8 экстра сосудов и восьмигранная модель



Восемь экстраординарных сосудов (ци цзин ба май) и восьмигранная модель]

(из Chasing the Dragon Tail by Yoshio Manaka, гл. 5, стр. 81-86)

Как и 12 каналов, но на более простом и, возможно, более глубоком уровне, 8 экстраординарных сосудов (ци цзин ба май) также служат для регуляции и распределения телесной ци. Если мы исследуем пути и точки этих 8 сосудов, то сможем увидеть, что они содержат лечебные точки, одинаково распределенные среди 12 каналов вдоль пограничных линий восьмигранной структуры. Эти ци цзин ба май могут, таким образом, глубоко и легко влиять на эту восьмигранную структуру и её роль в регуляции и распределении ци.

Ранее мы видели, как этот восьмиугольник связан с теорией Инь-Ян, и провели описание разделительных линий лево-право в виде жэнь мая на передней стороне и ду мая на задней стороне. Мы отметили, что линия, разделяющая верхнее и нижнее – это дай май. Мы предполагаем, что данные разделительные линии возникают в период эмбриологического развития и сохраняются как энергетические сущности, три экстраординарных сосуда, на протяжении всей жизни.

Далее мы можем постулировать, что линии, разделяющие переднее и заднее, связаны с экстраординарными сосудами. Однако это не так легко увидеть. В янской части тела на его сторонах каналы тройного обогревателя и желчного пузыря разделяют переднюю и заднюю стороны. В иньской части тела боковые стороны, каналы селезенки и перикарда разделяют переднюю и заднюю стороны:

 

Рис. 5.1 Структурная восьмигранная симметрия тела

 

Другими словами, восьмигранная структура физически определена путями дай мая или опоясывающего сосуда (линия, разделяющая верхнее и нижнее), жэнь мая или сосуда зачатия (линия, разделяющая левое и правое на передней стороне) и ду мая или управляющего сосуда (линия, разделяющая левое и правое на задней стороне), каналами тройного обогревателя и желчного пузыря (линии, разделяющие переднее и заднее на внешних краях янской части тела, и каналами перикарда и селезенки (линии, разделяющие переднее и заднее на внешних краях иньской стороны тела).

Таким образом, эти четыре расположенные снаружи канала обладают важными связями с экстраординарными сосудами. Четыре из лечебных точек цзяо-хуй или точек слияния лежат на этих каналах: TR-5, VB-41, RP-4, MC-6. Это так, поскольку данные лечебные точки лежат на каналах, составляющих некоторые из разделительных линий восьмигранной структуры, поэтому они действуют как места слияния экстраординарных сосудов.

Эти разделяющие линии имеют особое значение. В древние времена врачи знали это и потому называли экстраординарные сосуды «океан Инь», «океан Ян», «океан крови, каналов и органов». Поскольку эти 8 экстраординарных сосудов пересекаются с постоянными каналами, часто в точках, расположенных вдоль их срединных траекторий (жэнь май и ду май), есть смысл предположить, что имеет место особая функциональная связь с данными разделительными линиями. Когда мы лечим эти точки слияния цзяо-хуй на постоянных каналах, мы можем оказывать влияние на эти разделительные линии и тем самым на каналы, которые пересекаются с ними на любой стороне точки пересечения. Это происходит, когда мы говорим, что лечим экстраординарные сосуды.

Клиническая практика, основанная на плане восьмиугольника, является чрезвычайно эффективной. В то время как концепции и инструменты, необходимые для объяснения восьмиугольной модели сами по себе сложны для использования, требуя, по меньшей мере, математики трех измерений, массивных конструкций (топология), наше предположение позволяет нам разработать простой диагностический и лечебный подход. Мы можем применять точки экстраординарных сосудов и уменьшать реакции, имеющие место в этих восьми областях тела. Когда эти реакции меняются, меняются телесные структуры, и функциональные причины, вызвавшие данные реакции тоже меняются, вызывая мощные лечебные эффекты. Минимальное число точек вызывает максимальный эффект.

Рассмотрение Инь-Ян и 8 экстраординарных сосудов таким способом в значительной степени упрощает общую теорию и дает нам возможность развития процедур для их дальнейшей проверки и демонстрации концепций Инь и Ян. Мы видели в последней главе, что с помощью простых опытов мы можем представить классические идеи, чтобы описать Инь каналы как потоки энергии (ци) текущие от пальцев ног к туловищу и от туловища к пальцам рук, тогда как Ян каналы представляют нисходящие потоки энергии, следующие от пальцев рук к голове и от головы к ногам. Это тоже является простой демонстрацией полярности Инь-Ян, но когда мы пытаемся взглянуть на экстраординарные сосуды и на восьмигранную модель подобным образом, то встречаем много трудностей и различий. Например, экстраординарные сосуды не имеют точек цзин, точек-источников и точек пяти фаз. Также экстраординарные сосуды не имеют глубокой и тесной связи с внутренними органами, не имеют связей бяо-ли (наружное-внутреннее). В общем они следуют от стоп к голове и не имеют акупунктурных точек на руках, а их лечебные точки обычно не находятся на путях самих экстраординарных сосудов. Есть три других важных отличия.

Первое, экстраординарные сосуды не описаны как составляющие круг, подобно каналам. Второе, описания экстраординарного сосуда у разных авторов имеют гораздо больше вариантов, чем описания 12 каналов (1). Третье, в то время как каналы, как считается, отвечают за циркуляцию ци, крови, ин и вэй как энергетических потоков, для экстраординарных сосудов нет описания сходной функции, их даже не рассматривают как энергетические потоки*. Их, как уже говорилось, часто называют «океанами», а не «потоками» или «реками», как каналы.

(* Это замечание Йошио Манака, по меньшей мере, странное. Открываем Лин шу, гл.38:

«Хуанди спрашивает:

- Почему одни лишь ножные (каналы) Шао Инь следуют вниз?

Ци Бо отвечает:

- Не верно (это). Канал чун май – это море для пяти органов-Цзан и шести органов-Фу. Все пять органов-Цзан и шесть органов-Фу берут оттуда. Он вверху выходит из носоглотки и (его ци) просачивается (во) все Ян (каналы), орошает все мельчайшие. Его нижняя (часть) впадает в Дало (точка да-чжун канала Шао Инь), выходит из точки ци-цзе, идет вдоль внутреннего края внутренней стороны бедра, входит в середину подколенной ямки, прячется и идет внутри костей голени, идет вниз и доходит до (места) позади внутренней лодыжки, соединяется (с костями голени), (вновь) разделяется (и выходит). Его (проходящая) вниз (ветвь идет) вместе с каналом Шао Инь и вливается в три Инь (канала ноги). Его передняя (ветвь) скрытно идет и выходит из Фушу (места вблизи наружной лодыжки), идет вниз вдоль предплюсны и входит в промежуток большого пальца. Пропитывает все каналы-Ло, которые смачивают мышцы-Цзи, мышцы и ткани-Жоу. Потому, если в (нижнем) отдельном Ло (канала чун май) скопление, то в верхней части предплюсны нет движения. Если нет движения – то возникает нарушение-Цзюэ. Если возникает нарушение-Цзюэ, то всегда (имеет место) холод (ноги)».

Как можно после этого сомневаться, что в экстраординарных сосудах есть движение ци, и что это направленное движение? – прим. Acupucntu.ru)

Когда мы применяем те же самые опыты полярности, которые мы применяем к 12 меридианам, эти отличия становятся очевидными. Мы также отмечаем, что выводы относительно траекторий экстраординарных сосудов менее ясны, чем пути 12 каналов. Это частично связано с теми трудностями, которые мы обозначили ранее, и более полезно рассматривать эти 8 экстраординарных сосудов как разделительные линии, способные вызывать структурные изменения и поэтому связанные с восьмиугольной топологической моделью. В общем, мы создаем теорию, что функции экстраординарных сосудов имеют более глубокие эмбриологические и эволюционные корни, чем 12 каналов. Поскольку они регулируют тело на более глубоком, более примитивном уровне регуляции симметрия-асимметрия, их структурно-функциональный баланс труднее поддается исследованию (2). В отношении восьмиугольной модели мы можем сказать, что они, вероятно, имеют гораздо более широкое регулирующее воздействие на движение ци (примитивные сигналы), чем постоянные каналы, которые выступают как специфические информационные пути (сигнальная коммуникация). Однако, сочетая особые Инь-Ян пары каналов, таких, как пары полярных каналов, мы можем вызвать подобные широкие изменения в течении ци, которые можно объяснить через восьмиугольную модель.

В различных экспериментах, использующих биметаллические контакты на каналах, мы выявили, что расположение меди или золота (+) против потока, ближе к началу канала, и цинка или серебра (-) вниз по течению, ближе к разветвлению, обычно уменьшает боли при давлении на этот канал, либо на точку, связанную с этим каналом (см. последнюю главу). Однако имели место случаи, когда полярность, противоположная ожидаемой, уменьшала эти реакции. Обнаружив это, мы подумали, что такое противоречие может быть результатом функционирования экстраординарного сосуда. Несмотря на то, что экстраординарные сосуды описаны как имеющие направление, и тем самым имеющие протяженность, возможно течение, мы постулируем, что там может иметь место другой поток энергии, идущий в противоположном направлении, противоток.

Когда мы проверяли эти теории с помощью экспериментов, применяя золотые (+) и серебряные (-) контактные процедуры, мы лечили боли при надавливании не левую [точку] R-16, помещая золото (+) вверху, дистально на канал почек, а серебро (-) внизу, проксимально на канале почек, чтобы уменьшить реакцию [точки] R-16. Обратное расположение золотого и серебряного контактов вызывало возвращение реакции. Потом мы подумали о классических описаниях источников и путей чун мая. Согласно классической литературе, чун май проходит через [точку] R-16, как и канал почек. Одна теория считает, что он начинается в [точке] VC-1, а другая - что он начинается в [точке] Е-30. Согласно первой теории, он проходит из [точки] VC-1 в канал почек и поднимается в живот. Согласно второй теории, он появляется в [точке] Е-30, одна ветвь восходит к животу, а другая ветвь спускается к ноге, выходя наружу вблизи [точек] F-3 и R-1.

Потом мы попробовали поместить золото (+) на [точку] Е-30, а серебро (-) на R-1 или на F-3. Такое расположение уменьшило реакцию [точки] R-16. Обратное размещение металлов заставило реакцию вернуться. Золото на Е-30 и серебро на Е-11 (на восходящем пути чун мая) уменьшило реакцию [точки] R-16, тогда как обратное расположение золота и серебра вызывало возобновление реакции. В чем-то эти ответы выглядят парадоксальными при сравнении с обычными каналами. Хотя мы рассматриваем эти результаты как показатели некоторой циркуляции в экстраординарном сосуде, как может течение в экстраординарных сосудах рассматриваться для идущего горизонтально пути вокруг средней линии дай мая? Несмотря на эти трудности, наше понимание стало гораздо яснее благодаря следующим опытам.

Размещение золота на [точке] VC-1 и серебра на VC-24 не уменьшило боли при надавливании в левой [точке] R-16; однако смещение серебра на сантиметр влево от [точки] VC-24 уменьшило реакцию R-16. Размещение золота на VC-1 и серебра на R-1 или на F-3 также уменьшало реакцию R-16. Но размещение серебра на [точке] RP-6 не уменьшило этой реакции. Согласно традиции, [точка] RP-6 считается лежащей на нисходящей ветви чун мая.

Вместо течения энергии в экстраординарных сосудах (направление которой неясно), мы считаем, что данные опыты показывают связи между определенными акупунктурными точками, которые описаны лежащими на пути экстраординарного сосуда; то есть, они показывают скорее топологические связи между акупунктурными точками, чем течение ци между этими точками.

Рассмотрение экстраординарных сосудов связанными с восьмиугольными разделительными линиями тела оказывается очень полезным. Лечение, адресованное к этим разделительным линиям, может влиять на широкий круг областей, поскольку они могут повлиять на области по обеим сторонам [тела]. Это было доказано в примерах частотной стимуляции описанных ранее. В целом, низкие частоты оказывают влияние на среднюю линию тела, а высокие частоты действуют на внешние края. Это также показывает специфические топологические взаимосвязи. В точках пересечения цзяо-хуй, которые представляют точки, лежащие на восьмиугольных разделительных линиях, где пересекаются два и более каналов (VB-31, VB-35 на канале желчного пузыря, TR-8 на канале тройного обогревателя, RP-6 и точка Манака на ширину двух пальцев проксимальнее от RP-10 на канале селезенки, и точка Манака на половине расстояния MC-3 и МС-7 на канале перикарда), эффекты переворачиваются. Сходным образом положительная либо отрицательная стимуляция этих точек пересечения цзяо-хуй вызывает сходные изменения в реакции там, где другие точки, где нет пересечения, показывают двухсторонние эффекты при положительной или отрицательной стимуляции. Это так, поскольку эти особые точки лежат на восьмиугольных разделительных линиях.

Другие акупунктурные точки каналов, расположенные на путях экстраординарных сосудов, также были описаны как точки пересечения цзяо-хуй или точки «встречи». Лечение этих восьми особых точек, вероятно, активирует экстраординарные сосуды, сначала стимулируя восьмиугольные разделительные линии и тем самым точки пересечения цзяо-хуй, расположенные на них, а потом - экстраординарные сосуды, которые проходят через эти точки пересечения. Таким способом могут быть проведены глубокие изменения структуры и функции благодаря применению всего нескольких точек. Здесь может лежать ответ, почему 8 экстраординарных сосудов были описаны как имеющие широкий диапазон влияний, затрагивающий иногда несколько важных систем в теле. Например, пара чун майинь вэй май считается влияющей на грудную клетку, легкие, сердце, селезенку, желудок, печень, желчный пузырь, кишечник и репродуктивную систему.  В клинике эту пару применяют при широком круге симптомов внутри данного спектра. Почти ни один из 12 каналов не имеет столь многообразных эффектов. Таблица на следующей странице суммирует точки пересечения цзяо-хуй путей экстраординарных сосудов (3).

Экстраординарный

сосуд

Точки пересечения цзяо-хуй

жэнь май

от VC-1 до VC-24

ду май

от VG-1 до VG-28, V-12

чун май

от R-11 до R-21, E-30, RP-6, R-1 (возможно F-3, R-3)

дай май

VB-26, VB-27, VB-28, F-13

инь цяо май

R-2, R-6, R-8, E-12. E-9, V-1

ян цяо май

V-59, V-61, V-62, VB-29, IG-10, GI-15, GI-16, E-1, E-2, E-3, E-4, E-5, E-9, V-1

инь вэй май

R-9, RP-13, RP-15, RP-16, F-14, VC-22, VC-23

ян вэй май

V-63, VB-29, VB-35, F-14, TR-13, TR-15, IG-10, VG-15, VG-16, от VB-13 до VB-21

 

Восьмиугольная модель тела и её взаимосвязи с экстраординарными сосудами оказывается полезной в клинике. Она позволяет нам ясно отметить асимметрии структуры тела. Имеют место склонности к определенными дисбалансам Инь-Ян, которые являются результатами определенных асимметрий в теле. Например, простые отличия левое-правое в отношении каждого из органов создают тенденции к асимметрии.  Сердце, селезенка и желудок – все они расположены слева, а печень и желчный пузырь – справа; правое легкое имеет три доли, тогда как левое лишь две. Асимметричное мышечное напряжение мышц начинает развиваться из-за смещений, вызываемых функциональными изменениями органов. И пальпаторная чувствительность и подходящее лечение её показывающее, будет преобладать скорее на одной стороне, чем на другой. Это то, что мы встречаем в клинике: типично возникающие асимметричные схемы реакции, часто могут рассматриваться в восьмиугольной модели.

Также, как асимметрии левое-правое, мы можем видеть также и асимметрии наружное-внутреннее. Это доказывает менструальный цикл. Женщины ежемесячно теряют кровь через менструации, а поэтому более склонны к нарушениям нижнего обогревателя, чем мужчины. Это не только асимметрия наружного-внутреннего, но и асимметрия мужского-женского, которые рассматриваются в китайской медицине как нарушения равновесия Инь-Ян. Многие другие виды асимметрии возникают в ежедневной жизни: большинство людей используют свои руки более проворно, чем ноги. Замысловатая работа является ручной работой, поскольку руки находятся ближе к органам чувств, глазам. Люди вырабатывают большую чувствительность в руках и пальцах рук, чем в ногах и пальцах ног. Мы повторно замеряли это при MID диагностике. Это указывает на явную асимметрию верх-низ. Подобные простые типы асимметрии, которые возникают при ежедневной жизни, могут оказывать важное влияние на здоровье.

Применяя простые Инь-Ян теории восьмиугольной модели, можно сделать понятными многие компоненты процесса диагностики. Некоторые способы лечения, особенно система упражнений сотай, разработанная д-ром Кейзо Хашимото (Keizo Hashimoto), сосредоточены на функциональных изменениях и патологии, которые могут возникать из-за связанных с осанкой и структурных нарушений. Например, уменьшенное внимание к ним, или сниженная осознанность стоп и больших пальцев ног имеет более глубокие последствия, чем можно ожидать. Хотя эволюция нашего движения опиралась в основном на стопы и пальцы ног, снижение нашего осознания относительно их положения, движения и равновесия оказывает влияние на структуру тела через повторяющиеся ежедневно движения и привычки. Если мы не используем свои стопы и пальцы ног сбалансированным образом, наша осанка и структура медленно смещаются к неравновесию. Это, в свою очередь, ведет нас к функциональным изменения и патологиям.

Наконец, более теоретически, можно нарисовать 12 каналов в квадратных и иньско-янских взаимоотношениях друг с другом и сделать видимым распределение 8 лечебных точек экстраординарных сосудов внутри этих связей. Хотя мы может создать много таких рисунков, мы полагаем, что рисунок на следующей странице пробуждает мысли:

 

Рис.5.2 Квадратное расположение 8 главных точек экстраординарных сосудов

 

Примечания

1. См. Matsumoto and Birch, Extraordinary Vessels, для объединения этих разных описаний.

2. Интересно отметить, что Ли Ши чжэнь, единственный классический автор, написавший трактат по экстраординарным сосудам. Ци цзин ба май као, тоже размышляет об их приоритете в развитии и связи с 12 каналами. См. Ци цзин ба май као, том. 1, стр. 7 из Tu Zhu Nan Jing Mai Jue, Taipei: Shui Cheng Shu Ju Publishing Company, 1970.

3. Эта таблица взята из Matsumoto, K. и S. Birch, Extraordinary Vessels, стр.25-67. См. данную работу для более полного описания путей экстраординарных сосудов.

 

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010