Пульсовая диагностика - Часть 10
Трактаты по пульсу и современная практика
В настоящее время существуют дополнительные проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Первая из них состоит в предположении, что знания, зафиксированные в классической литературе, основаны на эмпирических данных, собранных на основе широкого опыта. Однако четких доказательств этого нет, поэтому некоторые знания могут быть получены из единичного случая, основанного на наблюдении отдельного человека, как это и свойственно эмпирическому наблюдению. Это делает экстраполяцию знаний, содержащихся в этих книгах, на более широкую популяционную базу обременяющим процессом. Во-вторых, пульсовая диагностика также в значительной степени продолжает опираться на информацию, впервые представленную почти 2000 лет назад, необходимо также контекстуализировать временную авторскую принадлежность содержательного материала в классических трактатах. Например, в классической литературе есть целые главы, посвященные прогнозированию приближающейся смерти. Такие знания должны быть смягчены осознанием того, что развитие неотложной медицины означает, что физиологические нарушения в структурах органов, вызывающие появление этих пульсов, теперь могут быть устранены с помощью хирургического вмешательства, диализа или других доступных сейчас форм терапии. Hammer (2002) (Hammer, Tradition and revision, Clinical Acupuncture and Oriental Medicine 3 (2002) 59-71) лучше всего подытоживает это:
«В настоящее время пульсовая диагностика опирается на информацию, собранную в основном в аграрной культуре, выраженную на архаичном языке, почти непонятном для врача 20 века. То, что доступно сегодня, — это материал, переданный за 1900 лет цивилизациями, чья повседневная жизнь настолько отличается от нашей, что информация часто уже не имеет клинического значения» (p. 67).
В современной практике ученые и практики продолжают обращаться к классическим трактатам. Редко можно найти какие-либо труды о пульсе без некоторого «подтверждения» через прямые или открытые умозаключения и связи с этими книгами. Однако можно предположить, что классические трактаты, возможно, задержали развитие пульсовой диагностики КМ в той же степени, в какой они её сохранили. Лучше всего это видно из сравнения двух трактатов по применению пульса в медицине, опубликованных в одно время, оба из которых важны для пульсовой диагностики, но по разным причинам. Первый — Бинь Ху май сюэ, написанный Ли (Ши-чжэнем — прим. пер.). Второй — «Exercitatio Anatomica de Motu Cordis et Sanguinis in Animalibus» [Анатомический очерк о движении сердца и крови у животных] Гарвея (1624). Эти тексты были опубликованы в конце XVI и начале XVII века н.э. соответственно и считались авторами важными работами того времени. Гарвей доказал циркуляцию крови и описал пульсации как импульс или поток крови под давлением, что является следствием сокращения сердца (Naqvi & Blaufox 1998). Ли сосредоточился на сопоставлении и аннотировании более ранних текстов КМ, относящихся к диагностике пульса, предоставив резюме сохранившихся работ своего времени и расширив некоторые специфические качества пульса. Однако, хотя обе эти работы сконцентрированы на пульсе, они резко отличаются друг от друга в одном очень важном аспекте. Если Гарвей стремился обогатить практику диагностики пульса путем постоянного изучения основополагающих принципов пульса, то Ли Ши-чжэнь вновь обратился к книгам более ранних ученых и укрепил классические методы диагностики пульса. Труды Ли Ши-Чжэня, по сути, были воплощением культуры, которая почитала и уважала своё прошлое, в то время как труды Гарвея воплощали дедуктивную логику практики, основанную на причине и следствии, которая должна была стать определяющим элементом биомедицинской практики.
Интересно, что, несмотря на концептуальные связи между сердцем и сосудами, описанные в классических трактатах КМ, таких как Нэй цзин, пульс по-прежнему рассматривался в терминах влияний течения ци; «В классических текстах нет никаких указаний на концептуализацию сердца или легких как выполняющих какую-либо функцию насоса или мехов» (P Unschuld, Medicine in China: a history of ideas. (1985) University of California Press, Berkeley p. 76).
В целом, несмотря на противоречивые мнения, КМ на протяжении всей своей истории и в современной практике сохраняет акцент на значении каждого отдельного участка радиального пульса как отражающего определенную часть тела. Места пульса Цунь, Гуань и Чи ассоциируются с информацией, уникальной для их расположения на данном сегменте артерии. Теоретически, это связано с пальпаторными различиями в характеристиках пульса между тремя позициями пульса на каждой руке. Это противоречит мнению древнегреческих диагностов, таких как Гален, и даже современной биомедицинской практике, которая не предусматривает различий в пульсе и информации, получаемой при его прощупывании в разных местах одного и того же сегмента артерии.
Имя: | |
E-mail: | |
Ваш комментарий: | |
Введите цифры с картинки: |