Большинство китайских комментариев по особым каналам заботятся о том, чтобы отметить, что ответвления-бе особых каналов фундаментально отличаются от ответвлений-бе связанными с соединительными сосудами {Ло}. Мы будем сталкиваться с множеством подобий между способами лечения, направленными на соединительные сосуды и на особые каналы, но, по меньшей мере, теоретически, это совершенно разные системы.

Сам текст

Сама 63-я глава Лин-шу {ошибка авторов – это Су-вэнь!}, возможно, является лучшим аргументом для перевода «Ло» как «соединительного сосуда» (network vessel), а не «особого канала». Автор этой главы внимателен к разнице между «перекрестным укалыванием» (cross-needling), которое направлено на Ло и «большим (grand) укалыванием» (цзюй ци, ju ci), которое адресовано именно главным каналам. Связь между главными каналами и соединительными сосудами четко прослеживается по всей Нэй-цзин. Глава 10-я Лин-шу «О каналах и сосудах» в значительной степени посвящена данному вопросу. Динамика между главными каналами и соединительными сосудами определяет связь между течением строительной {питающей ци – Ин-ци} в главных каналах и течением защитной {защитной ци – Вэй-ци} снаружи от них – в соединительных сосудах. Поскольку соединительные сосуды содержат защитную ци, они защищают главные каналы от атаки внешних патогенов. Почему необходимо вводить другой слой канальной системы как проводящий защитную ци? Понятно, что в большинстве случаев иероглиф «Ло» в Нэй-цзин лучше всего читать как «сеть» (network), «соединение» (connecting), «сетчатый» (reticular) или «спирально окутывающий» (spirally wraps), опираясь на контекст и личные терминологические предпочтения. Поэтому, в чем основа для прочтения «Ло» как «ответвление» в этом контексте? Если читать как «ответвление» (divergence), то в каком месте этой главы можно тогда возобновить прочтение «Ло» как «сеть», «сетчатый», или «соединяющий сосуд»?

Отсутствие разделения между слоями каналов

Глава 34-я Лин-шу, «О пяти состояниях беспорядка», наставляет нас о проводить кровопускание Ло, используя перекрестное укалывание для удаления застоя крови. Поскольку кровопускание появляется повсюду в Лин-шу как один из главных способов лечения для удаления патогенов из соединительных сосудов, то может показаться, что эта техника предназначена исключительно для соединительными сосудами {Ло}. Действительно, огромное большинство комментаторов на протяжении истории уже согласились, что перекрестное укалывание является лечением соединительного сосуда {Ло}. Возможность применения перекрестного укалывания в качестве лечения особых каналов поднимает множество интересных соображений, касающихся связи между этими двумя слоями каналов. Однако это также создает некоторые беспокоящие проблемы. Если перекрестное укалывание может использоваться для доступа и к особым каналам и к соединительным сосудам, то как мы можем быть уверены в том какой слой путей мы достигли, применяя данную технику? Поэтому мы считаем, что аргумент перекрестного укалывания не может, по меньшей мере сам по себе, использоваться как доказательство движения исключительно защитной ци в особых каналах. 

Особые каналы и главные каналы

Здесь может быть полезным рассмотреть, что мы знаем о разных видах ци. Глава 18-я Лин-шу «Порождение и встреча строящей и защитной {Ин и Вэй}» говорит, что «Строящая движется внутри сосудов, а защитная движется снаружи сосудов». Разница, которая определена здесь, состоит в том, что строительная ци течет внутри главных каналов, тогда как защитная ци течет вокруг них. Как мы уже видели, правильным будет понимать особые каналы как относящиеся к наиболее важным в общей системе каналов. В таком случае это может быть доказательством того, что они имеют гораздо больше общего с главными каналами, которые проводят строительную ци, чем с вторичными сосудами, которые проводят защитную ци.

Направление движения ци в особых каналах

Напрямую связанным с вопросом о том, какие виды ци движутся в особых каналах, является вопрос, в каком направлении они текут. Общепринято, что ци в главных каналах (цзин) течет в направлении их классически описанного пути. Например, ци в главном ручной Тай Инь канале легких течет дистально от грудной клетки. На Западе принято считать первой точку на туловище – чжун-фу (Р-1), а последней – шао-шан (Р-11) у угла ногтя большого пальца руки, что отражает такое понимание. Однако, траектория ручного Тай Инь сухожильного канала (цзинь цзин), который проводит защитную ци, начинается у корня ногтя большого пальца руки и движется проксимально к туловищу. Мы обычно считаем, что ци во всех каналах движется в направлении их установленного пути, но этот вопрос наиболее явно открыт для обсуждения.

Бирч (Birch) и Фэлт (Felt) отмечают, что только строящая ци или канальная ци детально описана как действительно текущая в каналах (15). Что происходит с другими видами ци, представляется довольно неясным. Однако одним из фундаментальных качеств ци является то, что она движется. Определенно, защитная ци переходит из наружного в течение дня во внутреннее ночью, а юань-ци распространяется по телу через тройной обогреватель. Дав такое непрямое свидетельство, мы полагаем, что безопасно говорить, что все ци в теле движутся. Вопрос в том, в каком направлении она течет в особых каналах?

Основываясь на обсуждении в «Большом трактате» различий между течением ци в особых каналах и течением в главных каналах, разумно сделать предположение, что ци в особых каналах течет в том же самом направлении, как и их установленные траектории.  Говоря в общем, траектории особых каналов идут от дистального к проксимальному и от ножного к головному (16). Это согласуется со всеми поверхностными вторичными сосудами – соединительными сосудами, сухожильными каналами, и кожными областями – которые проходят проксимально к туловищу и голове. Далее, классические источники явно считают, что только защитная ци обитает в этих каналах. Помня об этом, можно сделать вывод, что защитная ци течет сходным образом внутри особых каналов. А если так, то траектории особых каналов отличаются от других вторичных сосудов множеством важных путей. Первое, даже приняв интерпретацию их средней глубины, они проходят гораздо глубже, чем другие так называемые вторичные сосуды. Второе, хотя траектории других вторичных сосудов описаны как начинающиеся вблизи точек цзин-колодцев или соединительных точек Ло связанных с ними каналов, описания особых каналов начинаются гораздо боле проксимально, чем эти (17).

Траектории особых каналов, перед тем как они «ответвляются» от главного канала, определяются либо нашей интерпретацией, либо неизвестны, либо не существуют. Многие исследователи, как европейские, так и японские, кажется допускают, что особые каналы имеют некую клиническую траекторию параллельную, но отделенную от главных каналов, простирающуюся дистально от места, где они действительно ответвляются от главного канала (18). В шанхайском учебнике акупунктуры, который мы знаем как «Акупунктура, полный текст», авторы описывают траектории особых каналов в принятой манере. Однако их иллюстрации типично изображают эти пути как начинающиеся на конечностях, тем же способом, как у главных каналов (19). Это до некоторой степени необходимо, поскольку на ножных Ян и ручных Инь каналах траектории особых каналов идут противоположно траекториям главных каналов. Глава 11-я Лин-шу не упоминает каких-либо траекторий для каких-либо особых каналов перед тем, как они ответвляются от главного канала. Как мы уже видели, в то время как сам текст часто подразумевает некие уже существующие пути особых каналов, особые каналы обсуждаются лишь от точки их ответвления вперед. (20).

Если мы примем дословное прочтение 11-й главы Лин-шу и интерпретируем особые каналы как действительно возникающие в «бе», то будет трудно понять, почему в них может течь только защитная ци. Понятно, что особые каналы не ответвляются (бе) от вторичных сосудов, содержащих защитную ци, а – от главных каналов, которые содержат строящую, в некоторой степени, юань-ци. По определению, главные каналы не могут содержать защитную ци, по меньшей мере, в здоровом состоянии. Даже если мы примем предположение, что защитная и строящая ци всегда текут вместе в одинаковом направлении, они наиболее определенно текут отдельно одна от другой. Вдобавок к утверждению о противотоке защитной ци, 34-я глава Лин-шу («О пяти состояниях хаоса») ясно говорит, что наличие защитной ци в главных каналах является тем самым описанием хаотичной ци.

«Император Хуан спросил:

- Что такое противоток и что такое хаос?

Ци Бо ответил:

- Ясная (clear) ци является Инь, мутная (turbid) ци является Ян. Строящая ци течет в том же самом направлении как сосуды, тогда как защитная ци течет в противоположном направлении. Когда ясная и мутная взаимодействуют между собой и находятся в беспорядке в груди, это называют тяжелой патологией».

Тем не менее, поскольку многие подходы к лечению особыми каналами получают доступ к их путям через точки акупунктуры, расположенные значительно дистальнее от их точек ответвления, мы должны также исследовать возможность того, что при всех намерениях и целях, сами особые каналы начинаются где-то дистальнее от точек реального ответвления. Возможно согласуясь с другими вторичными сосудами, особые каналы начинаются в точках цзин-колодцах и просто параллельны главным каналам, пока они не создадут свой собственный {путь} в точке ответвления. Это может добавить вес стратегии перекрестного укалывания для доступа к ним и еще больше укрепить предполагаемую связь между соединительными сосудами, особыми каналами и защитной ци. Если так, то ясно, что в то время как защитная ци может действительно проходить вдоль траекторий особых каналов, защитная ци не является единственным видом ци, обладающим таким путем.

Ройстон Лоу говорит, что особые каналы обеспечивают другой вектор для циркуляции защитной ци (21). Далее, многие особые каналы оканчиваются у глаз, которые являются начальной точкой дневной циркуляции защитной ци. Глава 62-я Лин-шу «Регулирование каналов» говорит, что защитная ци циркулирует в янских каналах в дневное время и в иньских внутренних органах – в ночное время. Циркуляция защитной ци через янские каналы начинается у глаз, где она передается вдоль ручного и ножного Тай Ян каналов мочевого пузыря и тонкого кишечника. Хотя существует много интерпретаций, как именно защитная ци достигает глаз, 18-я глава Лин-шу «О порождении и встрече строящей и защитной» говорит, что «Строящая ци выходит из среднего обогревателя, тогда как защитная ци выходит из верхнего обогревателя». Является дли это ошибкой в тексте или нет, но это предмет некоторого противоречия. Тем не менее, связь между защитной ци и грудной ци хорошо установлена. Наследственная (ancestral) ци (цзун-ци, zong-qi), ци груди, и верхнее море ци (шан ци хай), по меньшей мере частично, понимаемы как «строящая и защитная ци, возникающие из пищи и питья и сочетаемые с дыханием чтобы накапливаться в груди» (22).

Все эти рассмотрения начинают срастаться, когда мы вспоминаем, что лишь несколько ясных утверждений относящихся к особым каналам, касаются их траекторий через сердце и грудную клетку. Наиболее точным утверждением, которое мы можем сделать по этому предмете является то, что особые каналы все связаны с или проходят сквозь ци груди – наследственную (ancestral) ци. Что это значит, что особые каналы проходят через грудную клетку?

Альтернативная модель

Для правильного понимания наследственной ци мы должны понять её связь с юань-ци. Наследственная ци является активным выражением юань-ци {исходной, изначальной ци}. Исходная ци хранится в нижнем обогревателе, в нижнем море ци, тогда как наследственная ци хранится в верхнем обогревателе в верхнем море ци. Наследственная ци составлена из посленебесной ци (23), а юань-ци составлена и из посленебесной и из прежденебесной ци. В то время как юань-ци фокусируется во вратах жизни (мин-мэнь) между двумя почками, наследственная ци накапливается в центре груди (дань чжун) между двумя грудями. Объединение этих двух типов ци известно как «истинная ци» (чжэнь-ци). Глава 75-я Лин-шу «Правила укалывания истинной и вредной [ци]» говоря о соразмерности укалывания истинным патогенам, утверждает: «Истинная ци является соединением ци, полученной от Неба и ци зерна, ставшими проявленными в теле». Таким образом, мы можем видеть, что наследственная ци и юань-ци тесно связаны, и что юань-ци проявляет себя ежедневно через наследственную ци. Такая динамика происходит по всему телу, но происходит особым образом в море ци в груди.

Чжан Цзе-бинь комментирует в своей Лэй-цзин («Классика категорий»), что «Центр груди является морем ци», и «Центр груди находится в середине груди, между двумя грудями» (24). Более того:

«Сердце командует, потому что оно является правителем. Существует необходимость в распространении приказов, посланий и решений, и центр груди управляет и командует ци для распространения и для распределения Инь и Ян» (25).

Здесь мы видим, что центр груди является активным посланцем сердца и отвечает за связь между сердцем и всей остальной ци. Несмотря на то, что особые каналы легких и тройного обогревателя не проходят напрямую через сердце, они, тем не менее, находятся в непрямой связи с ним, посредством их прохождения через верхнее море ци.

Очевидно, что авторы 11-й главы Лин-шу не были заинтересованы в том, чтобы обеспечить нас подробным руководством в отношении особых каналов. Они удовлетворились просто указав нам общее направление. Как мы уже отмечали, одной из нескольких вещей, которые мы действительно знаем об этих каналах, является то, что они проходят через грудную клетку, некоторые характерным образом через сердце, а остальные через грудную полость в целом. Мы считаем, что здесь подразумевается, что при пересечении грудной клетки все особые каналы соединяют ци цзан и фу с истинной (true) ци, то есть объединяют наследственную (ancestral) и изначальную (юань) ци. Такое предположение согласуется со всей базовой информацией, которую мы имеем относительно особых каналов. Более того, это объясняет, почему особые каналы доказанную клиническую пользу при лечении не только глубоких висцеральных патологий, но также и нарушении, чаще связанных с защитной ци.

Такое предположение согласуется с нашим видением особых каналов как фундаментальной оси {проходящей} между внутренним и наружным тела. Особые каналы могут обеспечить важнейший путь для прохода внутрь преимущественно наружной защитной ци назад в ядро {к корням} и для прохода наружу по существу внутренней изначальной {юань} ци на периферию. Таким образом, становится видно, как исходный Ян (юань Ян) не только контактирует, но и усиливает защитный Ян (Вэй Ян).

Нашей целью здесь при задавании вопросов господствующей модели лечения особыми каналами на Западе не является простое академическое позирование. Перекрестно-укалывательная интерпретация особых каналов  является поучительной по многим причинам. Применяя данную модель, мы заканчиваем с системой особых каналов как с выполняющей те же самые функции, что и соединительные сосуды {Ло} по предотвращению попадания патогенов в главные каналы. Когда уже все сказано и сделано, укалывание точек цзин-колодцев может быть эффективной стратегией лечения в данном направлении, неважно, верит ли человек в то, что он достигает особых каналов или соединительных сосудов. С другой стороны, перекрестно-укалывательная интерпретация особых каналов явно создает много своих собственных допущений (главное допущение  состоит в том, что только защитная ци циркулирует в особых каналах) и такие допущения обеспечивают обратной связью (feed back) общую картину данного слоя проводников. По нашему мнению, подобные допущения в конечном итоге ограничивают потенциал клинического применения особых каналов как лечебной концепции. Мы считаем, что альтернативная модель циркуляции висцеральной ци и наследственной ци через особые каналы, которую мы представили, является совместимой с имеющимися источниками материалов и дает возможность для более широкого диапазона клинического применения. Наоборот, согласно нашему опыту такие концептуальные рамки должны точно отражать эффект системы особых каналов, которые мы наблюдаем в клинике.

 

Примечания

1.  Аншульд, 1985: 83.

2.  «Ци цзин ба май као» Ли Ши-чжэня («Личная критика восьми сосудов экстраординарных каналов)» уравнивает сосуд Дай с шестью соединениями (confluences). «Сосуд Дай горизонтально связывает все сосуды, поэтому он рассматривается как шесть соединений». Ян-вэй управляет наружным, влияние его аналогично Небу. Инь-вэй управляет внутренним, влияние его аналогично Земле. Сосуды Инь и Ян-цяо управляют Инь и Ян каналами {идущими} по сторонам тела, и вместе их влияние аналогично востоку и западу. Чун, Жэнь и Ду управляют внутренней осью тела, их влияние подобно северу и югу. Сосуд Дай соединяет все тело в единое целое, поэтому его влияние аналогично шести соединениям. Точно так же, как шесть соединений обеспечивают единую концепцию {точку зрения} для пространственных связей, так и сосуд Дай организует все экстраординарные сосуды в единое целое. Это, однако, не подразумевает, что экстраординарные сосуды являются синонимами особых каналов.

3.  Такая интерпретация данного отрывка взята из Кун-мин У: 146. С целью сделать ясным предыдущее обсуждение, мы должны поменять его «шесть космических коррелятов» на шесть соединений (confluences).

4.  Личные отношения с синологом Хуан Ин-цзунем.

5.  Хуай Нань цзи: 141.

6.  Цы юань («Источник слов»): 164.

7.  Там же, 164.

8.  Лоу: 131.

9.  Дурон и др.: 66.

10. Кеспи: 359.

11. Лоу: 131.

12. Лоу: 129-130.

13. Там же.

14. Чжан И-нань: том 7: 43.

15. Бирч и Фэлт, 1999: 149.

16. Траектория ручного Шао Ян канала тройного обогревателя является исключением из этого правила. Его траектория следует вниз от верхушки головы.

17. Имеется два разных, но связанных типа соединительных сосудов. Наиболее общепризнанным типом соединительных сосудов на Западе являются пути, которые соединяют Инь и Ян пары каналов через точки Ло. В то время как траектории этих путей ясно описаны в Лин-шу, они ясно осмыслены как часть гораздо более крупной и более диффузной системы соединительных (network) сосудов. Поэтому они отнесены к «соединительным ответвлениям» (network branches) (ло чжи). Соединительные сосуды, как более крупная и общая концепция, описаны в 10-й главе Лин-шу следующим образом: «Сосуды, которые можно видеть, – это соединительные сосуды. Они проходят вдоль путей, которые недоступны [для главных каналов], приходя и уходя, и распространяясь в коже. Траектории этих соединительных сосудов приблизительно параллельны главным каналам. Существует два основных метода укалывания этой крупной системы соединительных сосудов. Первый состоит в кровопускании завязанных (binding) (цзе) мест, где видны кровеносные сосуды. Второй включает укалывание точек цзин-колодцев с применением перекрестной (cross-needling) техники». Эта последняя техника предполагает, что траектории соединительных сосудов, как общей системы, начинаются в точках цзин-колодцах.

18. Секи, Ири, Кеспи, Лоу.

19. Бенски и О’Коннор: 76-80.

20. По общему признанию, многие способы лечения особыми каналами полагаются на выбор точек, которые лежат дистально к реальным «би», или «точкам ответвления», некоторые из которых являются, по нашему мнению, более клинически полезными, чем другие. В то время, как окончательное доказательство может действительно оказаться в эмпирическом пудинге, в настоящее время мы должны ограничить себя самими текстовыми материалами, чтобы не потеряться в циркулярной логике. В связи с этим вопросом, общепринятые способы лечения экстраординарными сосудами показывают, что нет необходимости иметь прямую связь между точкой и каналом, который она подразумваетму, для доступа к ней, чтобы оказать влияние. {Например} не существует прямого соединения между точкой ле-цюэ (Р-7) и жэнь-май, и, тем не менее, данная точка рассматривается как ключевая точка для доступа к этому сосуду.

21. Лоу: 127.

22. Нэй цзин Цзян ян («Изложение внутренней классики»): 48.

23. Наследственная (ancestral) ци является ци источника (source). Вайзман и И (Waseman and Ye) определяют «ци источника» как «базовую форму ци в теле, которая ссотавлена из сочетания трех других форм: сущностной (essential) ци почек; ци зерна и воды {питья} возникающей из трансформирующей функции {ци = функция} селезенки; и воздуха (большой ци), втягиваемого через легкие. Ци источника выделяется из почек (или врат жизни) и сохраняется в киноварном поле. Она является основой всей физиологической активности: 548.

24. Лэй-цзин («Категории классики»), Ши эр гуань «Двенадцать чиновников»: 30.

25. Там же.

 

 



 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010