Анализ состояний радиальных пульсов 1 (С.Н.Шевчик)



АНАЛИЗ СОСТОЯНИЙ РАДИАЛЬНЫХ ПУЛЬСОВ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ

(С.Н.Шевчик «Судзи чим-сур – Иглоукалывание точек кистей рук», 1993 г.)

из гл. VIII

Одним из древнейших методов определения болезненных состояний является диагностика по пульсу. За многие тысячелетия своего существования этот метод достиг высот искусства. С диагностической целью возможно обследование различных участков артерий, но наибольшее развитие имеет диагностика по пульсу радиальных артерий лучезапястных суставов. Из глубокой древности до наших дней дошли как фундаментальные, так и прикладные труды именно по этой разновидности пульсодиагностики. В числе этих работ, полностью посвященных методу или описывающих его в отдельных частях и главах, можно отметить следующие трактаты: Нэй-цзин, Лин-шу, Су-вэнь, Цзя-и-цзин, Нан-цзин, Мо-цзин, Бай-хуа, Ча-шин-чжи-нан, Шан-хан-лай-су-ди, Ти-чжуань-ши, Сян-лэй-ши, Бинь-ху-мо-сюе, Тяо-чжен-ту-цу, Чжу-бинь-ши и др. Специалисты европейской акупунктуры также уделяют серьезное внимание пульсовой диагностике.

Этот метод широко универсален, он позволяет заглянуть в любые уголки организма, оценить любую его функцию, дифференцировать или интегрировать болезненные ситуации, происходящие даже в самых глубоких отделах организма; прогнозировать развитие заболевания в случае невмешательства или лечения тем или иным способом. Опытный специалист, затратив полчаса на обследование, способен в мельчайших деталях восстановить картину поражения, последующее развитие патологии, ее состояние в настоящий момент и будущие перспективы в реальном периоде времени. Подобное качество и объемы диагноза, осуществленные лабораторно-аппаратными европейскими методами, потребовали бы несравнимо больших затрат времени и работ.

В одном из древнейших трактатов по акупунктуре и биоэнергетике «Лин-шу» говорится о том, что высший мастер-диагност способен с первого взгляда установить точный диагноз. Мастер рангом пониже должен дополнительно опросить больного. И только «обычный» врач пользуется пульсодиагностикой. В наше время подобная градация мастерства кажется малопонятной и нереальной. Однако и сейчас на Востоке имеются мастера такого класса. В частности тибетский автор Т. Лобсанг Рампа в своей книге «Третий глаз» описывает методы подготовки специалистов высшего класса тибетской медицины. Такой человек должен обладать врожденными способностями, реализации которых служат соответствующие методы обучения. Действительно, не каждый может быть художником, поэтом или ясновидящим! Если человек не имеет врожденных талантов, в лучшем случае он может достичь квалификации хорошего ремесленника, но шедевров он не создаст.

Методы обучения и воспитания одаренных людей заклю­чают в себе развитие памяти, самостоятельного творческого мышления, тонкой наблюдательности, точного логического анализа, сенсорной чувствительности, суггестивных и других способностей и качеств. С определенного этапа обучение проводится под воздействием гипнозом, что существенно сокращает сроки усвоения информации и развития практических навыков ориентации в расширенном диапазоне восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Такой человек должен обладать совершенным здоровьем, так как реализация сверхспособностей зависит от «мощности» и точности работы его организма, а поражаемость патогенными силами в этом случае исключается. Об этом факторе говорится еще в древнем первоисточнике «Нэй-цзин». Подобное обучение, а по существу кодирование, осуществляется не только с целью усвоения и овладения учеником необходимого количества знаний, но и для развития им в дальнейшем всего Знания в целом. От него требуется в конечном итоге — на основании приобретенного и с помощью его личного опыта и достижений добавить к уже имеющимся объемам новые, продвигая таким образом Знание на новый, более совершенный этап. Мало усвоить то, что уже имеется, необходимо добавить новое, расширяя и развивая наследие предков! Однако мало кому удается осуществить этот неимоверно тяжелый шаг вперед. Тысячелетиями лучшие из лучших трудились над созданием Великого Учения. Возможно ли улучшить совершенное и превзойти предшественников?! Если хронологически проследить периоды жизни авторов дошедших до на­шего времени трудов, посвященных тем или иным сторонам изучения биоэнергий в акупунктуре, то такой человек рождался в среднем раз в 500 лет.

Каким же образом, по свидетельству автора «Лин-шу», можно с одного взгляда разобраться в сложных патологических ситуациях? Суть решения заключается в сенсорных способностях мастера и глубоких теоретических знаниях. С помощью сенсорного восприятия он видит свечение, сопровождающее процессы метаболизма и выделение (высвобождение) биологической энергии, так как в ее составе имеются и светящиеся частицы. По форме, глубине, интенсивности, цветности, направлениям распространения, оттенкам и пере­ливам свечения, зная, что именно каждая деталь этого явления может означать, он с первого взгляда делает заключение о состоянии человека. Однако недостаточно просто «видеть» возникающую картину, необходимо понимать причины того пли иного отклонения от нормы, то есть знать и собственно «норму» (критерий нормальности), понимать природу происходящего и его следствия.

Собственно все пять способов ориентации в пространстве (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), имея под собой сенсорный знаменатель, по-сути равноценны. Каждый из них регистрирует свои стороны поступающей информации, равноценной в конечном итоге. Все зависит от ситуации, от сути проблемы. Разве можно сказать, что слышать важнее, чем видеть или наоборот?

В частности, о цветовой гамме свечения, сопровождающего биопроцессы метаболизма, известно, что в норме оно бесцветно или может иметь какой-либо слабый оттенок. Если свет разлагается на составляющие, это указывает на наличие дисгармонии, расстройство функций организма. Преобладание и другие проявления активности того или иного из цветов, соотнесенных к определенным органам, указывает на избыток или недостаток соответствующей разновидности биоэнергии. Например, появление радуги даосским учением расценивается как отрицательное явление, так как радуга являет собой как раз разложение света на его составляющие и отражает этим наличие дисгармонии биоклиматических энергий (сил Природы), что чревато отражением на процессах жизнедеятельности организма. В исторических хрониках приводится немало примеров сенсорной чувствительности, проявляющейся у отдельных людей в том или ином виде. Эти люди могли «видеть под землей и на дне морском, слышать за тысячу ли, ощущать вкус и запах энергии, чувствовать поведение жизненных сил» и т.д. Однако автору не встречались описания случаев, когда человек обладал бы всеми разновидностями сенсорного восприятия в одинаковой степени. Обычно речь идет об одной из них.

Пульсовая диагностика является одной из разновидностей сенсорного восприятия, а именно — тактильно-сенсорной. Трудно судить о разнице объемов информативности разных видов этого восприятия, так как у каждого из них есть свои, присущие только им особенности. Например, составитель древнейшего справочника лекарственных растений, император Шэнь-нун обладал сенсорно-вкусовым даром. Он ощущал потенциальное содержание той или иной энергии в злаках, травах, органических соединениях и т.п. пробуя их на вкус. Вряд ли человек, обладающий способностью «слышать за тысячу ли» смог бы осуществить подобную работу, но он может другое, чего не смог бы сделать Шэнь-нун. Так и в диагностике — «видеть» и «ощущать» разные вещи, но важен конечный результат — полный и объективный диагноз.

Какими же качествами привлекал древних врачевателей именно пульс, где они искали и находили ответы на вопросы диагноза? Основоположники древней медицины исходили из той предпосылки, что кровь, органические жидкости, наполняющие тело человека, а с ними и жизненные силы (энергии) циркулируют во всех отделах организма. Нарушения их состава и циркуляции влекут за собой нарушения всех жизненных процессов и отражаются в пульсах. Существует много правил и условий для наиболее точного анализа состояний пульсов. Источники сообщают, что диагностику лучше всего проводить в момент, когда больной только что проснулся и текущие дела еще не наложили отпечаток на его состояние, а помещение, в котором он спал, еще не проветривалось и сохранило «дыхание ночи» (свежий воздух-носитель внешней энергии Ци еще не внес свои коррективы в протекание жизненных процессов организма больного). Пациент не должен быть ни голоден, ни сыт, поэтому пульсы снимаются за час до еды или через час после еды, так как пища и вода — также носители жизненных сил- В момент получения их с пищей и водой все процессы жизнедеятельности активизируются и показания пульсов искажаются. Наличие в организме лекарств, циркулирующих в крови, особенно гормонов, создает определенный лекарственный фон, который изменяет картину проявления патологии в пульсациях, воздействуя на органы и их системы. Это также искажает показания пульсов. Наконец, длительное и массированное применение транквилизаторов и анальгетиков, а также радиоактивное облучение (рентген) делает практически невозможным применение иглотерапии, так как биоэнергия блокируется  патогенными «токсической» или «физической» чужеродными энергиями и не может циркулировать естественным образом. Врачу необходимо учитывать эти факторы. От позы пациента при пульсодиагностике зависит очень многое. Лучше, если больной в сидячем положении, предплечье держит под углом в 45° по отношению к горизонтали, опираясь локтем на что-либо, так, чтобы его рука была расслаблена и не сковывалась одеждой. Больной и врач во время пульсодиагностики должны дышать в унисон животами. Руки и пальцы врача должны быть теплыми, а сам он — здоровым.

Все эти правила на первый взгляд могут показаться архаичными догмами, но на практике они являются необходи­мым условием для квалифицированной диагностики, так как установлены тысячелетним опытом многих поколений. Для снятия показаний пульса первым накладывается средний палец (позиция «Гуань») на лучевую артерию над шиловидным отростком лучевой кости. Вторым накладывается указательный палец (позиция «Цунь») в углубление между шиловидным отростком и пястной кость-трапеция. Третьим накладывается безымянный палец (позиция «Чи») позади шиловидного отростка на расстоянии, равном расстоянию между «Гуань» и «Цунь».

Из чего же исходит врач, проводящий диагностику по пульсу? Прежде всего из знания и понимания критерия нормальности пульсов. Критерий нормальности пульсов един для всех людей и базируется на соответствии сезону года. Отклонения характеристик пульсаций от этой общей нормы являются показателями нарушений функциональной деятельности органов и их систем.

Показателями этих отклонений являются изменения следующих характеристик:

1. «Элементарные» состояния:

а) количество энергии

б) скорость циркуляции

в) ритмичность пульсаций

г) форма пульсовой волны

2. «Сложноэнергетические» состояния:

а) количество энергии

б) качество энергии

в) скорость циркуляции

г) ритмичность пульсаций

д) форма пульсовой волны

е) состояние симметричных ветвей канала

ж) состояние верхней и нижней части органа

з) состояние вторичных энергосистем

и) этиология поражения. Совокупность этих характеристик дает принципиальный ответ на вопросы диагноза.

Не значит однако, что во всех случаях необходимо прослеживать абсолютно все характеристики. В «элементарных» пульсах главная — количественная характеристика, в «сложных» пульсах — количество, качество и скорость. Остальные характеристики считаются дополнительными и определяются при конкретных обстоятельствах, требующих детального уточнения диагноза. Например — разное состояние ветвей одного и того же канала обычно наблюдается при алгиях травматической этиологии. Эта разбалансировка в ветвях всегда есть показатель боли, однако непосредственно боль пациент начинает чувствовать только тогда, когда дисбаланс энергии достигнет определенного предела и начинает превышать болевой порог. До этого момента боли нет, но пульсолог при обнаружении этого признака может уже прогнозировать ее появление в будущем. Это один из аспектов прогноза, который сам по себе вообще можно считать большим преимуществом пульсовой диагностики. Прогнозироваться могут как этапы выздоровления, так и осложнения имеющегося заболевания на сезон и более вперед — все зависит от уровня знаний.

«Радиальные» пульсы прослеживаются в шести позициях на радиальных участках артерий обеих лучезапястных суставов, по 3 позиции на каждой руке:

позиция — «Цунь»  (развитие, размерность);

позиция — «Гуань» (ствол, граница) ... «Здесь Инь и Ян разделяются». (Н.В.Нги, том I, стр. 160);

позиция — «Чи» (корень, нога).

Примечание: смысловые переводы даны по школе «Мо-цзин» — II век н.э. (выделено) и по материалам Н. В. Нги [том I].

Учение «Мо-Цзин» Ван-Шу-Хэ рассматривало развитие и последовательность пульсовых позиций подобно росту дерева от корня до ветвей (развитие энергий). Поэтому позиции «Чи» были названы корневыми, а их пульсы — коренными. Для зарождения любых форм жизни на Земле необходима жидкая среда — первоэлемент «вода». К элементу «вода» соотнесен орган — почки. Отсюда вывод: почки как орган-корень жизни в организме, как энергосистема — коренной является Шао-Инь (почки+сердце).

В. Г. Вогралик в статье «Учение о пульсе в китайской народной медицине» сообщает: Ван-Шу-Хэ указал, что если нарушается и даже исчезает пульс в обычных местах его прощупывания на лучевой артерии в точках Цунь и Гуань, но сохраняется в точке Чи и в указанных точках на ноге (Тай-чун, Чун-ян, Тай-си), то это все же еще пульс коренной и прогноз остается благоприятным; если же не прощупывается пульс в точках его корня, даже сохраняясь в точках Цунь и Гуань, то это пульс некоренной и прогноз становится неблагоприятным...».

Радиальных позиций пульса всего 6: по 3 позиции на каждой руке. Каждые 3 позиции олицетворяют в своей последовательности развитие энергии в организме. Позиция Чи, в отличие от Цунь и Гуань, и на левой и на правой руке отражает работу почек и их функциональной системы. По принципу полярности почки — парный орган, условно разделены на Ян-почку справа и Инь-почку слева.

Примечание: смысл выражения «Инь-почек» н «Ян-почек», встречающийся в древних текстах, следует понимать так: Инь-функция почек и Ян-функция почек.

Хотя у человека две почки: они обеспечивают единую функциональную систему и выполняют совершенно идентичные задачи, однако часть их прослеживается в позиции Чи слева, а вторая часть — в позиции Чи справа. Левая Чи — почки как анатомический орган, их фильтрующая, водоотводящая и частично секретирующая (мозговая ткань надпочечников) функции. Правая Чи — перикард как анатомическое образование, являющееся связующим звеном между почкой и сердцем (Шао-Инь), масса крови в организме как среда, в которой происходят процессы метаболизма, эмоциональный диапазон, органы малого таза — у женщин, функция секреции (кора надпочечников, придатки), сексуальная сфера. Обе функции почек взаимопереплетаются и взаимоподдерживают друг друга. Это взаимопроникновение выряжается в тем, что в почке-Инь имеется «Ян-корень», а в почке-Ян имеется «Инь-корень».

Из Ян-корня развивается «Ян» организма в целом. Из Инь-корня развивается «Инь» организма в целом. Ян-корень находится в Инь-почке, как в среде, благоприятствующей его развитию и росту в «Ян» организма. Инь-корень находится в Ян-почке, как в среде, благоприятствующей его развитию и росту в «Инь» организма.

Поскольку Ян-корень развивается из Инь-почки слева, пульсы левой руки олицетворяют «Ян». Инь-корень, развивающийся из Ян-почки справа, олицетворяет в пульсах правой руки «Инь». Ян всегда должен руководить Инь, как муж женой, тогда существует гармония, а в организме поддерживается гомеостаз. Поэтому пульсы левой руки должны в норме немного преобладать над пульсами правой руки. Если это не происходит, гомеостаз нарушается и возникает болезнь.

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010