Время в медицинской ицзинистике



Время – медицина – И-цзин

Познание времени в учении медицинской ицзинистики

(Из У Цзинь, Ван Юншэн «Сто ответов на вопросы о «Чжоу И»», пер. с китайского, Киев, Ника-центр, 2001 г., вопрос 98, адаптировано)

Стволы и ветви - это образно-числовые знаки, с помощью которых записывают годы, месяцы, дни [часы] и время [вообще].

Ритмы-трансформации и ци (юнь-ци) предсказывают циклические закономерности, происходящие в окружающей среде и экологические изменения.

«Искусство чисел» («шу-шу») делает выводы о прежденебесных, то есть врожденных, способностях человека и о посленебесной судьбе и тенденциях поступков данного человека, действуя с помощью циклических знаков стволов и ветвей.

Взаимный отклик Неба и Человека показывает связь времени и пространства с нашей жизнью, а также природную информацию о жизни человека используя систему стволов и ветвей.

С помощью стволов и ветвей можно понять отношения символов-образов гуа, схем Хэ-ту и Ло-шу, Инь Ян и пять элементов с древней астрономией, а также источник их происхождения. Хронологическая система стволов и ветвей обладает глубоким смыслом, смыслом которой является концепция времени и пространства. Соответствия времени и пространства в системе стволов и ветвей показывают нам тесную связь китайской медицины и древней астрономией, взаимный отклик Неба и Человека.

Теперь объясним эти концепции.

Время и пространство в системе «стволов и ветвей» можно как относительные понятия, и как однородные понятия.

1. Относительность времени и пространства

Наиболее ранний известный сейчас китайский календарь – это лунно-солнечный с добавлением високосного месяца каждые четыре года. Этот календарь специально описан в «Счетном каноне чжоуского гномона». О времени в этом Каноне говорится: «Луна соединяется с Солнцем, и это становится одним месяцем»; «Солнце возвращается к себе, и это становится одним днем»; «Солнце возвращается к планетам, и это становится одним годом». Это конкретные определения года, месяца и дня, которые позволяют проводить измерения суток, месяцев и лет - это закономерности движения Солнца, Луны и звезд относительно друг друга. Отсюда вытекает относительность времени.

Относительность пространства в системе «стволов и ветвей» подтверждена исследованием движения солнечной тени в «Счетном каноне чжоуского гномона». Там сказано, что при наблюдении за тенью, падающей от шеста длиной в восемь чи, в день Зимнего солнцестояния в полдень тень падает на север. В это время тень длиннее всего, она составляет 1 чжан, 3 чи и 5 цуней. В период Летнего солнцестояния в полдень тень падает на юг. В это время тень самая короткая, она составляет 1 чи и 6 цуней. Тень в Зимнее солнцестояние в полдень соотносится с Ян, находится под знаком Цзы, на позиции триграммы Кань. Тень в Летнее солнцестояние в полдень соотносится с Инь, находится под знаком У, на позиции триграммы Ли.

Поэтому в «Каноне» говорится: «Зимнее солнцестояние следует триграмме Кань и Ян, находится под знаком Цзы. Солнце встает под знаком триграммы Сюнь и заходит под знаком триграммы Кунь - солнечный свет виден недолго и поэтому холодно». «Летнее солнцестояние следует триграмме Ли и Инь, находится под знаком У. Солнце встает под знаком триграммы Гэнь и заходит под знаком триграммы Цянь, солнечный свет виден долго и поэтому жарко».

Так определено соответствие восьми триграмм сторонам света на земной поверхности. Циклический знак Цзы и триграмма Кань обозначают строго северное направление, знак У и триграмма Ли обозначают строго южное направление.

В день Зимнего солнцестояния Солнце встает в стороне света, обозначенной триграммой Сюнь, а садится в стороне, обозначенной триграммой Кунь. В этот день светлое время суток наименее продолжительно, солнечный свет виден недолго, погода холодная. В день Летнего солнцестояния Солнце встает в стороне, обозначенной триграммой Гэнь, а садится в стороне, обозначенной триграммой Цянь. В этот день светлое время суток наиболее продолжительно, солнечный свет виден долго, погода жаркая.

В этом состоит смысл и исток Инь Ян и восьми триграмм. Позже, когда это учение дополнили и развили, появились новые разделения - на восемь прежденебесных и восемь посленебесных триграмм, 64 прежденебесные и 64 посленебесные гексаграммы.

Из изложенного в «Счетном каноне» ясно, что восемь триграмм являются обозначениями Инь Ян, а также сторон света в горизонтальной системе координат, расположенной на поверхности Земли. Стороны света обозначались «земными ветвями» и знаками гуа, поскольку их системы координат совпали после наложения на земную поверхность.

Хотя наблюдателю на поверхности Земли она кажется неподвижной, Земля постоянно движется относительно небесных тел. В Древнем Китае для наблюдения небесных явлений использовали три системы координат: горизонтальную систему, совпадающую с земной поверхностью, экваториальные и эклиптические координаты. Поскольку все эти системы координат имели связь с наблюдателем, стоящим на земной поверхности, то пространство выглядело как относительное.

2. Однородность времени и пространства

Знаки гуа и «земные ветви» служили для обозначения как времени, так и пространства. Любому положению Солнца, Луны, пяти планет и «трех Оград» - сань юань (трех участков центральной области неба - центрального дворца), а также 28 созвездий и звезд относительно друг друга соответствовало определенное время. Время и пространство очень тесно связаны, находясь в полной координация. Это доказывается и при рассмотрении способов измерения и построения окружности в древнем Китае.

Год в традиционном календаре с високосным месяцем содержит 365 и 1/4 дня. А круг, который Солнце проходит по экватору (после эпохи Хань говорили также об эклиптике), тоже определялся в 365 и 1/4 градуса. Согласно древним книгам по астрономии, круг экватора и круг эклиптики равно имеют угловую меру в 365 и 1/4 градуса, а не 360, как считается сейчас. Учитывая такой подход к измерению окружности, можно говорить о двух смыслах - пространственном и временном - у знаков гуа, небесных стволов и земных ветвей.

Астрономический смысл этого явления состоит в том, что древние использовали местное истинное солнечное время, поэтому время и соотнесение Солнца с расположением в пространстве других небесных тел были тесно связаны. Сейчас же используют два понятия времени: среднее солнечное время и местное (гражданское) время. Сейчас время воспринимается как измерительная шкала прибора. Его связь с расположением небесных тел и их влиянием на вещи и людей искусственно разорвана. Поэтому нашим современникам практически невозможно понять суть влияния Инь Ян на вещи и людей, влияния, которое описывали древние с помощью знаков гуа, небесных стволов и земных ветвей.

Суммируя, можно сказать, что пространство и время стволов и ветвей - это относительные и при этом однородные пространство и время. Такие свойства времени и пространства отразили учение Инь Ян и взаимный отклик Неба и Человека. Ниже продолжено рассмотрение этой проблемы.


3. Влияние Инь Ян на человека и вещи (соответствия пространства и времени), его астрономическая посылка - необходимость учитывать влияние всех небесных тел.

Поскольку Земля вращается и вокруг своей оси и вокруг Солнца, то необходимо учитывать влияние всех небесных тел на земной шар, на вещи и на людей на его поверхности. Часть поверхности Земли, где сейчас день, подвергается влиянию небесных тел, которые находятся напротив нее. Другая часть поверхности Земли, где сейчас ночь, подвергается влиянию других небесных тел, которые находятся напротив нее. За сутки Земля делает один оборот вокруг своей оси; в первом случае процесс выражен как относящийся к Ян, во втором - как относящийся к Инь. Вместе Ян и Инь части процесса выражают всё наличное влияние небесных тел в их движении на вещи и людей на поверхности Земли.

Самый явный пример этого процесса - это смена дневной и ночной температуры на Земле. Учение Инь-Ян говорит об этом: «Смысл Инь и Ян согласуется с Солнцем и Луной» («Комментарий привязанных слов»); «числа Инь и Ян – это законы Солнца и Луны» («Счетный канон чжоуского гномона»).

Здесь говорится, что длина дня определяется протяженностью светлого времени суток, - отсюда выражение: «Солнце господствует над Ян». Светлое время суток можно также рассматривать как отклик на влияние небесных тел. Когда Солнце садится, то выходит Луна, когда поднимается Солнце, то свет Луны исчезает, поэтому Луну относят к Инь, что подразумевает отклик на влияние небесных тел ночью. Эти обобщения намекают на суточную, месячную, годовую цикличность движения, которая присуща организму человека и всему сущему, а также самой Земле.

В Нэй-цзин описаны суточные закономерности движения ци и крови в организме по 12-ти каналам-цзин. Цикличность появления годичных колец у деревьев подтверждает универсальность таких закономерностей. Современное учение о биологических часах лишний раз подтверждает научность данного обобщения. Поэтому закономерности, описываемые Инь Ян, имеют под собой определенную научную основу.




 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010