Беседа 2-я



ЭНЕРГИЯ

Гуру - Поговорим теперь об энергиях, о которых ты меня вчера расспрашивала. Узнай же, прежде всего, что их много, и они очень разнообразны. Я не буду перечислять их, мы будем ими заниматься по мере продвижения. Первая энергия, которую мы обнаружим - это энергия Жун [другое название - Ин]. Это питающая энергия, которая питает весь организм. Она возникает при трансформациях принятой пищи, и ты не удивишься, когда я скажу, что она зарождается на уровне желудка. А точнее - на уровне среднего обогревателя.

Франсуаза - Красивое название, но что представляет собой этот средний обогреватель?

Гуру - Я мог бы ответить тебе, что это одна из ветвей тройного обогревателя. Но невозможно браться за изучение всего сразу. Итак, функцией тройного обогревателя в его средней части является отбрасывание ненужных элементов пищи при сохранении энергетической квинтэссенции, которая превратится потом в энергию Жун. Я сказал уже, что она является питающей, а чтобы выполнять свою функцию, она должна распространиться по всему организму.

Отсюда её второе качество: она постоянно находится в движении. Куда она пойдет? Она пойдет по всему телу довольно сложным путем, а течь она будет по главным каналам. Остановимся на этих главных каналах, ибо я чувствую, что ты хочешь меня о них спросить.

Ты знаешь, что канал - это такой воображаемый путь, по которому энергия течет от своей начальной точки к конечной точке. Это не анатомическая реальность. Мы знаем, что энергия течет из определенной точки и приходит в другую точку, словно поезд метро от первой станции до конечной. На своем пути она проходит через различные точки, которые являются точками иглоукалывания, и которые ты можешь сравнить со станциями метро. А канал - это линия, соединяющая эти различные точки. Название «меридиан» ввел Сулье де Моран.

Франсуаза - А почему «главный»?

Гуру - Чтобы не смешивать их с другими каналами. Но кроме того еще и потому, что когда акупунктура вводилась во Франции, были известны лишь эти каналы. Поэтому когда в старой литературе на французском языке говорится о каналах (меридианах), то надо знать, что имеются в виду главные каналы.

В общем, на этом этапе надо запомнить, что энергия Жун – это питающая энергия, и что она течет по главным каналам и, наконец, что она проходит глубоко, Это последнее обстоятельство очень важно, ибо энергия Вэй, о которой мы будем сейчас говорить, является, наоборот, поверхностной. Вэй означает «защита», и действительно, это защитная энергия организма. Как и энергия Жун, она возникает в результате пищеварения и зарождается, естественно, на уровне желудка, в нижней части этого тройного обогревателя. Она циркулирует по всей поверхности кожи. Она регулирует механизм открытия-закрытия пор, потовые железы, осязание, следовательно, терморегу­ляция на уровне кожи зависят от неё. Она течет по каналам, которые называются сухожильно-мышечными, и это наз­вание в достаточной степени указывает на то, что они расположены ближе к поверхности, чем главные каналы.

Спаренные с главными каналами (которые еще называются глубокими), сухожильно-мышечные меридианы имеют менее четкие очертания, и приходится говорить скорее о зонах, чем о линиях. Сухожильно-мышечные меридианы не имеют прямой связи с органами и внутренностями. Но энергия Вэй способна проникать в глубину до их уровня, чтобы защищать их от чуждых и даже внутренних патогенных элементов. В этом случае она течет по особым каналам. Это - глубокие сосуды, связанные исключительно с органами и внутренностями, и к этим сосудам нам еще придется возвращаться.

Франсуаза - Я не хотела тебя прерывать, так как ты, конечно, разъяснишь мне потом термины, которые не совсем ясны, но ты часто упоминаешь органы и внутренности. Что конкретно ты имеешь в виду?

Гуру - Не пугайся, это совсем не сложно. Органов шесть – это сердце, печень, селезенка, почки и легкие. Сюда относится и сердечная оболочка (которую Сулье де Моран, не будучи врачом, назвал "хозяином сердца"). Фактически это часть нервной оболочки сердца (как симпатической, так и парасимпатической), коронарного кровообращения и пери­карда, а с другой стороны - всей системы кровообращения.

Внутренностей тоже шесть: желчный пузырь, желудок, тол­стая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь и тройной обогреватель, о котором я тебе говорил. По внутренностям проходят для изгнания из организма остатки пищи; внутренности - это Ян. Они вырабатывают прародительскую энергию.

Франсуаза - Это еще одна форма энергии?

Гуру - Да, причем самая благородная, которая вложена в человека при рождении его родителями и прародителями и которая делает его отличающимся от других живых существ и от других людей. Истощение этой энергии ведет сначала к старости, а потом - к смерти. Она течет по своим собственным путям - чудесным сосудам. Эти сосуды как бы орошают пространство между главными каналами. Их часто сравнивают с озерами, а главные каналы - с реками.

Франсуаза - А других форм энергии нет?

Гуру - Есть. Нгуен Ван Нги называет еще некоторые, например, кровь, умственную энергию, органическую жидкость, но я думаю, что не стоит пытаться на данном этапе ознакомиться со всем этим. Зато, мне кажется, будет интересно рассказать тебе о коварных энергиях.

Мы говорили сейчас об энергии Вэй, воинствующей защитнице организма. От кого? От этих самых коварных энергий. Когда начинается борьба, повышается температура и боль­ной боится холода. Если побеждает энергия Вэй, то болезнь уходит через поры, а коварная энергия рассеивается.

Франсуаза - Одним словом, коварная энергия - это болезнь.

Гуру - Не совсем так. Болезнь - это следствие того, что организм подвергся действию коварных энергий. Их пять: ветер, жара, сырость, сухость, холод. Но на самом деле их го­раздо больше, так как они могут по-разному сочетаться между собой и создавать, таким образом, новые причины для болезней. Каждой из них (этих коварных энергий) соответствует определенное время года, например:

ветру соответствует весна

жаре соответствует лето

сырости соответствует конец лета

сухости соответствует осень

холоду соответствует зима.

Франсуаза - Я не совсем понимаю это соответствие, хотя и чувствую его логичность, и - особенно любопытным мне кажется введение этого нового времени года - конца лета.

Гуру - Конечно, такое сопоставление энергий с пятью стихиями несколько искусственно. Эта теория в акупунктуре является весьма важной, но при её изучении возникают некоторые трудности. Если дать её слишком рано, она представляется весьма загадочной. Если, напротив, её не давать, то некоторые моменты акупунктуры могут показаться неясными. И все же по зрелому размышлению я предпочел бы изучать её попозже.

Рассмотрим подробнее эти коварные энергии. Если ветер проникает в сухожильно-мышечные меридианы, то он вызовет чихание, кашель, рино-фарингит. Если защита Вэй окажется недостаточной, то ветер проникает в главные каналы и мы получим потение, головную боль. От жары бывают головные боли, подъем температуры, жажда, усиленное потение.

Сырость дает разные проявления, в зависимости от того, какую часть тела она поражает. В верхней части тела может иметь место заложенность носа или астма. В нижней части - расстройства мочевыделения. При поражении внешней поверхности тела - температура, общая усталость, более или менее генерализованные отеки. Это область сухожильно-мышечных каналов. Если же она проникает в главные каналы, а через них - в органы и внутренности, то будут наблюдаться тошнота и рвота, одышка и понос.

Сухость может вызвать температуру, жажду, сухость слизистых оболочек, ангину, кашель, запор.

Наконец, холод может вызвать температуру без потения, одышку, ломоту - это в случае поверхностного поражения. Но если он проникает дальше сухожильно-мышечных меридианов, то могут наступить рвота, понос, урчание в животе.

Помимо того, что действие этих коварных энергий может быть комбинированным, они способны еще как бы затаиваться и быть в резерве у болезни. Так, ветер может попасть в тело весной, которая является его стихией, а проявиться лишь летом, вызвав понос. Летняя жара может вызвать холод и тепло осенью. Сырость, «запасенная» в конце лета, проявится в виде кашля зимой. Эти проявления замедленного действия более упорны и сложнее поддаются лечению, чем болезни, вызванные коварной энергией соответствующего времени года.

Запомни также, что психическая сторона тоже влияет на энергии. Этот психосоматический аспект тебя вряд ли удивит. Шамфро приводит две выдержки из Су-вэнь. Су-вэнь как и Нэй-цзин являются фундаментом китайской медицины. Это работы, которые суммируют знания в области акупунктуры в третьем веке до нашей эры.

«Гнев гонит энергию в верхнюю часть тела. Радость ведет к её гармоничному распределению. Размышление приводит к её концентрации, тревога разгоняет её. Страх гонит её в нижние части тела. Волнение пускает по ней рябь».

«Радость вредит сердцу. Гнев вредит печени. Тревога вредит легким. Размышление вредит селезенке. Страх вредит почкам».

Франсуаза - Признаться, я слегка запуталась в этих энергиях.

Гуру - Тогда вспомни, что на самом деле есть три категории энергии:

- главные энергии Неба и Земли, которые являются энергией органов и внутренностей, как энергия трех Инь и трех Ян, которые мы изучим в главе об энергетических уровнях;

- основная энергия человека - прародительская энергия;

- поддерживающие энергии, возникающие в результате питания и дыхания, Жун, Вэй, кровь, органические жидкости. Сюда же можно отнести коварную анергию, которая также возникает из внешнего источника.

 

 

 

  • Admin - 07 мая 2014 г.
    Здравствуйте, Виктория. Посмотрите свою почту.
  • Виктория - 04 мая 2014 г.
    Извините, что опять придираюсь, вернее, хочу прояснить:
    "Как и энергия Жун, она возникает в результате пищеварения и зарождается, естественно, на уровне желудка, в НИЖНЕЙ части этого тройного обогревателя".
    Если на уровне желудка, то, по идее, в средней?
  • Admin - 28 октября 2013 г.
    Строго говоря, радость вызывает центробежное движение энергии (ци). В какой-то степени это энергию «гармонизирует». Но избыток радости неизбежно приведет к опустошению… «Радость вредит сердцу» - это другой контекст употребления слова «радость». Как эмоция радость принадлежит сердцу, а приведенное выражение означает, что сердце выходит из равновесия в своих отношениях с другими Цзан при избыточной радости. Так что мера радости, как и любой другой эмоции, тоже существенна. Ключевое слово китайского (дальневосточного) подхода – равновесие. Утрата равновесия – это болезнь или смерть. Восстановление равновесия – это здоровье и жизнь. Идеальное равновесие – это соответствие текущему сезону, его особенностям (интенсивность, полярность и т.д.). Состояние же покоя и равновесия, столь несвойственные для современного человека, - это те условия, когда его «биомашина» может работать правильно, заниматься саморегуляцией.
  • Виктория - 25 октября 2013 г.
    Поясните, пожалуйста: "Радость ведет к гармоничному распределению энергии", а ниже - "Радость вредит сердцу"?
     
    Это зависит от количества радости, её интенсивности (должна быть мера)? Или есть какие-то разные виды радости?
    А идеальное для здоровья состояние, как я понимаю - покой и равновесие, такой "эмоциональный ноль", так?
Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010