Федоров И.В. Пульсовая диагностика ТКМ



Разбор «Пульса» И.В.Федорова

И.В.Федоров

(Беседа с д-ром Р.Сахновским)

Сахновский (далее С.) Неделю назад принес Вам новую книгу: И.В.Федоров – Пульс (диагностика традиционной китайской медицины), том 1. Хотел услышать Ваше мнение.

Acupunctu.ru (далее Acu): Мнение хорошее, учитывая великий недостаток книг по теме пульсовой диагностики. Автор собрал и осмыслил большой материал, изложил его так, чтобы можно было учиться, ездил в Китай, видно, что он заинтересован, и что он практик…

С.: Это всё понятно, я бы хотел услышать критические замечания… Есть такие?

Acu: Есть…

С.: ?

Acu: Во-первых обложка. На ней фото, где профессор Ван Вэй проводит пульсовую диагностику (ПД). Удивительно: она смотрит левую руку пациентки своей левой рукой… ПД на руке всегда проводят разноименными руками: Инь определяют с помощью Ян, а Ян с помощью Инь… Непонятно…

С.: Ну, может быть, Ван Вэй достигла такого уровня мастерства, когда уже всё равно, какой рукой смотреть то или иное запястье пациента?

Acu: Может быть… Но вот я так не делаю…

С.: Ладно, оставим на совести Ван Вэй… Что еще?

Acu: (стр. 18) «Авторство Нэй цзин также приписывают Бянь Цюэ…»

С.: И что?

Acu: Бянь Цюэ, великий врач древности, предполагаемый автор не Нэй цзин, а Нань цзин (Трудного канона). При этом Бянь Цюэ считается автором трактатов «Бянь Цюэ Нэй Цзин» и «Бянь Цюэ Вай цзин» («Внутренний и внешний канон Бянь Цюэ»), которые ныне утрачены… Здесь перепутан известный и дошедший до наших времен Нэй цзин с Нэй цзин Бянь Цюэ, который утерян…

С.: Ну, это мелочи, это Вы придираетесь…

Acu: (стр. 14) «Индийские врачи ошибочно приписали соответствие среднего участка лучевой артерии правой руки Печени (Дерево), а не селезенке (Земля), как это сделали китайцы».

С.: И что?

Acu: Получается, есть лишь одна норма и один взгляд на расположение этих двух органов. Много-много лет индийцы вот так ошибочно интерпретировали пульс, и даже не замечали этого. Проводили ложную диагностику, на этом основании лечили – и никто ничего не заметил… Странно, правда?

С.: А как на самом деле?

Acu: На самом деле функции селезенки и печени (как их понимают в восточной медицине) тесно друг с другом связаны. Это легко заметить, отслеживая непростой ход их каналов по ноге – не раз при этом они меняются местами. Поди, разберись… Когда нам говорят, что «селезенка создает кровь, а печень хранит её» – это лишь самое общее описание влияния этих органов на кровь. Если пойти в глубину, то не всегда легко различить, где тут действует селезенка, где печень. Так что древние индусы вряд ли ошибались в этом вопросе.

(стр.17) «Однако и в тибетской пульсовой диагностике также есть и принципиальные ошибки – это ошибочное расположение пульсов на среднем участке лучевой артерии – тибетцы также как и индусы считают, что средний участок левой руки соответствует Желудку/Селезенке, а средний участок лучевой артерии правой руки соответствует желчному пузырю/Печени».

Уже не только индийский подход неверный, но и тибетский. Может не надо укладывать всё в прокрустово ложе китайской ПД, оставим индусам и тибетцам право на собственное понимание? Тем более проверенное временем.

С.: М-да…

Acu: (стр. 27) Описание трех главных позиций пульса на запястье: «Эти позиции расположены на лучевой артерии на протяжении около 5 см, начиная от лучезапястной складки». И далее: «Указательный палец врача располагается на расстоянии 1-2 мм от среднего пальца ближе к лучезапястной складке, а безымянный палец располагается также на расстоянии 1-2 мм от среднего пальца, но уже ближе к локтю пациента».

С.: А здесь что не так?

Acu: Место на запястье, где смотрят пульс (оно называется цунь коу – «рот [размером в] цунь»), имеет строгую размерность и оставляет не «около 5 см», а совершенно точно 1,5 цуня. Есть разница! У взрослого человека это вполне может составить 4,5 см (если цунь равен 3 см), а у ребенка и 3 см. И что, у каждого больного расстояние между пальцами врача при исследовании пульса составляет 1-2 мм? Конечно нет! Есть разные люди и разной длины руки. Возраст, наконец, разный. Так что это недопустимое усреднение.

С.: Соглашусь.

Acu: (стр.27) «Пульс отчетливо бьется в каждой из этих трех позиций, а между ними пульсации, как правило, нет». Это как? Почему в промежутках нет пульсации? Или лучевая артерия бьется как-то «участками», между которыми биений нет? Это же невозможно! Наоборот: надо четко определять именно позиции, поскольку и между ними всегда есть пульсация (если вообще имеется пульс).

С.: М-да…

Acu: (стр.31) Автор сообщает, что «в основном использует способ исследования [пульса] одним пальцем». Так лучше «дифференцируются признаки пульсовой волны». Мы тоже так делаем. Но при этом вполне видно, что пульсация есть и между тремя позициями, в их промежутках!

Далее (стр.31): «использование пульсов по теории Трех обогревателей»:

«Пульсы в позиции Цунь могут использоваться (Ли-Шичжэнь Л.61) для диагностики заболеваний, расположенных от диафрагмы до макушки головы, пульсы в позиции Гуань для диагностики заболеваний от пупка до нижней части диафрагмы, и пульсы в позиции Чи для диагностики заболевания, расположенного ниже пупка».

Неплохо бы объяснить читателю, что такое «тройной обогреватель», перед тем как о нем говорить. Указанные распределения слишком общие и не соответствуют действительности. Так, вполне себе можно определять в позиции Чи справа состояние верхней части тела, поскольку канал тройного обогревателя проходит в верхней части тела. Как, кстати, и канал перикарда. Почему они при этом отнесены к коренному пульсу – загадка. Хотя древние китайцы объяснили это противоречие так: «у пульсов МС и TR одинаковые свойства с пульсами Ян почки».

«Тройной обогреватель» у Федорова, это, скорее, «три части тела» с распределенными по ним органами. Тогда зачем слово «обогреватели»? И в чем тогда состоит «теория трех обогревателей» (не частей тела), на которую ссылается автор (стр.32)?

Далее (стр. 32) автор упоминает 5 глубин пульса и говорит: «На наш взгляд, пульс в каждой из трех позиций (Цунь, Гуань и Чи) должен определяться именно по пяти уровням глубины. Однако их смысл несколько отличается от смысла, описанного в Нань цзин».

С.: Здесь-то что не так?

Acu: Дело в том, что в пульсе может и не быть этих «пяти уровней». Тогда как? Их может быть и один и двадцать один, и это вовсе не зависит от неистребимого желания исследователя разложить все именно на пять уровней (или глубин). Жизнь гораздо богаче нашего представления о ней. Зачем строить ложную модель в этом случае?

С.: Ну, он, насколько я понял, видит за таким делением «три главных стадии болезни по глубинам: начальную (поверхностный синдром), серьезную стадию (хроническую), и, в промежутке, здоровое состояние или слабое хроническое состояние» (стр.33).

Acu: Это слишком условный или упрощенный подход. Почему бы не пойти дальше и не попытаться увидеть в пульсе, скажем, Юань ци, античные точки Шу (пятиэлементные), Ло точки и так далее?

С.: А это возможно?

Acu: Возможно.

С.: Ну да?

Acu: Это возможно. Это дело практики. Не более того.

Далее: описывая пять основных глубин пульса, автор ничего не говорит о таком важном показателе, как «пульс желудка». А это, между прочим, базовый критерий ПД. Есть пульс желудка – будет жить, нет его – не будет. И это критерий, основанный на глубине (глубинах). Почему пять глубин есть, а важнейшего среди них пульса желудка нет?

С.: Ну, может быть…

Acu: Не может быть. Нет ни тройного обогревателя (это, вообще, что такое?), нет пульса желудка – а это важно.

С.: Что еще?

Acu: (стр.34) Механизм всплытия и погружения пульса. Основной механизм. Автор представил его в терминах Инь и Ян. В общем, правильно. Только... упрощенно. Пульс всплывает, не потому, что Ян преобладает, а Инь не хватает, а потому, что в это время активность в организме имеет место именно на поверхностном уровне. В наружных слоях. И наоборот, пульс погружается не потому, что преобладает Инь, а потому, что активность уходит на глубокий уровень.

С.: Хотите сказать, что пульс показывает именно активность процесса в организме, а не то, преобладает ли Ян или Инь?

Acu: В первую очередь так. Инь – это другой тип активности, он отличается от Ян. Мы видим не Инь и Ян, а активность в Инь или Ян. Будь это просто преобладание Инь, мы его не увидим, как не увидим и черную дыру в космосе – поскольку это «абсолютная Инь».

С.: Мудрено!

Acu: Еще как!

Далее (стр.35) мы узнаем, что существует «правильное расположение» пульсов сердца и тонкой кишки. У мужчин они находятся слева, а  у женщин, оказывается, справа. Взято это у Гаваа Лувсана, и почему-то расценивается как «истина». На той же странице автор говорит, что соответствие органов их позициям можно проверить, действуя иглой на тонизирующие, либо на Юань точки их меридианов. Казалось бы, чего проще: коли Юань сердца у женщины, и убедишься, что оно, всё-таки, находится в пульсе слева в Цунь, а не справа. Но нет: «справа у женщин». Почему? Да потому, что так сказал Лувсан… А он, что, обладал абсолютным знанием пульсов? Или, что, у женщин сердце находится справа? Непонятно.

К тому же, стоит отметить, что пульс соответствующего органа реагирует (всегда!) не только на «тонизирующую или на точку Юань» своего канала, а вообще на любую точку своего канала. Надо просто это видеть в пульсе – и всё.

С.: Да ну?!

Acu: Именно. Возьмите и посмотрите. Если Вы этого не видите, значит, чувствительность пальцев следует еще развивать.

(стр. 36) Автор пишет, что в современном материковом Китае «используют упрощенную систему глубин, определяя пульсы Цзан-органов, но принципиально не определяя пульсы Фу-органов… такой упрощенный подход справедлив только для острых и тяжелый стадий заболеваний, но оправдан в перенаселенном Китае, где один врач принимает в среднем 50 человек в день».

Интересно замечание! Более того, дай любому специалисту по пульсу посмотреть несколько человек в день – и его восприимчивость к деталям начнет падать. А если поставить его на поток (10-15 человек), то и вообще упадет до почти нулевой. Это факт. Поэтому, как говорил С.Н.Шевчик, «Акупунктура – товар штучный», имея в виду уколы на основе пульсовой картины, а не на основе готовых рецептов. К Лувсану здесь отношение скептическое.

С.: Что-то еще?

Acu: (стр.39) Автор цитирует Су вэнь, где описаны пульсы четырех сезонов. При этом речь идет о самом важном – о пульсе желудка. То есть, о базовом состоянии пульса. Потом следует замечание: «Однако практика автора показывает, что эти изменения малозаметны или вообще отсутствуют. Это же подтверждают аппаратные комплексные исследования…»

И это удивляет: значит ли это, что автор не может различать пульсы сезонов? Но это – базовое умение ПД, более того, оно же и начальное и довольно обобщающее. То есть, оно не учитывает многие нюансы пульса. Как же так? А ссылка на аппаратуру? Ну, это просто в никуда. Неужели есть аппараты для ПД, превосходящие чувствительность и опыт человека? Да неужели?

Понимание нормальности пульса – ключевой фактор правильной ПД. А в нормальности пульса большую роль играет наличие-отсутствие «пульса желудка». Федоров дал описание этому явлению (стр.47), но так, что суть осталась неразборчивой. Куда информативнее высказался С.Н. Шевчик (см. «Акупунктура кистей – Суцзи Чимсур», 1993, стр.286). Есть правда у Федорова краткое упоминание пульса желудка (стр.107) в описании «Пульсов при истощениях», там сказано: «Всякий раз, когда один из этих пульсов приходит, то это показывает, что Ци Желудка отсутствует в канале».

С.: Именно в канале?

Acu: Так считает Федоров (стр.106): «Пульсы при истощениях отличаются от нормальных и ненормальных пульсов, которые всегда отражают состояние Цзин-Май (то есть каналов, а не органов)» [выделено автором]. Кроме того, отражая патологию Цзин-Май, они также отражают бездеятельность Цзан-Фу органов. Они относятся к истинной Ци Цзан-Фу органов, и поэтому появляются, когда Юань-Ци серьезно повреждена».

С:. Я не понял, пульсы при истощениях всегда отражают состояние Цзин-май или нормальные и ненормальные пульсы всегда отражают состояние Цзин-Май?

Acu: Я тоже не понял… Здесь важно другое: орган интимно связан с каналом, состояние органа отражается в канале. А каналы бывают разные: главные и вторичные, которые их защищают и компенсируют в случае нарушения…

Далее: пульс при беременности (стр.96-97). «Так как плод образуется из Эссенции-Цзин, которая питается кровью, то беременность может быть обнаружена на пульсе каналов Шао Инь, в позиции Цунь на левой руке. Биения пульса приходят и уходят гладко, и становятся почти скользкими. Пульсы в позиции Чи и Гуань также, кажутся, гладкими и скользкими».

Здесь автор определяет беременность по позиции сердца (Цунь левой руки) или тонкой кишки – он не вводит различий. Это довольно необычно, так как в пульсе имеются Инь и Ян почка, которые очень тесно связаны с беременностью, особенно Ян почка. Она же представляет половые органы…

Представлена ПД современного Китая. Система оказалась крайне примитивной… И.В.Федоров говорит (стр.109), что применяет «расширенную систему пульсовой диагностики», которая «позволяет диагностировать состояние левых и правых меридианов каждого органа, причем не только Цзан-органов, но и Фу-органов, позволяет выявить локализацию блокировки меридианов, а также определять время, необходимое для манипуляций иглой». Для этого китайский примитив надо дополнить.

С.: Как?

Acu: Дополнением №1 И.В.Федоров считает возможность определения левых и правых меридианов. Здесь у него представлено очень интересное наблюдение, основанное на личном опыте (стр.110):

«Автор задавал вопросы о такой возможности [то есть видеть правый и левый меридианы в позиции пульса - прим. Acupunctu.ru] преподавателям в двух китайских университетах ТКМ (в Хейлунцзянском и Тяньцзинском), но везде получал ответ, что это – невозможно делать. Некоторые учителя сомневались в том, понимает ли, вообще, автор китайскую медицину, если задает подобные вопросы».

С.: Круто!

Acu: Именно! Получается китайские товарищи в своем исследовании пульса не прошли дальше довольно примитивных схем… Увы! А такое богатое наследство имеют!

У Федорова в наличии целая главка о возможности подобного определения (стр.113). Смысл сводится к тому, что если уколоть точку Юань левого канала, то реакция в пульсе тоже будет слева, и наоборот. Однако это справедливо для любой (!) точки канала, а не только точки Юань. Так что, сам Федоров способен отследить в пульсе лишь точку Юань?

С.: Неужели?

Acu: Еще Сулье де Моран указывал на возможность такого определения.

Далее (стр.114) идут «90 участков оценки пульса».

С.: Это как?

Acu: Федоров пишет: «Если учесть левую, правую и центральную часть пульса оцениваемые на всех пяти уровнях в трех позициях, то общее количество возможных местоположений пульса на одной руке составит 45 штук. На двух руках – 90».

С.: Неправильно?

Acu: Неправильно. Это механическая и сугубо теоретическая оценка. В ней нет практической значимости. Получается, больной человек или здоровый, толстый или худой, крепкий или слабый, зимой или летом, ребенок или взрослый – а эти 45 (!) «штук» пульса должны отслеживаться. Но почему бы просто не наложить пальцы на запястье и не посмотреть – есть ли там эти «штуки». И тогда, возможно, станет понятно, что всё совсем не так. В реальности.

С.: То есть?

Acu: Уровней залегания пульса может быть и три и четыре и пять, или еще больше, или меньше, и это всё покажет нам сам пульс, очень разный у разных индивидов в разное время и в разное состояние, и это не означает  постоянного наличия каких-то условно высчитанных 45 «штук».

С.: Разумно.

Acu: Далее (стр.115): «Согласно теории ТКМ, энергия Ци двигается внутри тела по меридианам, последовательно переходя из одного меридиана в другой по замкнутому кольцу. При этом Ци переходит из левой половины тела в правую (и наоборот) в точке VG-26 жэнь-чжун, напоминая траекторией «восьмерку»…»

С.: ?

Acu: Если «энергия двигается внутри тела по меридианам», то как она двигается снаружи тела? Непонятно. Вероятно, автор  полагает, что сами меридианы – это «внутри» тела, а не снаружи. Между тем хорошо известно, что энергия ходит как по меридианам (защитная, питающая), так и вне их (защитная, наследственная). Меридианы устроены так, что одной частью могут проходить снаружи, потом идти вглубь (к Цзан и Фу), потом снова выходят наружу. Более того, меридианов много, они разные, что определяется свойствами их Ци и уровнем залегания. Об этом у Федорова ни слова. Интересно, когда господин Федоров определяет меридианы левой и правой стороны тела по пульсу, он определяет главные меридианы, Ло меридианы, особые (дивергентные) меридианы, защитно-мышечные меридианы, чудесные меридианы или какие?…

Сведение обмена энергией между левой и правой сторонами тела к одной точке жэнь-чжун под носом – тоже неправильно. В основном этот обмен имеет место на точках чудесного меридиана Жэнь май, и это хорошо известно акупунктуристам. Например, точки гуань-юань, цюй-гу, чжун-вань, тань-чжун  и т.д. Почему только жэнь-чжун? Откуда такая информация?

(стр.116) Федоров предлагает строить «пульсограмму» на основе распределение полнот («силы пульса») всех 24 меридианов (по 12 с каждой стороны тела). И приводит пример такой диагностики.

С.: Здесь-то что не так?

Acu: Это очень упрощенно…  Видимо, здесь речь идет, все-таки, о главных меридианах… Но ведь Ло сосуды, чудесные меридианы, защитно-мышечные меридианы и особые тоже существуют… Как с ними-то быть? И нарушение каких именно античных Шу-точек он наблюдает в главных каналах? Тоже непонятно…

С.: А что, такое возможно по пульсу?

Acu: Вполне.

Вот еще (стр.120): «…Ци из меридиана Селезенки (из точки RP21 Да-бао) поступает в первую точку меридиана Сердца (С1 Цзи-цюань) и далее движется до точки (С9 Шао-чун)».

С.: А здесь что не так?

Acu: Энергия поступает из меридиана селезенки в меридиан сердца, но не через точку да-бао! Путь передачи другой – через точку чжоу-жун (RP20) на цзи-цюань (C1)… Дело в том, что в большом круге меридианов не всегда конец одного канала стыкуется с началом другого. И это необходимо знать. Хотя, конечно, у некоторых меридианов такой стык имеется… Но не в данном случае.

С.: Есть еще замечания?

Acu: Есть (стр.125): «М.Теппоне указывает на другой метод использования транспортных Шу-точек для рассеивания патогенов – в канале природы Инь внешний фактор проникает в главный канал, а затем в орган через точку Шу, в которой он может быть рассеян. А в канале природы Ян внешний фактор проникает в главный канал, а затем в орган через точку Хе, в которой он может быть рассеян (Л.242, Л.2). То есть, в обоих случаях через задействован первоэлемент Земля».

С.: А здесь что не так?

Acu: Правила написания книг и монографий подразумевают упоминание того, кто первым ввел термин или идею. Здесь выглядит так, что этот метод «ввел М.Теппоне», но это неверно! Существует детальный разбор методов применения Шу-точек главных каналов у знаменитого Нгуен Ван Нги (том 6-й, совместно с А.Шамфро,  изданный еще в 1969 году на французском языке и переведенный на русский), книга называется «Энергетика человека в китайской медицине». Там Нгуен пишет (стр.35): «Применение античных точек Шу по правилу «внутренний – наружный» при так называемых внутренних и наружных поражениях. И ссылается на Лин Шу, глава 6: «При поражении Инь в Инь (плотные органы), следует укалывать точки Ин и Ю (Шу) Инь [меридианов]… При поражении Ян в Инь (полые органы)  следует укалывать точку Хэ Ян [меридианов]». И детально объясняется, почему так. Так что это совсем не Михаил Теппоне…

С.: Ну, а теперь скажите, Вы бы рекомендовали данную книгу интересующимся пульсовой диагностикой?

Acu: Несомненно. Книг по пульсу чрезвычайно мало. Некоторые из них не выдерживают никакой критики (М.А. Давыдов) и написаны не врачами. Имеющиеся переводы не публикуются. Всплеск интереса к данной книге среди читающей публики позволяет надеяться на новый рост активности в сфере акупунктуры и пульсовой диагностики – как её части, позволяющей проводить акупунктуру осмысленно.

С.: Спасибо, мне было интересно. А пальчик прикольный!

 

 

 Предложу другой вариант, вполне работоспособный:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010