Беседа 8-я



ПЯТЬ СТИХИЙ

Франсуаза - Когда я рискую вслушаться в дискуссию вашей группы Лакретель, я часто слышу о пяти стихиях. Ты тоже говорил о них во втором уроке, да и в последнем тоже. Что это?

Гуру - Твой вопрос очень своевременный. На этом уровне приближения к акупунктуре мне следует очень серьезно рассказать тебе об этой теории, и откладывать нельзя. Тем более, что она неотделима от Инь и Ян, которые являются основанием акупунктуры.

В самом древнем эссе китайской философии - Шy-цзин - одна из глав посвящена Хун-фань (Великому плану), что мы обычно переводим как «теория пяти стихий». Китаисты не могут определить точный возраст этого документа, но всё говорит о том, что он написан примерно в VI веке до нашей эры и уж во всяком случае раньше III века до нашей эры, то есть до Нэй-цзин и Су-вэнь.

Обычно эти пять стихий расположены крестом. Внизу - Вода, которая всегда течет вниз. Вверху - Огонь, так как пламя всегда рвется вверх. Дерево наклоняется и выпрямляется, мы поместим его на левой перекладине. Направо будет Металл, который тоже способен менять форму. В центре креста мы поместим Землю, что будет вполне оправдано по отношению к другим четырем стихиям, ибо ты уже поняла, что наши пять стихий - это Дерево, Вода, Огонь, Металл и Земля.

 

Каждой стихии определили её свойства, а также время года. Посмотри на рисунок. Дереву соответствует весна, что вполне понятно. С Огнем связано, естественно, лето. Металл своей серостью напоминает осень, а Вода связана с зимой. Но ты можешь сказать также, что единственно возможные качественные определения вещества - это теплое и холодное, сырое и сухое. Теплое и сухое - это Огонь, лето. Теплое и сырое - это весна, Дерево. Холодное и сухое - это Металл, осень. Холодное и сырое - это Вода, зима.

Франсуаза - Хорошо, а Земля?

Гуру - Теперь о Земле. Раз она в центре, для нее надо изобрести новое время года, а точнее вклинить её между двумя известными. Но куда? Возьмем логическую цепь Весна – Лето - Осень - Зима и попробуем сопоставить её со стихиями. Огонь следует за Деревом и продукт их взаимодействия питает Землю. Из Земли добывают Металл, который способен плавиться и имеет таким образом некоторую аналогию с Водой. Так что естественное место Земли - между Огнем и Металлом, то есть между летом и осенью. Соответствующее время года - конец лета.

А теперь перейдем вместо крестообразного расположения к круговому, которое покажет путь эволюции. И Земля в нем окажется на своем месте - между Огнем и Металлом.

 

Продолжим анализ соответствий. Если я назову тебе пять цветов - белый, черный, зеленый, желтый и красный - как ты их свяжешь с пятью стихиями?

Франсуаза - Я скажу, что Дерево-весна - это зеленый цвет; конец лета, который, видимо, является апогеем лета, будет желтым; лето мне представляется красным, а относительно черного и белого у меня есть сомнения.

Гуру - Ну что же, осень с её первым снегом будет белой, а зима черной, как зимние ночи. Точно также, рассматривая энергии, мы предположим, что ветер соответствует весне и Дереву, жара - лету и Огню, сырость - концу лета и Земле, а сухость, идущая за осенью-Металлом, предвещает холод зимы-Воды.

 

Вкусовые ощущения имеют большое значение, когда они связаны с патологией. Можно понять, что у Воды могут быть аналогии с соленым; острый вкус присущ Металлу; кислый - Дереву; сладкий - плодам Земли. Горький вкус будет связан с Огнем.

Франсуаза - Вот эта последняя связь мне уже кажется искусственной.

Гуру - Ну что же, на данный момент я не могу найти логического объяснения этой связи, хотя уверен, что оно существует. В конце концов, учитель не обязан быть всезнающим.

Франсуаза - Раз ты в этом признаешься, я больше не буду придираться, но какова же связь всего этого с человеческим организмом, ибо я чувствую, что мы подходим к этой теме?

Гуру - Конечно, начнем с простейшего: сердце соответствует лету - Огню, а почки - Воде. Легкие сухостью напоминают Металл, желудок поглощает плоды Земли, а почему бы не сравнить активную метаболическую деятельность печени с весной?

 


Франсуаза - У тебя на всё находится ответ, но сейчас я не могу не отметить одной вопиющей ошибки - ты назвал четыре органа и одну внутренность.

Гуру - Исключительно для наглядности. Ибо на самом деле каждой стихии соответствует один орган Инь и одна внутренность Ян. Так что назови-ка мне за свою дерзость соответствующие Инь и Ян для каждой стихии.

Таблица соответствий пяти стихий с анатомическими, физиологическими, психическими и космическими факторами.

стихия

Дерево

Огонь

Земля

Металл

Вода

органы

печень

сердце

селезенка

легкие

почки

внутренности

желчный пузырь

тонкий кишечник

желудок

толстый кишечник

мочевой пузырь

органы чувств

зрение

осязание

вкус

обоняние

слух

«слои» тела

мышцы

сосуды

плоть

кожа и волосы

кости

эмоции

гнев

радость

забота

печаль

страх

цвета

зеленый

красный

желтый

белый

черный

вкусы

кислый

горький

сладкий

острый

соленый

энергии

ветер

жар

сырость

сухость

холод

возраст

рождение

рост

зрелость

старость

смерть

времена года

весна

лето

конец лета

осень

зима

Франсуаза - О, это просто! Вода, кости, уши - по-французски это звучит похоже, потом в носу есть волоски...

Гуру - Нехорошо, Франсуаза, но в конце концов главное – это знать её.

Франсуаза - Но как на практике можно применять эту великолепную конструкцию?

Гуру – Терпение. Мы как раз подошли к этому. «Эта великолепная конструкция» позволяет нам вывести некоторые основные законы акупунктуры.

Первый - закон порождающего начала.

Вот я нарисовал круг, теперь давай рассуждать. Дерево порождает Огонь, который порождает Землю (продукты сгорания). Земля в свою очередь порождает Металл, который находится в её недрах, а Металл рождает Воду, которая порождает Дерево и т.д. Это закон называется еще закон матери-сына. Например, сердце является матерью селезенки, но в тоже время сыном печени. Помнишь, я говорил тебе недавно, что каналы могут быть в состоянии «пустоты». Допустим, что это происходит с сердцем. Чтобы нейтрализовать эту пустоту, мы должны тонизировать мать, то есть печень. Наоборот, при «переполнении» сердца следует рассеять его сына, то есть селезенку.

 

Франсуаза - А что значит тонизировать или рассеивать канал?

Гуру - Воздействуя на канал определенным образом, его можно тонизировать, то есть усилить его энергию, или рассеять, то есть убрать избыток энергии. Позднее мы будем изучать разные способы этого главного в акупунктуре воздействия. А пока запомни правило, вытекающее из закона матери-сына: «при избытке у матери необходимо рассеивать сына, при недостатке у сына надо тонизировать мать».

Теперь второй закон - закон преобладания. Пройдем еще раз по кругу, но не подряд, а пропуская каждый раз по одной точке. Для удобства обозначим путь прямыми линиями.

Получаем:

 

Дерево-печень преобладает над Землей-селезенкой. Земля-селезенка преобладает над Водой-почками. Вода-почки преобладают над Металлом-легкими. Металл-легкие преобладают над Деревом-печенью. Здесь тоже сплошная логика. Дерево преобладает над Землей, из которой оно выходит. Земля преобладает над Водой, находящейся в её недрах. Вода преобладает над Огнем, а Огонь - над Металлом. Ясно, что Металл преобладает над Деревом.

Если мы теперь объединим оба закона, то получим закон порождающего и доминирующего канала. Действительно, чтобы не нарушать естественного равновесия, бывает необходимо компенсировать преобладание, которое может привести к разрушению, производством чего-то нового. Так, Дерево преобладает над Землей, но Земля порождает Металл, который сам преобладает над Деревом. Попробуй теперь начать с Металла.

Франсуаза - Я думаю, что Металл преобладает над Деревом, а Дерево рождает Огонь, Огонь, в свою очередь, преобладает над Металлом.

Гуру - Совершенно верно, и так продолжается до бесконечности.

Если перевести это в план организма, то селезенка преобладает над почками, но почки порождают печень, которая преобладает над селезенкой. А теперь рассмотрим последний закон - закон воздействия (настоящая физиологическая регуляция). Он, естественно, вытекает из предыдущих законов, когда нарушается нормальный цикл.

Если Вода-почки в избытке, то преобладающая над ней в нормальном состоянии Земля-селезенка не оказывает на неё никакого воздействия. Более того, не исключается обратное преобладание, а Огонь-сердце, обычно находящийся под доминирующим влиянием почек-Воды, оказывается под настоящим ударом с их стороны, и это удар следует отвести или смягчить.

Наоборот, если в Воде-почках недостаток, то доминирующая над ней в нормальном состоянии Земля-селезенка поведет себя просто агрессивно, а Огонь-сердце, обычно находящийся под действием Вода-почек, может, при нарушении равновесия, возобладать над ней.

Франсуаза - Все это выглядит довольно убедительно. Гнев, как мне кажется, особенно присущ «печеночникам», то есть печени. Радость порождает заботы и преобладает над печалью, которая в свою очередь порождает страх, преобладающий над радостью.

С другой стороны, если радость чрезмерна, она может превозмочь страх, чего не бывает в нормальном состоянии; наоборот, если радости мало, то страх одерживает верх, а печаль, которая обычно подчинена радости, будет преобладать и уничтожит её.

Гуру - Еще немного, и я поверю, что у тебя есть способности к акупунктуре.

 


 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010