Доктор Хэ



Доктор Хэ

(Описываемые события происходили в эпоху Восточная Чжоу, в 541 году до нашей эры. В царстве Цзинь в это время правил Пин-гун. Взято из трактата «Цзо-чжуань».)

Властитель царства Цзинь просил прислать [для себя] врача из [царства] Цинь. Вот государь Цинь и послал ему доктора Хэ, чтобы тот обследовал его.

[Доктор Хэ, проведя обследование] сказал:
«Болезнь неизлечима. Как говорится, входишь в женские покои – болезнь превращается в безумие. Она не от [злых] духов и не от [плохой] пищи, это порча, которая ведет к нарушению духа-шэнь. И Вашему лучшему чиновнику предстоит умереть, Небо не защитит [его]».

«Разве нельзя вступать в отношения с женщиной?» - спросил государь.

[Врач] ответил:
«Надо быть умереннее. Музыка древних правителей показывает, каким образом можно урегулировать все дела. Поэтому для пяти звуков установили ритм, чтобы медленные и быстрые от начала и до конца были в гармонии. При достижении гармонии звуков музыка приходит к концу; когда пять [звуков] сыграны, нельзя продолжать [играть]. Поэтому благородный человек не слушает непристойную музыку, извлекаемую хаотично движущимися пальцами, развращающую слух и вредную для духа-шэнь, заставляющую забыть о покое и гармонии. Тоже и с другими [действиями]. Если станут избыточными – следует отказаться от них, иначе появятся болезни.

Когда благородный человек берет лютню – то лишь затем, чтобы упорядочить [свой внутренний] ритм, а не для того, чтобы веселить дух. У Неба есть шесть ци, которые порождают и уничтожают пять вкусов, превращаются в пять цветов, проявляются в пяти звуках, а избыток их порождает шесть болезней.

Шесть ци – это инь и ян, ветер, дождь, темнота, свет. Разделяясь, они создают четыре времени года; объединяясь в порядке, они образуют последовательность пяти [движений]. Когда [одна из ци] в избытке, то возникает болезнь. Например, когда слишком много инь, то возникают болезни холода; когда слишком много ян, то возникает болезни жара; когда слишком много ветра, то возникают болезни конечностей; когда слишком много дождя, то возникают болезни внутренних органов; когда слишком много темноты, то возникает безумие, когда слишком много света, то возникает расстройство души.

Женщина принадлежит Ян и темному времени суток. [Когда этого] слишком много, то появляется внутренний жар и безумие. Сейчас Вы, государь, не знаете ни меры, ни правильного времени [в отношениях с женщинами]. Как же не возникнуть этой болезни?»

Выйдя, [из комнаты, доктор] рассказал [все это] Чжао Мэну [главному чиновнику правителя Цзинь]. Чжао Мэн спросил:

«Кого ты имел в виду под «лучшим чиновником»?»

«Я говорил о Вас» – ответил доктор. – Вы управляете [царством] Цзинь уже восемь лет, и в государстве Цзинь не было смут, а в [отношениях] с другими правителями не было разногласий. [Поэтому Вас] можно называть лучшим.

Я слышал, что когда главные чиновники царства наслаждаются милостями и пожалованиями и несут ответственность за важные дела, то если возникнут бедствия и несчастья, а [эти чиновники] не исправят их, то вина непременно будет на них. Сейчас государь в своих излишествах дошел до того, что заболел, поэтому скоро он не сможет заниматься делами государства. Возможно ли большее несчастье для алтаря зерна и земли? И Вы не можете уберечь [государя в этой ситуации], поэтому я и говорю Вам [все это].

«Что это за порча?» – спросил Чжао Мэн.

Доктор ответил:

«Это безумие, порождаемое избытком [секса]. Иероглиф, его обозначающий, состоит из знаков «сосуд» и «насекомое». Это означает зерновую моль. В Книге Перемен «порчей» называют совращение женщиной мужчины и вырывание ветром горных деревьев. Это явления одного ряда».

«Вы наилучший лекарь» - сказал Чжао Мэн.

 

Наш комментарий

Трактат «Цзо-чжуань» - это сборник исторических фактов, охватывающий период с 722 по 468 года до нашей эры, по сути - летопись. Он составлен одним из учеников Конфуция.

Древний китайский язык весьма лаконичен, что связано со способом письма и ценностью каждого письменного знака. Поэтому некоторые части этого текста можно понимать по-разному. Говоря современным языком, эту историю можно рассказать и так:

Китай, 541 год до нашей эры, период, который потом назвали "Весны и Осени" (Чунь-цю). Пин-гун, хозяин одного из государств на территории тогдашнего Китая, заболевает не вполне ясно, чем. Видимо не доверяя собственным врачам, или будучи наслышан и враче Хэ, он просит правителя соседнего царства прислать ему доктора, что и было сделано.

Врач действительно искусен, он быстро понимает, что за болезнь свалила государя: чрезмерные сексуальные удовольствия или, попросту говоря, разврат. Заметим, что доктор рассмотрел все три возможных природы болезни: духовную (легкие – сердце), пищевую (селезенка – желудок) и половую (печень – почки); при этом «злых духов» и «плохое питание» он отмел сразу, остановился на последнем. Кроме того, врач определяет и стадию болезни – она неизлечима. Он говорит прямо: «Ваша болезнь неизлечима», но, говоря о сроке оставшейся жизни, выражается деликатно: не говорит «Вы скоро умрете» в лицо государю, а предпочитает сказать витиевато – «Вашему лучшему сановнику предстоит умереть…» Это вполне понятно, потому что из дальнейшего рассказа становится ясно, что властитель занят исключительно удовольствиями, а правление обеспечивает его доверенный сановник Чжао Мэн.

Все еще не понимая серьезности своей болезни, властитель наивно спрашивает врача: «Разве вредно заниматься сексом с женщиной?» Дескать, ничего вредного и необычного я не делал…

Врач отвечает: «Да нет, можно, вот только всему есть мера». И дальше довольно пространно рассказывает о звуках и их влиянии на организм – звуками можно приводить в гармонию, то есть восстанавливать (балансировать), лечить, или наоборот, приводить в беспорядок. Судя по всему, врач Хэ видел, что правитель, стремясь к удовольствиям, слушал «неправильную», возбуждающую ум, дух, музыку, усиливая тем самым свою болезнь…

Далее доктор переходит к тому, что представляют собой эти «звуки Му» - они есть выражение шести ци Неба, поэтому слушать неправильную музыку означает приводить в беспорядок свои шесть ци… «а когда одна из этих ци в избытке – возникает болезнь». Так он объяснил правителю механизм появления его болезни (патогенез, выражаясь современным языком).

Похоже, более властителю не о чем было спрашивать… и врач уходит.

Выйдя, он сразу все подробно рассказывает реальному правителю государства – советнику Чжао Мэну. А как иначе? И даже тот не сразу понимает выражения врача, поэтому задает два вопроса. Первый – о том, кто такой «лучший чиновник, которому предстоит умереть», а второй – что это все-таки за болезнь – «порча». Говоря современный языком – Чжао Мэн спросил: «объясните ваш диагноз». На что доктор Хэ отвечает, что это реальное безумие, и при этом ссылается на высший авторитет – Книгу Перемен, где такая ситуация представлена образом зерновой моли и одновременно ветром, столь сильным, что он вырывает деревья в горах. Данный образ можно понимать так: избыток секса подорвал силу почек правителя (Инь организма), поэтому его Ян утратил свою опору и бушует с силой горного ветра. Где уж тут лечиться… Поэтому и сказано: «женщина принадлежит Ян и темному времени суток».

Отметим еще, что речь идет о реакции именно мужского организма. То, что под силу женщине, выдержит не каждый мужчина...

Смысл истории очевиден: береги свою Инь, она опора и источник Ян, она - сила восстановления организма. Секс в малых дозах укрепляет и стимулирует Инь, а в больших дозах расходует её.

Вот так.

 

 


 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010