Акупунктура и раздражение иглой 2



4.2. Получение [приобретение] ци

Целью лечения иглоукалыванием является «манипулирование ци»; понятно, что до проведения этих манипуляции с ци, надо «получить ци». Поэтому «получение ци» – это необходимый фактор перед «манипулированием ци».

«Получение ци» означает сбор (congregation) ци из акупунктурных точек больного во время укалывания. Перед применением методов усиления или уменьшения, сначала должна быть получена ци, ждут «прибытия ци», а потом акупунктурист может применять разные методы: удалять се-ци (вредную ци) или получать и удерживать дух и чжэн-ци (здоровую ци). Поэтому «получение ци» является ключом в лечении акупунктурой.

В соответствии с обсуждением в «Каноне медицины Желтого императора», акупунктура может быть эффективной лишь в случае, когда ци получена. «Получение ци» означает не только подтверждение характеристик ци перед действием [с нею], выбор соответствующего лечения по усилению недостаточности и уменьшению избыточности, чтобы помочь оживить здоровую ци и рассеять вредную ци, но также означает поддержку и сохранение той ци, которая уравновешена после лечения, упрочение [приведение в безопасность] здоровой ци при устранении вредной ци.

Лин шу, [глава] «Девять игл и 12 точек юань» говорит: Укалываешь и ждешь, пока придет ци, ждешь без ограничений по времени. Когда прибывает ци и происходит регулировка [настройка], вытаскивай и не коли снова. Иглы отличаются своей длиной, разной формой и разными функциями. Цель укалывания: ци прибывает, когда [оно] результативно. Признак этой эффективности подобен ветру, который сдувает тяжелые облака, восстанавливая чистое голубое небо. Таков путь укалывания».

Лин шу, [глава] «Девять игл и 12 точек юань» говорит: «Заурядный колет (sticks) в гуань (акупунктурная точка), выдающийся сосредотачивается на цзи* (ци) {* Сноска acupunctu.ru – на механизме, на принципе действия ци}. Движение цзи никогда не отходит от пустоты [вар. – не находится вне пустоты] (канала). Цзи действует легко и тихо внутри пустоты. Не следует противостоять, когда приближаешься, и не следует преследовать, когда отступаешь прочь».

Лин шу, [глава] «Девять игл и 12 точек юань» говорит: «Исследуют окраску лица, наблюдают видимые изменения, чтобы изучить [понять] рассеивание или восстановление ци. Наблюдают за син (телом), выслушивают движения, чтобы определить се-ци (вредную ци) и чжэн-ци (здоровую ци). Вводят правой рукой, при этом помогают левой; когда ци прибывает и настраивается [регулируется], [то] удаляют».

Су вэнь [глава] «Обсуждение сохранения здоровья и защиты жизни» говорит: «Руки движутся согласованно и в гармонии; игла движется внутрь и наружу ровно и согласованно. Пребывая в тишине, наблюдаешь и чувствуешь изменения ци. Эти изменения можно почувствовать лишь под [иглой], не по внешнему виду [букв. – не по появлению]. Ци приходит как пение птицы и как быстрый полет, не оставляя [за собой] тени. Оставление иглы подобно полностью натянутому луку (bow), тогда как прибытие ци подобно выпусканию стрелы».

Лин шу, [глава] «Начало и конец» говорит: «Поэтому первое укалывание дает выйти Ян-се (янскому патогену), второе – выводит Инь-се (иньский патоген), а третье вводит (lead in) гу-ци (ци пищи); заканчивают, когда гу-ци восстановлена. Значение прибытия ци подразумевает: чжэн-ци (здоровая ци) восстановлена, се-ци (вредная ци) удалена, и тогда гу-ци может прийти».

Лин шу, [глава] «Начало и конец» также говорит: «Се-ци прибывает с ощущением плотности (tight) и стремительности под [иглой], гу-ци прибывает с ощущением гладкости и покоя под [иглой]».

Лин шу, [глава] «Начало и конец» также говорит: «При укалывании вводят мужское (Ян) и выводят женское (Инь); надежно предотвращают вытекание Ян-ци и плотно защищают от входа Инь-се, вот что называется получением ци».

Лин шу, [глава] «Движение Вэй-ци (защитной ци)» говорит: «Лечат с прибытием ци, болезнь не может быть излечена в ожидаемое время; если пропущено правильное время течения ци, то ни одна болезнь не может быть излечена. Поэтому говорится: «Укалывая синдром ши (избыток) – укалывают против потока, укалывая синдром сюй (недостаточности) укалывают вдоль потока». Это объясняет то, почему присутствие и отсутствие ожидания для ци является важным для лечения сюй и ши. И что укалывание с прибытием ци называется правильным расчетом [выбором] времени».

Лин шу, [глава] «Изменение климата четырех сезонов» говорит: «Ци в четырех сезонах располагается по-разному; путем [Дао] акупунктуры и прижигания является получение ци».

 

4.3. Усиление и уменьшение

Ци обладает свойствами недостаточности и избытка, поэтому лечение усилением и уменьшением является важным [главным]. В «Каноне медицины Желтого императора» ци, движущаяся внутри каналов, рассматривается как объективная субстанция с ощущаемым и минимальным существованием. Для применения методов усиление и уменьшения в акупунктуре необходимо сначала осознавать наличие канальной ци акупунктурной точки, а потом чувствовать изменения активности ци для дальнейшего изучения того, что представляют собой синдромы избытка и недостатка ци, а также действие с применением методов усиления и уменьшения.

Все обсуждения методов усиления и уменьшения в акупунктуре в «Каноне медицины Желтого императора» напрямую исходят из ощущения древними китайцами крови и ци в каналах на основе их непосредственного интуитивного понимания. В древние времена медицинские эксперты сочетали свое знание и опыта ци-гун, укалывание камнями, иглоукалывание и прижигание и др. с наблюдениями за процессом переноса в каналах. Постепенно эти разные концепции свелись вместе в последовательную структуру. Когда концепция каналов и точек акупунктуры были объединены, то акупунктурные точки стали важными местами для течения [протекания] ци и крови, а также для применения методов усиления и уменьшения ци.

Поскольку кровь обладает формой, она видима и не требует особых методов манипулирования. Поэтому методы усиления и уменьшения в акупунктуре имеют дело в основном с ци. Непосредственные переводы в «Каноне медицины Желтого императора» касательно ци и активности ци в каналах должны помочь охарактеризовать прямой образ визуализации для действия методов усиления и уменьшения.

Лин шу, [глава] «Девять игл и 12 точек юань» говорит: «Движение вспять потока ци – это ни, движение по потоку ци – это шунь; при хорошем понимании ни и шунь не будет проблем с укалыванием. Если захватывать с применением ни, то как не ослабить вредный дух? Если захватывать вдоль с усилением, то как не укрепить здоровую ци? Движение вспять или по потоку, применение духовного будет гармонизировать его. Вот что является путем [Дао] укалывания».

Лин шу, [глава] «Девять игл и 12 точек юань» также говорит: «Уменьшение означает сильное (firmly) введение и свободное поднятие, отверстие от укола оставляют открытым. Укалывание для вывода Ян, так се-ци (вредная ци) может быть рассеяна. Если вытаскивать иглу с надавливанием отверстия от укола, то это вызывает «внутренний застой», когда кровь не может быть разогнана [т.е. распределена] и ци (се-ци) не может быть рассеяна».

Лин шу, [глава] «Девять игл и 12 точек юань» также говорит: «Усиление означает следование мимоходом вдоль каналов. Легкое настраивание и надавливание, словно прихлопываешь комара. Свободно оставить, в то время как поднимаешь будто выпускаешь стрелу. Применяют правую руку для вытаскивания иглы, тогда как левая рука помогает в надавливании, ци остается (stays). При закрывании двери (отверстия от укола) чжун-ци (центральная ци) оказывается в безопасности [сохраненной].

Лин шу, [глава] «Начало и конец» говорит: «Усиливая ши (избыток), укалывают глубоко, не нажимают на отверстие от укола, когда вытаскивают иглу, чтобы выпустить се-ци (вредную ци); уменьшая сюй (недостаточность) укалывают мелко, чтобы питать канал, быстро надавливают при вытаскивании, чтобы предотвратить внедрение се-ци. …Когда пульс сильный (strong), то укалывают глубоко, чтобы рассеять се-ци; когда пульс слабый, то укалывают мелко, чтобы предотвратить вытекание цзин-ци (сущностной ци), помогая росту канала для выпускания се-ци».

Су вэнь [глава] «Обсуждение разделения и слияния чжэн-ци и се-ци» говорит: «Диагноз ставят путем тщательного исследования трех областей и девяти разделов. Когда диагноз подтвержден, то немедленно действуют для предотвращения развития. Больной вдыхает при введении игл, чтобы предотвратить обратный ток ци. Оставляют в покое, ожидая, пока придет ци, так чтобы остановить распространение се. Вращают иглу пока больной вдыхает, чтобы получить ци. Вытаскивают иглы, когда больной выдыхает, выводя [их] в конце дыхания. Когда главная се-ци выведена это называется «уменьшение»».

Су вэнь [глава] «Обсуждение разделения и слияния чжэн-ци и се-ци» также говорит: «Сначала касаются, чтобы почувствовать через (to feel through), [потом] нажимают, чтобы рассеять, потом толкают и нажимают, пощелкивают, чтобы расширить. Наконец, нажимают ногтем [отмечают ногтем] и вводят, когда канальная ци разглажена [сделана плавной], вытаскивают, когда ци получена, вытаскивают и сразу же нажимают, чтобы сохранить шэнь (дух); полностью выдыхают, пока игла вводится, оставляют в покое и ждут долго, пока ци прибудет. Это подобно ожиданию знатного гостя, когда не отмечают времени [ожидания]. Когда ци прибывает, действуй правильно. Больной вдыхает, пока игла вытаскивается, ци будет сохраняться в месте. Толкают и нажимают, чтобы закрыть отверстие от укола, потом шэнь-ци может быть восстановлена. Да-ци (чжэн-ци) сохраняется, и это называется «усилением»».

Су вэнь [глава] «Обсуждения регулирования каналов» говорит: «Для уменьшения ши (избытка) вводят иглу, когда ци прочная (firmed). Игла и ци входят вместе, кажется, будто открывается дверь, чтобы облегчить комнату. Игла и ци выходят наружу вместе, цзин-ци (сущностная ци) незатронута, тогда как се-ци (вредная ци) разряжена [выведена]. Дверь остаётся незакрытой, давая болезни выйти вон. Встряхивая [раскачивая?] открывают дорогу (отверстие от укола) для пользы пути, и это то, что называется да-се (большое уменьшение). С силой толкают при выведении – чтобы удалить да-ци (се-ци)».

Су вэнь [глава] «Обсуждение регулирования каналов» также говорит: «Не спеши, когда вводишь иглу, сначала успокой ум. Вводи при вдохе больного, вытаскивай, когда больной выдыхает. Добейся полноты под иглой. Цзин (сущность) не может выйти. Когда ци защищена, то быстро вытаскивай иглу, пока больной делает вдох, тепло (Ян) не будет уходить. Затворяй дверь (отверстие от укола), тогда се-ци рассеивается, а цзин-ци сохраняется. При манипулировании ци необходимо ожидание, полученная ци не будет потеряна, пока еще больше ци приходит издалека, и это называется преследованием (усилением)».

Су вэнь [глава] «Обсуждение сохранения здоровья и защиты жизни» говорит: «При укалывании сюй, следует использовать усиление, при укалывании ши следует применять уменьшение. Когда канальная ци получена, то действуй с осторожностью, чтобы не потерять».

Су вэнь [глава] «Обсуждение основ акупунктуры» говорит: «Поэтому ши означает ци (се-ци) входит; сюй означает ци (чжэн-ци) покидает [уходит]. Когда ци является ши – то жарко, когда ци является сюй – то холодно. Для уменьшения ши отверстие от укола оставляют открытым с помощью левой руки; для усиления сюй отверстие от укола закрывают с помощью левой руки».

Лин шу, [глава] «Карбункулы и гангрена» говорит: «Рассмотри пульс, лечи ши уменьшением, уменьшение означает уменьшение его, оставляй на короткое время, чтобы се-ци (вредная ци) была уменьшена; оставляй на достаточной долгое время, чтобы получить чжэн-ци (здоровую ци), лечи сюй с помощью усиления, усиление означает увеличение её. Когда ци и кровь настроены [приведены в порядок], то син (тело) и ци поддержаны».

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010