Точность расположения пальцев при пульсовой диагностике 1



Точность расположения пальцев при пульсовой диагностике

(Precision in Finger Placement for Pulse Diagnosis)

Питер Экман (Piter Eckman)

В этой статье обсуждаются мысли и опыт автора относительно правильного расположения пальцев при исследовании лучевого артериального пульса в диагностических целях в восточной медицине (ВМ). Китайская медицина (КМ) является наиболее распространенным направлением ВМ на Западе (США и Европа), поэтому в данной статье речь пойдет только о процедурах исследования пульса в КМ, но мысли автора также относятся к смежным практикам исследования пульса в корейской и аюрведической медицине, где правильная постановка пальцев имеет не меньшее значение. Применение идей, изложенных в этой статье, к этим дисциплинам может быть экстраполировано на материал книги «Совершенный акупунктурист», опубликованной в 2014 году (1).

В КМ существует множество вариаций того, как практикующие располагают пальцы в традиционных местах, обозначаемых на китайском языке как цунь, гуань и чи. Примечательно, что очень немногие тексты дают более чем беглое описание того, куда следует помещать указательный, средний и безымянный пальцы, чтобы точно отразить энергию, проявляющуюся в пульсе в точках цунь, гуань и чи. На самом деле, в «Нэй цзин» нет прямого упоминания о методе исследования радиального пульса в точках цунь, гуань и чи, но в «Су вэнь» в главе 17 можно найти параллельное обсуждение трех мест, которые необходимо исследовать вдоль «участка длиной в {чи} фут», что обозначает соответствие органам и другим основным структурам тела, в схеме, которая явно предшествует более поздним назначениям, предложенным для диагностики радиального пульса. Этот отрывок сопровождается обсуждением движений пульса, поэтому разумно интерпретировать его как раннюю ссылку на радиальную пульсовую диагностику, хотя никаких критериев для определения расположения пальцев не приводится (2). Аналогично, в главе 10 «Лин шу» упоминается использование радиального пульса в «дюймовом отверстии» (цунь коу) для определения того, являются ли главные меридианы полыми (недостаток) или заполненными (избыток), что позволяет предположить, что диагностика по радиальному пульсу уже существовала, однако диагностика по пульсу путем сравнения сонной и лучевой артерий была также описана в главах 9 и 40 «Су вэнь» и в главах 9 и 10 «Лин шу» гораздо более подробно, где также используется термин «дюймовое отверстие», поэтому правильная интерпретация этого отрывка не может быть с уверенностью известна (3). Исторически, «Нань цзин» (II век н.э.) является, возможно, самым ранним справочником, использующим терминологию цунь, гуань и чи, но его описания не являются исчерпывающими и нелегко применимы на практике вследствие того, что он делает акцент на теоретических соображениях, а не на том, чтобы дать рекомендации по использованию цунь, гуань и чи при исследовании пульса. Мне кажется, что объяснение обследования пульса в «Нань цзин» постепенно развивается в трех главах, следуя нумерологической последовательности, что типично для китайских классических медицинских текстов. В главе 1 представлено дюймовое отверстие (цунь коу) как отражающее все проводящие пути организма (соответствующее тай цзи), в главе 2 это место (которое теперь называется «чи цунь», или «дюйм стопы», но всё еще упоминается как важное место встречи сосудов, ранее обозначавшееся как цунь коу) разделено на секции дюйма (цунь) и стопы (чи) (отражающие ян и инь соответственно), а в главе 18 представлена полностью разработанная идея разделения дюйма (цунь), ворот (гуань) и стопы (чи) (отражающих дифференцированную энергетику триады Небо-Человек-Земля, представленную в 12 каналах человеческого организма)(4). В «Май цзин» Ван Шу-хэ, датируемом 280 г. н.э., даются четкие ассоциации проводников, которые отражены в пульсах позиций цунь, гуань и чи, но при этом он умудряется опустить конкретные детали того, куда следует помещать пальцы для оценки соответствующих пульсов (5). Учения «Май цзин» явно отражают те, которые уже представлены в «Нань цзин».

Несмотря на возможные возражения против явной теоретической основы для стандартизации положений пульса, я хочу четко заявить о своей убежденности в том, что пульсовая диагностика является научно обоснованной процедурой, и поэтому должна опираться на прочную теоретическую базу, но не в ущерб практической пользе, и не должна быть застрахована от требования проверяемости будущими экспертами. В этой статье я представлю уникальный набор стандартов для пальцевых позиций, а также рациональную основу, которая привела к предлагаемым стандартам. Вопрос о том, является ли КМ (и пульсовая диагностика в частности) научно обоснованной, лучше оставить для более полного изложения, но я, по крайней мере, могу заявить о своей убежденности в том, что предполагаемая научная основа пульсовой диагностики заключается в качественных и синтетических характеристиках китайского термина «гань ин», который я считаю фундаментальной аксиомой, лежащей в основе КМ, и который перевожу как «резонанс». Энергетические сообщения, которые можно обнаружить в точках пульса цунь, гуань и чи, могут быть осмысленно поняты, только если они рассматриваются как резонансная информация о жизненных функциях и структурах организма, и, как следствие, точные позиции этих трех точек имеют первостепенное значение для получения интерпретируемой и надежной информации.

Если к пульсовой диагностике действительно подходят как к научной процедуре, то первый вопрос, который необходимо решить, - какие рекомендации универсально применимы в качестве точек отсчета для расположения пальцев? Практически все ссылки на диагностику лучевого пульса в КМ упоминают два анатомических ориентира: основание большого пальца (проксимальный край ладьевидной кости) и гребень шиловидного отростка лучевой кости. Имеет ли один из этих двух ориентиров большее теоретическое значение, чем другой? В настоящее время на Западе наиболее распространенной подробной методикой исследования пульса КМ является методика, изложенная Леоном Хаммером в книге «Китайская пульсовая диагностика: современный подход» (Chinese Pulse Diagnosis: A Contemporary Approach, впервые опубликованной в 2001 году (6) и обновленной в «Справочнике по современной китайской пульсовой диагностике» (Handbook of Contemporary Chinese Pulse Diagnosis) (7). На странице 38 последнего текста есть два абзаца, посвященные расположению пальцев. Там говорится: «Мы рекомендуем... использовать ладьевидную кость как точку отсчета для наружного края указательного пальца... Средний палец располагается... на шиловидном отростке или рядом с ним... Врач должен корректировать расположение пальцев в зависимости от относительного размера пациента, раздвигая пальцы, если пациент крупный, и сжимая их, если пациент маленький» (8). Эта цитата четко отражает выбор ладьевидной кости в качестве основного анатомического фактора, определяющего расположение пальцев, но оставляет некоторую неопределенность в отношении правильного расположения среднего и безымянного пальцев исследователя. Я не сомневаюсь, что стандарты Шена - Хаммера (9) для диагностики пульса были чрезвычайно полезны для многих практикующих КМ, и они, безусловно, отражают весьма уважаемую линию практики КМ, однако, вполне возможно, что эти стандарты можно улучшить, если предложить более конкретные указания по расположению среднего и безымянного пальцев. Одним из способов достижения этой цели, который доказал свою эффективность в практике автора, является придание равного приоритета гребню шиловидного отростка. По моему мнению, расстояние между этими двумя ориентирами (от ладьевидной кости до шиловидного отростка) является важнейшим биологическим стандартом, который имеет значение для нескольких различных подходов к диагностике пульса. Следует отметить, что другие авторитетные преподаватели диагностики пульса КМ, такие как Джимми Чан (Jimmy Chang) (10), используют совершенно другие и часто противоречивые точки для расположения пальцев. Именно по этим причинам (особенно в практике акупунктуры) я представляю следующие предложения по пересмотру набора более точных стандартов, которые основаны на сочетании исторического прецедента, описанного в китайской классике и последующих публикациях, рационального анализа, основанного на теории КМ, и моего 40-летнего практического опыта акупунктуры.

С теоретической точки зрения, наиболее универсальной практической концепцией в КМ являются инь и ян. По этой причине для любого метода пульсовой диагностики в КМ было бы наиболее логично установить отправную точку, основанную на идее инь и ян. На самом деле, исторический прецедент этому есть в «Нань цзин», где, как уже отмечалось, говорится, что положение гуань (на гребне шиловидного отростка) является точкой, разделяющей более дистальный отдел (цунь), отражающий энергию ян, и более проксимальный отдел (чи), отражающий энергию инь. Хотя гребень шиловидного отростка является важным ориентиром практически во всех описаниях расположения пальцев, этот классический ориентир редко упоминается, и в результате его важность в определении стандартов расположения пальцев легко упускается из виду. Для меня шиловидный отросток является наиболее яркой анатомической особенностью области, где исследуются пульсы в КМ, и, похоже, он является четким отражением чего-то важного в анатомической и физиологической организации человеческого тела. С точки зрения теории КМ, положение гуань отражает энергетику человека в триаде Небо-Человек-Земля, что служит дополнительным указанием на то, что энергетика человека, скорее всего, будет проявляться на основе центрального расположения позиции гуань на лучевом пульсе. Если мы примем это расположение шиловидного гребня в качестве стандарта для позиции гуань, наряду с краем ладьевидной кости для позиции цунь, мы сможем определить стандарты для каждого из трех пальцев обследуемого. Соответствующее расположение безымянного пальца можно определить, предположив, что пульсы распределены симметрично - гипотеза, которая следует логике КМ и подтверждается клиническим опытом. Существует три возможных варианта расположения пальцев, в зависимости от вариаций анатомии исследующего и пациента. Наиболее распространенный случай (рис. 1) - когда все три пальца расположены рядом. Если ладьевидная кость и шиловидный отросток расставлены более широко или пальцы исследователя необычно узкие, то между каждым из пальцев будет равный промежуток (рис. 2). Наконец, если ладьевидная кость и шиловидный отросток расставлены более узко или пальцы исследователя необычно широкие, указательный и безымянный пальцы должны одинаково перекрывать средний палец (рис. 3).

Рис. 1 Типичные положения пальцев в клинической практике

 

Рис. 2 Когда у исследователя узкие пальцы

 

Рис. 3 Когда у исследователя широкие пальцы

 

 

 

Установив эти более точные стандарты расположения пальцев, я обнаружил, что мне нужно привести доводы в пользу полного изменения расположения каждого пальца! Как уже упоминалось ранее, одним из наиболее выдающихся учителей пульса на Западе является Джимми Чан, который утверждает, что предложенные мной стандарты (а также стандарты Хаммера и стандарты, предложенные большинством других учителей КМ) абсолютно неверны, потому что, согласно его опыту, позиция гуань должна располагаться ближе к гребню шиловидного отростка, а не в его центре. Опять же, мое впечатление таково, что Чан и его ученики получают хорошие клинические результаты, используя его стандарты. Как такое возможно? Ответ довольно прост и снова основан на главенстве инь и ян как теоретических ориентиров. Позиции пальцев, которые я описал выше, я называю «позициями ян-пульса», поскольку, по моему опыту, они отражают (резонируют с) сторону ян соответствующего элемента (син (11)), как он проявляется в каждом из двух органов и меридианов этого элемента. Перемещение всех трех пальцев на одинаковое расстояние, так что гребень шиловидного отростка теперь находится точно между указательным и средним пальцами, дает новый набор точек, которые я называю «позициями иньских импульсов», поскольку они также отражают иньские стороны соответствующего элемента, пары органов и меридианов (см. рис.4 и 5). Объяснение и обоснование для определения отдельных позиций пальцев для оценки сторон ян и инь каждой фазы было описано в моем тексте 2014 года, и не будет подробно описано здесь, но вкратце, ян обладает более подвижным качеством, чем инь, и можно ожидать, что он будет распространяться дальше от своего проксимального источника в сердечном ритме.

 

Примечания:

(1) Eckman, P., The Compleat Acupuncturist, Singing Dragon Press, London, 2014..

(2) Unschuld, P. and Tessenow, H., Huang Di Nei Jing Su Wen Vol 1, University of California Press, Berkeley, 2011, pages 295-297.

(3) Ling Shu, Wu, J. (trans.), University of Hawaii Press, Honolulu, 1993, главы 9 и 10, страницы 42-65. Например, на странице 61 говорится: «Основные каналы не видны. Являются ли они полыми или сплошными, можно узнать с помощью пульса дюйма». На страницах 48-49 Ву аннотирует эти главы как относящиеся к диагностике каротидного или радиального пульса и диагностике дюймового, воротного и ножного пульса. О главах Су вэнь см. Unschuld and Tessenow, op. cit. pages 183-184 and 611.

(4) Unschuld, P., Nan Jing, University of California Press, Berkeley, 1986. В главе 1 говорится: «Дюймовое отверстие представляет собой великое место встречи сосудов». В главе 2 говорится: «Стопа и дюйм (раздел) - это великое важное место встречи сосудов. От ворот до стопы... управляет инь. От ворот до линии рыбы... управляет ян... Следовательно, инь постигается {охватывается} с участка в один дюйм... ян постигается {охватывается} с участка в 9 фэнь... Общая длина стопы и дюйма простирается на один дюйм и девять фэней». Этот отрывок, как мне кажется, указывает на гребень шиловидного отростка как на ворота (гуань), и в этом раннем описании ворота не имеют длины, они просто разделяют стопу (чи) и дюймовую (цунь) части пульса, которые вместе занимают 1,9 цуня. В глоссе Хуа Шоу говорится: «Ворота - это разделительная линия, образованная приподнятой костью за ладонями. Она лежит позади дюйма и перед стопой как граница между двумя областями инь и ян». В этой предварительной главе не описаны положения пальцев, соответствующие цунь, гуань и чи. Если можно дать какую-либо интерпретацию этому отрывку, то окажется, что дюйм, расположенный проксимальнее гребня шиловидного отростка, перекрывает то, что впоследствии будет обозначено как местоположение позиции пульса гуань. Таким образом, видно, что значение термина «цунь» (как и значение гуань и чи) зависит от контекста и варьирует в обсуждаемых главах. В главе 18 впервые дается разделение трех участков лучевого пульса для исследования: «Сосуды появляются в трех участках; каждый участок имеет четыре проводника...» Этот перевод из Аншульда сопровождается 17 глоссами к главе 18, ни одна из которых не кажется мне удовлетворительной. Я бы утверждал, что четыре проводника, представленные в каждой позиции пульса, следующие: раздел цунь имеет резонанс с проводниками HE, SI, LU и LI, раздел гуань имеет резонанс с проводниками GB, LV, ST и SP, а раздел стопы имеет резонанс с проводниками UB, KI, PE и SJ. Аншульд также отмечает (стр. 257), что Като Банкэй предложил рассматривать материал о цунь, гуань и чи в главе 18 как главу 3 (подразумевая, что первоначальный текст был позже перестроен, и эта интерпретация поддерживает представление данного автора).

(5) Wang Shu-he, The Pulse Classic (Yang Shou-zhong trans.), Blue Poppy Press, Boulder, 1997, Book 2, Chapter 7.

(6) Hammer, L., Chinese Pulse Diagnosis: A Contemporary Approach, Eastland Press, Seattle, 2001.

(7) Hammer, L., and Bilton, K., Handbook of Contemporary Chinese Pulse Diagnosis, Eastland Press, Seattle, 2012.

(8) Там же.

(9) Наставником Хаммера был Джон (Хо Фэнь) Шень, представитель линии Мэнхэ-Дин китайских врачей до ТКМ, известных в Шанхае в конце 19-го и начале 20-го веков.

(10) Chang, J. and Brinkman, M., PulsynergyPrivately published, 1995.

(11) Элемент часто переводится как «фаза» в английском языке, но не практикующими акупунктуру в стиле «пяти элементов». Оба перевода китайского термина отражают некоторую многогранность значений, которые несет в себе это слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010