Тройной обогреватель



Тройной обогреватель. Классические и современные представления.

Ален Брио

(Alain Briot – «Le Triple Rechauffeur. Interpretations classiques et modernes». - Meridiens, 1982, pp.71-88)

Краткое изложение

 Тройной обогреватель (далее – ТО) – условный орган в традиционной анатомии и физиологии, встречается во всех китайских медицинских текстах, как в древних, так и в современных. Автор выдвигает возможные причины и этапы развития представлений об этом органе, которые стали неотъемлемой частью традиционной системы. В статье приведен обзор таких классических источников китайской медицины как Су Вэнь, Лин Шу и Нань-цзин, упомянуты некоторые традиционные толкования, которые составляют основу многовековых противоречий между учеными Дальнего Востока и Запада, школы «органиков», занятой поисками анатомического субстрата, и школы «функционалистов», рассматривающей ТО как функцию. ТО время от времени отождествляется то с сальником, то с совокупностью серозных оболочек (плевра, брюшина), то с самой брюшной полостью, а также с трахеей и с лимфатической системой, поджелудочной железой и желчными протоками, наконец, с иммунной, эндокринной, парасимпатической системами и так далее. Споры все еще продолжаются, однако ясно, что понятие ТО органично вписывается в традиционные представления и не может быть отделено от них, и всякие попытки объяснения его с современных научных позиций обречены на неудачу.

 

 Понятие Тройного обогревателя

(краткий обзор современных и классических представлений)

ТО, по-китайски «сань-цзяо» - это условный анатомический орган, обязательный для целостной анатомо-физиологической системы традиционной китайской медицины. Под этим термином скрывается достаточно сложное и неопределенное понятие, которое с самых древних времен привлекает внимание китайских комментаторов. Как будет показано ниже, все попытки объяснить ТО в свете современной западной науки вносят еще большую неясность. Не будем участвовать в этом споре, выдвигая очередную концепцию соответствия, а удовлетворимся ролью наблюдателей в этой полемике, длящейся ужу более 2.000 лет.

 

 Условия возникновения понятия тройного обогревателя

Чтобы четко сформулировать проблему ТО, условимся, что это понятие появилось из необходимости увязать объективную реальность с предустановленными философскими законами.

По-видимому, китайцы унаследовали от буддийской медицины Индии примитивную анатомическую систему «пяти внутренних органов» (печень, сердце, селезенка, легкие и почки). Привлекательность данной пятеричной системы для китайцев заключалась еще и в том, что она прекрасно согласовывалась с даосским правилом пяти элементов, согласно которому все, составляющее Вселенную, можно распределить на пять категорий, соответствующих космическим элементам: Дереву, Огню, Почве, Металлу и Воде.

К этим пяти полным внутренним органам (цзан – «накопители») были присоединены соответствующие им пустые внутренности (фу – «вместилища»): желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник и мочевой пузырь. Данное противопоставление полных и пустых органов («органы-хранения» и «органы-переработки» по Сулье де Морану) соответствовало дуалистической концепции Инь – Ян, согласно которой Вселенная (макрокосм и микрокосм) управляется двумя противоположными и взаимодополняющими началами: Инь – отрицательным, которому соответствует Земля, холод, сырость, темнота, женский пол и Ян – положительным, которому соответствует Небо, тепло, сухость, свет, мужской пол.

Параллельно с системой пяти цзан и пяти фу китайцы создали систему циркуляции двенадцати меридианов (Цзин – Ло), воображаемых сосудов, по которым циркулирует энергия ци, обычно называемая «жизненной энергией».

Уже после разработки этой системы меридианов древние китайцы догадались связать каждый меридиан с определенным внутренним органом. Между тем, на 12 меридианов нашлось лишь 10 внутренних органов, поэтому встал вопрос о существовании еще двух внутренних органов (одного цзан и одного фу).

Для дополнительного органа цзан последовательно принимались разные решения, которые, в конце концов, более или менее успешно оказались объединены. Согласно с наиболее древними представлениями предполагалось существование условного органа, помогающего сердцу, «великому правителю всех других органов», и, в случае необходимости, его заменяющего. Им стал так называемый «хозяин сердца» (синь-чжу). В качестве его анатомического субстрата рассматривали жировую клетчатку, серозные оболочки и связки средостения, обязательно включая туда и крупные сосудистые стволы, выходящие из сердца. Этот разнородный комплекс называли «оболочкой сердца (синь-бао), что часто переводится слишком узко как перикард.

Спустя столетия такое решение перестало удовлетворять. Действительно, трудно было считать оболочку сердца полным органом. Тогда было выдвинуто довольно странное решение. Легкие и почки – парные органы – всегда рассматривали как один орган, и чтобы получить шестой орган цзан, решили разделить почки [на две]. Левая почка, осталась собственно почкой, а правая в этом варианте стала «воротами судьбы» (мин-мэнь), откуда выходит врожденная энергия (юань-ци), играя основную роль в работе половых органов. Это хорошо объяснено в Нань-цзин («Трудная классика», составленная во времена поздней династии Хань).

 

36-я трудность:

«Каждый внутренний орган в единственном числе, только почки – пара органов. Почему так? Причина в том, что у них разные функции. Левая почка является собственно почкой, а правая – это мин-мэнь (врата судьбы). Мин-мэнь – это обитель тонкого духа (цзин шэнь), место, с которым связана врожденная энергия. У мальчиков это место, где накапливается мужская сущность [цзин], у девочек это все, что связано с маткой. Вот почему можно сказать, что почка тоже одна».

Принимая такое решение, отождествляя правую почку с мин-мэнь, источником врожденной энергии, этот мин-мэнь одни помещали справа, в то время как другие теоретики считали мин-мэнь расположенным между двумя почками, под пупком, как об этом говорится в 66-й трудности Нань-цзин. Здесь одно из противоречий данного трактата, что доказывает его компилятивный характер и демонстрирует, насколько произвольно толкование основных канонов китайской медицины.

По разным соображениям, среди которых учитывались и связи между Водой и Огнем – управитель сердца и правую почку объединили в единую функциональную систему. Столкнувшись с необходимостью выделения шестого пустого органа фу, китайцы снова призвали на помощь свое воображение. Они предположили существование в трех уровнях туловища (над диафрагмой, над брыжейкой и под брыжейкой [сальником]) некоего «сверх-органа», принимающего участие во всех главных функциях организма. Это три обогревателя, поставляющие энергию, необходимую для подъема врожденной энергии, разделения ее на кровь (питающую жидкость) и защитную энергию; тепло, необходимое для их функционирования и так далее. Короче говоря, за всеми главными функциями организма – поддержанием гомеостаза, питанием, воспроизводством… стоит ТО, скрытый, но мощный котел.

 

Классические тексты

Занимающийся изучением классических тестов китайской медицины столкнется со множеством сложностей. Ограниченное число используемых в древних тестах иероглифов имеет глубокий и сложный, часто неоднозначный смысл, что создает трудности при его истолковании. Например, иногда изображена лишь фонетическая часть иероглифа, что оставляет слишком большое место воображению. В другом месте символика китайского письма требует глубокого знания культурного контекста той эпохи. Лаконичный, обтекаемый и полный метафор стиль добавляет неопределенности. Наконец, последнее, тот факт, что основные классические тексты являются компиляциями и, как мы уже видели, имеют множество противоречий, совсем сбивая с толку даже самого искушенного читателя.

Наиболее древние упоминания о ТО мы встречаем в Нэй Цзин (классический внутренний трактат). Это произведение состоит из двух частей: «Су Вэнь» («Простые вопросы») и Лин Шу, называемую еще «Чжэнь Цзин» («Классика иглоукалывания»). Наиболее древние места этого текста датируются пятым веком до нашей эры (эпоха Борющихся царств), а наиболее поздние написаны около 200 года нашей эры (поздняя Хань). В восьмом веке Ван Бин объединил разрозненные тексты в единое произведение. Именно на этот источник обычно и ссылаются. Установлено, что отрывки, упоминающие о шести внутренних органах фу, написаны позднее первого века нашей эры.

В 18-й главе Лин Шу содержатся самые точные сведения: «Верхний обогреватель берет начало в верхнем отверстии желудка. Он поднимается вверх вместе с пищеводом, пересекает диафрагму и заканчивается, распространяясь в груди».

«Средний обогреватель идет вдоль средней части желудка. Он начинается позади верхнего обогревателя. Здесь он вбирает энергию пищи, отделяя лишнее, очищает переваренную часть, извлекает сущность [цзин] и поднимает ее в сосуды легких. Здесь она превращается в кровь, функцией которой является поддержание жизни тела. Неудивительно: только этот вид энергии может двигаться по меридианам, выполняя в них свою функцию. Он называется энергией Жун (Ин).

«Нижний обогреватель отделяет в кишечнике шлаки и переносит их к мочевому пузырю, где они подвергаются фильтрации».

В другом месте той же главы Лин Шу функция каждого обогревателя суммируется единственным иероглифом:

«Верхний обогреватель – это туман, поднимающийся над землей (У)».

«Средний обогреватель – это кипящий котел (Су)».

«Нижний обогреватель – это вытекающие нечистоты (Ду)».

Интересна метафора, обозначающая обогреватели: этот иероглиф содержит в качестве ключа огонь с другими иероглифами, где один имеет ключ дождь, а два других – воду, что напоминает изображение перегонного куба. Под действием огня среднего обогревателя комок пищи кипит в роге [изгибе] желудка, вверх от него поднимается летучая часть и распределяется под действием огня верхнего обогревателя, а вниз опускаются остатки пищи, удаление которых активируется огнем нижнего обогревателя.

В Лин Шу находим интересный отрывок, часто используемый в качестве аргумента «органиками»:

«У людей с грубой кожей ТО и мочевой пузырь толстые. У людей с тонкой, нежной кожей ТО и мочевой пузырь тонкие. У людей с вялой кожей мочевой пузырь и ТО дряблые. У людей с безволосой и упругой кожей мочевой пузырь и ТО находятся в тонусе. У людей с красивыми жесткими волосами мочевой пузырь и ТО без отклонений. У людей с редкими волосами мочевой пузырь и ТО напряжены».

Вероятно, в этом отрывке подразумевается нижний обогреватель.

Су Вэнь содержит очень мало сведений о ТО. В главе 6-й находим:

«Функцией тройного обогревателя является внутреннее орошение. Он открывает дорогу жидкостям».

Ясно, что речь здесь идет только о нижнем обогревателе. С другой стороны, Су Вэнь приводит описание деталей патологии, связанной с ТО (глава 17-я):

«Ян получает ци от верхнего обогревателя, при помощи ее он согревает пространство между мышцами и кожей. Если есть внешнее охлаждение, значит обогреватель засорен. [Тогда] холод становится полновластным хозяином поверхностных слоев тела, что проявляется дрожью.

Хуан Ди:

- Как недостаток Инь порождает внутренний жар?

Ци Бо:

- Если ци тела слабеет из-за усталости или недостаточной выработки ци из пищи, то верхний обогреватель находится в параличе, а желудок засорен. [При этом] ци желудка разогревается и пропитывает грудь изнутри – это и есть внутренний жар.

Хуан Ди:

- Как избыток Ян ведет к появлению внешнего жара?

Ци Бо:

- Когда нарушена проходимость верхнего обогревателя, то кожа становится плотной, кожные устья (цоу-ли) закрываются, а поры (сюань-фу) уничтожаются [сглаживаются]. Вэй (защитная энергия) не может излиться наружу и это вызывает перегревание».

Другие сведения относительно патологии, связанной с ТО, приведены в «Цзинь гуй яо лю» («Сокровищах золотых ларцов»), написанной Чжан Чжун-цзином, «китайским Гиппократом», в конце 2 века нашей эры:

«Когда лихорадка находится в верхнем обогревателе, это проявляется упорным кашлем, ослабляющем легкие. Когда лихорадка находится в среднем обогревателе, живот становится горячим (из-за задержки пищи). Когда лихорадка поражает нижний обогреватель, то появляются нарушения мочеиспускания и кровь в моче».

 

Другим фундаментальным трудом, посвященным исследованию ТО, является Нань-цзин («Трудный канон»). Этот трактат, состоящий из комментариев к 81-му трудному отрывку из Нэй Цзин, традиция приписывает знаменитому хирургу древности Бянь Цюе (5 век до нашей эры). В действительности это произведение, по-видимому, также является компиляцией и составлено в поздний период правления династии Хань (25 г. до н.э. – 219 г. н.э.). Окончательно текст был оформлен и прокомментирован Хуа Шоу (1361 г.). Особый интерес для нас представляет 31-я трудность:

«Тройной обогреватель – это дорога воды и пищи, откуда начинается и куда возвращается ци».

«Верхний обогреватель располагается под сердцем. Он находится под диафрагмой, в верхнем отверстии желудка. Он управляет поступлением пищи, но не ее выведением. Точка воздействия на него находится на груди, на один палец (цунь) и шесть фэней ниже точки юй-тан, в углублении между молочными железами».

«Средний обогреватель располагается в середине желудка, не ниже, не выше. Он управляет смачиванием и перевариванием пищи. Точка воздействия на него находится непосредственно рядом с пупком (точка тянь-шу)».

«Нижний обогреватель соответствует верхнему отверстию мочевого пузыря. Он управляет отделением чистого от нечистого. Регулирует выделение, но не поступление, потому что его функцией является выведение наружу. Точка воздействия на него находится на один палец ниже пупка (точка инь-цзяо)».

Если в 31-й трудности дано довольно точное определение локализации ТО, то 25-я и 38-я трудности повергают в недоумение, сообщая, что ТО имеет название, но не имеет формы. Это одно из наиболее важных противоречий Нань-цзин.

 

25-я трудность:

«Управитель сердца (оболочка сердца) и ТО соответствуют друг другу, соотносятся как внутреннее и наружное. Они имеют имя, но не имеют формы».

 

38-я трудность:

«Полных органов пять, пустых внутренностей шесть. Почему так? Мы считаем, что пустых внутренностей тоже шесть, добавляя к ним ТО. Это – особый проводник врожденной энергии (другой возможный перевод – функция отделения врожденной энергии). Он контролирует все виды энергии и имеет имя, но не имеет формы. Поскольку ему соответствует Шао Ян руки, то его считают отдельным пустым органом. Именно поэтому говорят, что есть шесть пустых органов».

Данное утверждение, что ТО имеет имя, но не имеет формы окажется в центре полемики, разделившей исследователей вплоть до наших дней на «органиков» и «функционалистов», и воспринимается как каноническое теми, кто видит в ТО разумную сущность.

 

Обсуждение

Мы представили основные положения традиционных текстов, характеризующие ТО, и теперь можем приступить к попытке объяснить, что представляет собой этот таинственный орган.

Известно, что в соответствиями с концепциями даосизма, устройство человека является моделью устройства Вселенной, с которой человек находится в резонансе. Чтобы понять, как древние китайцы представляли себе физиологию человека, надо сначала познакомиться с их взглядами на устройство космоса.

Достаточно ясно они изложены Калтермарком:

«Видимая Вселенная – это эманация Дао, в которой Инь и Ян (отрицательное и положительное начала) неразрывно слиты, существуя в виде недифференцированной энергии, которая называется первичной энергией (юань-ци). Разделяясь, Инь и Ян образовали Небо и Землю, а их смешивание породило людей и всех живых существ. Мы, таким образом, созданы из Инь и Ян, из небесной и земной энергий».

До появления каких-либо попыток морфогенетического обоснования человеческой жизни представлялось, что ее причиной являются эти две силы, заключенные в животе, где в течение всей жизни они проявляют себя биениями в межпочечной области. (Не подразумевали древние ли при этом биения брюшной аорты, хорошо заметные у худых людей?)

 

Снова вернемся к 66-й трудности Нань-цзин:

«Движущаяся энергия (дун-ци) между двумя почками под пупком – это жизненная энергия человека, корень двенадцати меридианов. Вот почему ее называют «первичной» (юань-ци). ТО является особым проводником этой первичной энергии. Он руководит движением трех ци (цзун-ци – наследственной энергии, ин-ци – питающей энергии и вэй-ци – защитной энергии) и распределяет их между пятью полными и шестью пустыми органами. Юань (врожденный источник) – это почетное название тройного обогревателя. Вот почему точки, куда приходит ци тройного обогревателя, называют «юань». При заболевании органов воздействуют на соответствующие точки юань».

Нижний обогреватель обеспечивает подъем первичной энергии к среднему обогревателю, расположенному на уровне желудка, который дополняет ее энергией, возникающей в результате пищеварения (увлажнения и переваривания пищи). Подпитанная энергией, возникающей за счет переваривания пищи, первичная энергия разделяется на две составляющие: Инь и Ян. Из Инь составляющей возникает кровь или, по крайней мере, питательные элементы крови (жун или ин), которые циркулируют в сосудах; Ян составляющая, летучая, образует защитную энергию (вэй), циркулирующую вне сосудов. Это разделение начинается на уровне среднего обогревателя. Начавшая разделяться первичная энергия выходит из кардиальной части желудка и поднимается в верхний обогреватель, где процесс разделения заканчивается. Отсюда кровь изливается в сосуды, а энергия – в меридианы (защитная энергия). В соответствии с другой классической теорией энергия жун и энергия вэй имеют внешнее происхождение: первая образуется и чистой части пищи, а вторая – из нечистой.

Рассмотрим подробнее функции каждого обогревателя, разные классические тексты в целом сходятся на том, что ему принадлежит энергетическая функция усвоения и превращения пищи в широком смысле слова. Поэтому он помогает селезенке и желудку в их работе по перевариванию пищи и поднимает возникающую при этом энергию на верхний уровень.

Верхний обогреватель, с одной стороны, контролирует поступление пищи, а также воздуха в легкие. С другой стороны, он помогает работе комплекса сердце – легкие в их функции распределения энергии, вырабатываемой из пищи, по всем тканям организма. Короче говоря, из-за своего расположения в средостении и связей с «управителем сердца», он обеспечивает доставку тепла, необходимого для работы сердца и легких.

Нижний обогреватель поставляет тепло, необходимое для всех превращений, происходящих на этом уровне: вследствие близкого расположения и связей с мин-мэнь он обеспечивает транспорт первичной энергии в верхний уровень и, равным образом, играет главную роль в выведении шлаков и работе половых органов.

Рассмотрим подробнее эти два момента.

Сначала надо уточнить некоторые понятия традиционной китайской анатомии. В соответствии с большинством классических трактатов мочевой пузырь имеет нижнее отверстие, но не имеет верхнего. Хотя это может и не понравиться страстным поклонникам китайской культуры, но древние китайцы не знали о существовании мочеточников. Некоторые современные авторы настаивают на обратном, пытаясь по-своему истолковать классическую схему почек, и считают мочеточниками пути, которые являются лишь воображаемыми почечно-сердечными восходящими каналами.

В работах эпохи Мин можно иногда встретить упоминание о нисходящем из почек канале. Однако, этот канал не соединяется с мочевым пузырем, а лишь проходит по его задней поверхности, заканчиваясь собственным отверстием, расположенным под уретрой. Поскольку почке приписывается половая функция, то этот путь является на самом деле предполагаемым семенным каналом.

На участие ТО в выработке спермы есть указания в Лин Шу:

«Когда ум человека спокоен и желания спят, то его сущность (цзин-ци) пребывает рассеянной в трех обогревателях, а питающая энергия ин распределяется по всем сосудам. Когда возникают мысли и страстные желания, три обогревателя объединяются, цзин-ци течет, переполняя пути, дренируется воротами судьбы и выводится наружу».

Рассматривая участие ТО в выработке мочи, необходимо учитывать, что, в соответствии с китайской физиологией, моча, как жидкий отход пищи, образуется в тонком кишечнике, откуда она фильтруется в мочевой пузырь силой действия нижнего обогревателя.

Обратимся к отрывку из японского источника «Тон и се», составленного в 1315 году Кадзивара Седзеном, который ссылается на медицинские тексты династий Сун, Тан и Чжун:

«Бянь Цюе говорит: Соединение между толстым и тонким кишечником (слепой кишкой) называют лан-мэнь («врата парапета»), в этом месте собираются вода и пища и с помощью лан-мэнь разделяются: вода проникает в мочевой пузырь и становится мочой. Остатки твердой пищи проходят в толстый кишечник и превращаются в кал. Таким образом, вода и твердая пища, выходя из желудка, попадают в тонкий кишечник. Из тонкого кишечника их принимает лан-мэнь, который и способствует их разделению. С другой стороны, над мочевым пузырем находится нижний обогреватель. Нижний обогреватель отделяет чистое от нечистого».

В большинстве анатомических схем эпохи Мин мы находим такое описание:

«Мочевой пузырь имеет нижнее отверстие, но не имеет верхнего. Его верхняя часть связана с тонким кишечником. С помощью нижнего обогревателя моча фильтруется из тонкого кишечника в мочевой пузырь».

 

Органные толкования понятия тройного обогревателя

Первые органы концепции ТО появились в эпоху Сун. По-видимому, первым был Шэнь Бу-цзе (1131-1189 гг.), который в своем труде «Сань инь фан» («Описание трех причин») дал чрезвычайно конкретное и точное описание ТО:

«Тройной обогреватель – это жировая мембрана, размером с ладонь, расположенная точно напротив мочевого пузыря. Из середины ее исходят два белых тяжа, они поднимаются по обеим сторонам позвоночника и проникают в головной мозг».

Таким образом, он категорически отвергает постулат о том, что «ТО имеет имя, но не имеет формы».

В эпоху династии Мин, по мере приобретения все более совершенных анатомических знаний, растет число тех, кто ищет органический субстрат ТО, и начинается затянувшийся спор на тему о наличии или отсутствии формы у ТО.

Ли Янь пишет о ТО как о функции, но не как об органе. В труде «И сюе жу мэнь» («Введение в медицину», 1575 г.) он следующим образом толкует отрывок из Лин Шу:

«Три обогревателя соответственно являются как бы туманом над землей, кипящей водой и текущей водой. Хотя они имеют название, они не имеют формы. Они контролируют соответственно ци, питание и выделение. Хотя они не имеют формы, они имеют функцию».

Среди тех, кто считал ТО анатомическим субстратом, отметим У Тянь-миня (1438 – 1515 гг.) – сторонника мембранного строения ТО (как и Шэнь Бу-цзе). В своем труде «И сюэ чжун чуань» («Истинные традиции медицины») он дает несколько другое описание:

«Под ТО подразумевается брюшная полость. Основная его функция – окутывать желудок и кишечник. Он состоит из мембраны, расположенной в брюшной полости, которая окутывает снаружи полные и пустые органы».

В другом месте он уточняет:

«Над диафрагмой находится верхний обогреватель. Между диафрагмой и пупком – средний обогреватель. Под пупком – нижний обогреватель».

Вероятно, У Тянь-минь отождествляет ТО с плевральными и перитонеальными оболочками. Надо отметить, что в этот период китайцы были уже лучше знакомы с анатомией, благодаря рисункам Ян Цзе (1068 – 1140 гг.) и вследствие подъема официальной медицинской науки в период царствования Чжун Цзы (1186 – 1249 гг.).

Сходное толкование понятия ТО дает Чжан Цзе-бинь (1543 – 1640 гг.) в труде «Дополнение к Лэй-цзин» («Лэй-цзин фу и»):

«ТО – это пустой орган, выполняющий функцию орошения. Однако, он находится снаружи всех других внутренностей и органов – во всем теле сразу. Он окутывает все внутренности: это большая полая внутренность, составляющая брюшную полость».

Такое представление о ТО как о серозных оболочках, выстилающих внутренности, или как о самой брюшной полости, по нашему мнению не противоречит формальному постулату Нань-цзин «имеет имя, но не имеет формы». В обоих случаях он действительно не имеет собственной формы. Поэтому идея отождествления ТО с брюшной полостью и скрытым пространством, отделяющим внутренние органы друг от друга, заставляет вспомнить 11-ю главу Дао-дэ-цзина:

«Тридцать спиц соединяются водной ступице, образуя колесо,

Но употребление колеса зависит от пустоты между спицами.

Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит

От пустоты в них».

В эпоху Мин Ван Цин-жэнь (1768–1831 гг.) произвел много анатомически вскрытий и описал свои наблюдения в «И Линь гао куо» («Исправление медицинских ошибок») в 1797 году. Помимо прочего, он описал сальник, который отождествил со средним обогревателем. Это мнение воспринял и Тан Чжун-хай (1851 – 1918 гг.).

Японцы впервые отождествили ТО с лимфатической системой. Поджелудочная железа и система лимфатических сосудов, неизвестные китайцам, были знакомы японцам по «Кайтай синсе» («Новая книга по анатомии», 1977 г.?[ошибка]) Судзиты Гэнкаку – перевод с голландского языка трактата по анатомии немецкого автора Кульмуса. Напомним, что впервые лимфатические ходы были обнаружены Гаспаро Азеллини в 1622 году у собаки, подробная их циркуляция была описана Жаном Пеке в его произведении «Новые анатомические эксперименты», вышедшем в 1651 году в Париже.

При изучении «Кайтай синсе» Митани Коки, японский врач начала 19 века, узрел аналогию между системой лимфатических ходов и ТО. Он отождествлял нижний обогреватель с резервуаром Пеке (cysterna chili), средний обогреватель – с лимфатическими сосудами брыжейки и поджелудочной железы, а верхний – с грудным протоком. Свои предположения он изложил в «Кайтай Хацумо» («Популярная анатомия») в 1813 году.

В Китае сторонниками этого взгляда были Лу Юань-лай, Чжан Тай-янь и другие, однако, у нас сведений о том, были ли они знакомы с работами японца Митани. Ряд других исследователей в Китае и Японии разделяли такую позицию.

 

Современные представления

На современном этапе сторонниками тезиса, выдвинутого Митани в Японии, являются Савада и его ученик Сирота Бунси. Они защищают его в «Синко Тирё Кисагаку» («Основы лечебной акупунктуры и прижигания»), изданной в 1940 году. К ним присоединяется и Ятаро Митиаки, который в обзоре «Ниппон Идзи Синцо» в 1960 году писал: «Если на самом деле искать связь тройного обогревателя с конкретным анатомическим органом, то наиболее адекватным и удобным решением является отождествление его с поджелудочной железой». Это же мнение высказывает и Накахама Ёсио в своей работе «Тоё Игаку Тасесу» («Трактат о восточной медицине»).

В действительности многие современные авторы полагают, что поджелудочная железа, по крайней мере, ее эндокринная часть, соответствует в китайской анатомии не среднему обогревателю, а селезенке («пи»). В самом деле, из классических текстов следует, что селезенка, располагаясь под желудком, помогает ему в процессе переваривания пищи.

Таким образом, целый ряд авторов, не колеблясь, переводит иероглиф «пи» как «селезенка-поджелудочная железа». И наоборот, ни кроветворная, ни иммунная функция селезенки (ретикулярно-эндотелиальная система) не имелись в виду древними учеными. Мы уже видели, каким образом в классических текстах понимается участие ТО в образовании крови. Некоторые полагают, что ТО выполняет функцию именно селезенки в представлении современной науки. Они расширяют это сравнение, считая, что, как и селезенка, ТО выполняет также иммунную функцию, поскольку он участвует в образовании защитной энергии Вэй.

Мюсса пишет: «В самом деле, энергия живых систем проявляет тесную связь, существующую между понятием «тройного обогревателя» и основами иммунологии».

Другие современные авторы – японцы Сугивара Мориюки и Фурукава Айдо предпочитают видеть в ТО эндокринную систему. Последний в своем произведении «Гэндай Нихон-но-Синкё» («Современная японская акупунктура») пишет:

«Термин «обогреватель» подразумевает выраженную концентрацию энергии. Поэтому его можно понимать в смысле «гормон». Как известно, гормоны – это вещества, которые в миниатюрных количествах играют огромную роль в процессах роста и развития организма, являются мощными ускорителями метаболизма. Эти биологически активные вещества вырабатываются эндокринными железами. Их можно рассматривать как врожденную энергию (первичное дыхание), отличающуюся от энергии питания и защиты, вырабатываемых полными органами и полыми внутренностями. Мне представляется справедливым считать три обогревателя выражением и распределением эндокринных аппаратов на уровне головы, груди и живота».

Это мнение разделяет Герхард Бахман («Die Akupunktur, ein Ordnungstherapie» – Ulin, 1959).

Наконец, в теории, нашедшей особенно многочисленных сторонников во Франции (Феррейроль, Лавье), ТО отождествляется с парасимпатической нервной системой (в этом случае симпатическая система соответствует «управителю сердца»).

Цитируем Лавье: «Возможно ли связывать функцию Сань-цзяо с известными западной науке функциями? Поставить вопрос – значит ответить на него: есть хорошо известный регулятор, контролирующий работу сердца, легких, желудка, тонкого и толстого кишечника: это пневмогастральный нерв. В малом тазу ему помогает особое образование – тазовое парасимпатическое сплетение, чем объясняется связь между нижним обогревателем и половыми органами». («История теории и практики китайской акупунктуры», с.74)

Мы видим, насколько современные теории расходятся и тем самым отрицают одна другую.

Хорошо об этом сказал Пьер Гуар: «По нашему мнению три котла дополняют китайскую систему анатомии из соображений, которые, не будучи сугубо морфологическими, могут обсуждаться бесконечно» («Некоторые стороны классической теории китайской медицины», т.XLVI, июль 1957).

Следует отметить также, насколько многозначительны и осторожны большинство современных работ китайских авторов о традиционной медицине. Сошлемся на «Синь бянь чжун и сюэ гай ло» («Краткий курс китайской медицины», Пекин, 1974): «ТО – один из шести Фу, включает верхний, средний и нижний обогреватель. До настоящего времени не существует общепринятой теории о его морфологических и функциональных характеристиках. Большинство исследователей считают, что верхний обогреватель означает комплекс «сердце - легкие». Он соответствует функции органов грудной полости. Средний обогреватель обозначает комплекс «селезенка - желудок» и соответствует функциям органов надчревной области. Нижний обогреватель обозначает совокупность функций печени, почек, мочевого пузыря, тонкого кишечника и ободочной кишки и соответствует функции органов брюшной полости».

Ясно одно – тройной обогреватель, прекрасно вписывающийся в анатомо-физиологическую систему традиционной китайской медицины, не может быть вычленен из этого контекста, и все попытки такого рода обречены на неудачу.

(В библиографии перечислены 30 источников, среди которых 15 - на китайском языке, 4 - на японском и 11 - на европейских языках.)

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010