Физиогномика пульса 1



Судьба и пульс: физиогномика пульса в среднем и позднем имперском Китае

(Fortune and the Pulse: Pulse Physiognomy in Mid and Late Imperial China,

Xing Wang, Journal of Chinese Medicine, Number 116, November 2018)

Абстракт

Китайская медицина может помочь больным раком пройти курс химиотерапии, эффективно уменьшая различные побочные эффекты лечения и улучшая качество жизни. В этой статье предлагается введение в четырехэтапный подход автора к поддержке рака, основанный на стадиях, которые пациенты с раком обычно проходят во время и после химиотерапии, каждая из которых требует особого подхода к лечению и конкретных рекомендаций по образу жизни.

Вступление

Физиогномика - это метод предсказания будущего людей путем изучения их физического тела. Это хорошо известная мантическая практика в истории Китая, широко распространенная во многих культурах мира. Физиогномика как метод гадания, а также предмет научных дискуссий встречались не только в истории Китая, но и в Европе. Усилия, приложенные людьми, чтобы связать человеческое телесное состояние с нашим характером и нашей душой, превратились в социальный институт. Кейт Томас показал нам, что физиогномика, включая чтение по пальцам и гадание по мочеиспусканию, была популярным способом принятия решений для людей из более низкого социального положения в позднесредневековой Англии (1). Однако в периоды средневековья и начала Ренессанса остается вопрос, была ли физиогномика уловкой бродяг или формой медицинской науки. Связь между человеческим телосложением и его «Я» сильно повлияла и вдохновила литературу, философию и социальную эстетику. В европейской физиогномике раннего Нового времени тело рассматривалось как материализация человеческой природы и проявление духовных качеств человека, таких как склонность к добру или злу, чистота или целомудрие души и т. д.

Физиогномика в Китае

Китайская физиогномика известна как «Техника осмотра» (сян шу). Ранее, в историческом труде Цзочжуань, посвященном периоду весен и осеней (770-476 гг. до н.э.), мы уже видим записи о физиогномической практике. Двор Чжоу послал придворного историка Шуфу на похороны правителя Лу. Принцу герцогу Му сказали, что историк Шуфу хорошо разбирается в физиономии, и попросили его осмотреть двух своих сыновей. Шуфу сказал: «Ваш сын Гу будет заботиться о вашей жизни [в течение долгого времени], а ваш сын Нань похоронит вас после вашей смерти (что означает, что Нань переживет Гу). У вашего сына Гу пухлый подбородок, и его потомки распространятся в царстве Лу» (2). Согласно текстам предсказание Шуфу было точным. Ранние записи показывают, что в период весен и осеней физиогномика использовалась в политических консультациях, а также в предсказании болезней и долголетия аристократов. Личное будущее правителей, отраженное на их телах, считалось важным фактором для государственных дел и судьбы государства. Физиогномика применялась также к животным, особенно к лошадям, которые составляли очень важный военный ресурс. Тайваньский ученый Чжу Пинъи показал, что позже, во времена династии Хань, физиогномика использовалась во многих случаях среди правящего класса (3). От повышения по служебной лестнице до браков люди консультировались с физиогномистами, чтобы пролить свет на свою собственную судьбу и судьбу других. Даже император стал объектом таких проверок. Историография времен династии Хань изобилует описаниями благоприятных и неблагоприятных знаков на теле правителей (4). Однако из-за нехватки материалов из раннего Китая мы вряд ли можем подробно узнать, какой была физиогномика в то время.

Время от Сун до династии Мин (960–1644 гг.) стало еще одним важным периодом для развития китайской физиогномики, и это время, на котором я в основном сосредотачиваюсь в своих исследованиях. Институционализация Имперского экзамена (ке дзю) означала, что образованные люди из более низкого социального положения имели возможность участвовать в государственных делах и войти в центр власти. Благодаря этой анонимной системе экзаменов выбор должностных лиц в период Сун и Мин ослабил влияние могущественных аристократических семей в политике. Новые социальные условия увеличили случайность жизни и неуверенность людей в будущем. В то же время устоявшиеся религии, такие как буддизм и даосизм, повлияли на популярную космологию, медицинские теории и образ мышления социальных элит. И Ляо, и Бенджамин Эльман отмечают, что в таких обстоятельствах образованные люди как в династии Сун, так и во времена Мин были одержимы мантическими и магическими практиками, чтобы справиться с чувством неуверенности (5, 6). Ляо, в частности, изучает связь между образованными людьми и предсказателями судьбы, утверждая, что методы гадания играли жизненно важную роль в общении между людьми из разных социальных слоев. Гадатели как особая группа людей были связаны с разными сообществами и сыграли важную роль в стирании границ между тем, что мы называем «высокой культурой» и «низкой культурой». В этот период физиогномика также превратилась в более сложную систему. Начиная с династии Сун, она широко использовалась как метод осмотра тела людей, чтобы определить их политические и финансовые перспективы. В особенности, часть тела, которая была и до сих пор наиболее горячо обсуждаема в китайском медицинском дискурсе, стала предметом гадания по физиогномике: пульс.

В этой статье исследуются социальная история и космология физиогномики пульса в двух дошедших до нас руководствах по физиогномике пульса династии Мин, чтобы указать на уникальный способ понимания тела с помощью этой техники; она также дает общее представление о теоретическом и социальном ландшафте физиогномики пульса в Китае средней и поздней империи. Мы зададим следующие основные вопросы: как гадатели могут предсказывать судьбу людям, проверяя пульс? Какова связь между физиогномикой пульса и диагностикой пульса в Китае? Эти вопросы важны для понимания того, что означает «медицина» в китайском контексте.

Медицинская концептуализация пульса в Китае

Одним из специфических и важных аспектов тела в традиционных китайских медицинских и физиологических знаниях является пульс (май) и его продолжение, каналы (цзин). Китайское понимание пульса, возможно, является наиболее важным в китайской медицине и считается одним из самых древних медицинских нововведений в Китае (7). Врач династии Мин и травник Ли Шичжэнь сказал:

«И изучение медицины, и изучение болезней в этом мире считают понимание пульса своим приоритетом» (8).

Почти треть рукописей, перечисленных в Каталоге первичных текстов по китайской медицине (Чжун го чжун и гу цзи цзун му), опубликованном в Шанхае в 2007 году, посвящены изучению май и каналов тела (9). Из дошедших до нас текстов по этой конкретной теме видно, насколько важен пульс и его оценка людьми. Пол Аншульд утверждает, что, основываясь на археологических и исторических свидетельствах, идея пульса как соединения системного органического тела и его энергетического потока должна была появиться во время династии Хань в Китае, когда идея организованного и систематизированного космоса, политического государства и соматической структуры были соединены друг с другом (10). В текстах, раскопанных в гробнице раннего ханьского периода Мавандуй, мы уже видим попытку использовать концепцию май в нумерологическом контексте как текущего канала телесной ци в питающих жизнь практиках (11). Во Внутреннем Каноне Желтого Императора (Хуан Ди Нэй цзин) пульс определяется как часть микрокосмической телесной системы (12).

Согласно этому медицинскому канону, пульс является фундаментальным доказательством того, что наше тело и космос имеют одну и ту же материальную основу и имеют схожую морфологическую структуру. На микрокосм тела также влияет движение Вселенной. Порядок импульсов соответствует порядку во Вселенной, и в этом смысле порядок и структура импульсов представляют собой ход космического движения, которое аналогично отношениям между телом и космосом, представленным в традиционной физиогномике. Ли Цзяньминь утверждает, что трансформация медицинского тела из демонологической структуры в коррелятивный и систематический микрокосм была предварительно завершена в династии Хань, но, возможно, возникла в Борющихся царствах в определенной социальной реальности (13). Курияма Шигехиса в своем анализе ранних китайских медицинских договоров {трактатов} делает вывод о том, что китайское представление о май - это не просто «туннель» для биологических жидкостей, а оно имеет более широкий смысл (14). Это пальпируемый механизм, который соединяет и организует разные части тела. Май представляет собой сочетание пульса, кровеносных сосудов, движения энергий инь и ян, а также других форм энергии и потоков жидкости в теле. Курияма подчеркивает, что возможность пальпации, видимость и качества пульса являются центральными для того, что он может выразить во всем теле. Прикоснувшись к шести точкам на двух запястьях нашего тела, цунь, гуань и чи, врачи могут вывести и проиллюстрировать характер телесных движений и глубинные причины болезни. Другими словами, пульс выражает тело.

Физиогномика пульса: медицинское предсказание

Из одних только дошедших до нас текстов трудно сказать с какой-либо уверенностью, каковы были отношения между физиогномикой, техниками развития ци, и медицинскими и медитативными практиками в периоды Сун и Мин. Техника физиогномики пульса, известная как «пульс высшей чистоты» (тайсу май), обсуждаемая ниже, тем не менее, дает нам ключ к пониманию того, как пульс как медицинский предмет также использовался в техниках прорицания.

Хотя термин «физиогномика пульса» (сян май) встречается в некоторых ханьских текстах, он относился только к типу медицинского обследования, который включал многие космологические элементы (15). Позже в контекстах Сун, Юань и Мин физиогномика пульса считалась мастерством, сходным с диагностикой по пульсу, но где практикующий исследовал пульс людей, чтобы предсказывать их судьбу. Здесь мы кратко рассмотрим известного физиономиста пульса из династии Сун. Буддийский монах и врач Чжиюань в период Северной Сун был известен своим престижным мастерством предсказывать судьбу, проверяя пульс человека. Он мог также предсказать судьбу сына, исследуя пульс его отца (16, 17). Чжиюань также имел очень тесные отношения и с двором Сун, и с тибетскими элитными монахами, будучи вовлеченным во многие политические события на границе государства Сун и Тибета (18). Ван Гуй и Ван Аньши (1021-1086 гг.) – двое придворных чиновников и близкие друзья Чжиюаня, были поражены его навыками физиогномики пульса. Ван Гуй думал, что это не древняя техника, а новая, а Ван Аньши считал, что совсем не удивительно, если древние врачи уже обладали этим навыком, потому что, казалось бы, похожий способ выполнения физиогномики можно найти во многих исторических записях (19).

Фактически, только в сборниках песен мы впервые видим имя «тайсу май» как относящееся к признанной физиогномической технике. Тем не менее, Тан Цзиньчжун утверждает, что, хотя название этой техники появилось в период Сун, тот же тип знаний уже имеется во Внутреннем каноне Желтого Императора, медицинском каноне, который может быть датирован более ранним периодом, и был систематизирован во времена династии Сун (20). Он также обнаруживает, что подобное умение гадать существует и в традиционной тибетской пульсовой диагностике. Тем не менее, единственный материал, на котором Тан основывает свои аргументы, - это предисловие к книге «Пульс предельной чистоты» династии Мин, автор которой приписал эту технику Внутреннему канону. Следовательно, вывод Тана о взаимосвязи между физиогномикой пульса и Внутренним каноном - это просто повторение того, что думали физиогномисты династии Мин. По словам китайского исследователя республиканского периода Дун Чжижэня, возможно, что пульс абсолютной чистоты был создан как самостоятельная техника гадания в начале династии Суй, но он приходит к такому выводу лишь на основе материалов династии Цин, которые приписывают эту технику врачам из династии Суй (21). Название «тайсу май» упоминается во многих разных личных дневниках ученых Сун и Мин, а также в разных медицинских договорах {трактатах} этих периодов. Как упоминалось выше, мы впервые встречаем это название в конце Северной Сун, однако записи о применении пульсовой диагностики для предсказания судьбы можно увидеть и в более раннее время, в период Тан, без названия тайсу май (22). В противоположность тому, что защищает Дун, самые ранние из сохранившихся письменных свидетельств относятся к династии Тан, и там нет никаких доказательств того, что эта техника впервые появилась в период Суй.

Физиогномика пульса считалась навыком, аналогичным диагностике пульса, но при этом практикующие исследовали пульс людей, чтобы предсказать их судьбу. В целом физиогномика, похоже, мало связана с исследованием пульса, которое является решающим предметом для медицинского прогноза и диагностики. Большинство руководств по физиогномике скорее подчеркивают морфологические особенности тела, такие как форма носа, строение костей, цвет лица или тонкое наблюдение духа в глазах. В «Компендиуме божественной физиогномики» (Шэнь сян гуань бянь), общей книге по физиогномике, изданной в конце династии Мин, из 230 текстов только два посвящены физиогномике пульса: «Знаки ци, цвет и пульс [показывают] жизнь и смерть »(Цисе шэнсы майхоу) и «Стихи о признаках соответствия между пульсами и цветом лица» (Майцзе инхоу цзюэ) (23). Опять же, эти два трактата концентрируются скорее на цвете пульса на лице, а не на осязаемых качествах на запястьях, и совмещают осмотр пульса с осмотром структур лица. Однако в комментариях к каталогу руководств по физиогномике Цин «Физиогномика великой Цин» (Дацин сянфа) особый тип физиогномики упомянут как «Пульс абсолютной чистоты» (тайсу май) (24), и он вводится как систематическая практика для предсказания будущего человека на основе исследования его пульса, май.

Пульс безупречной чистоты классифицирован как часть физиогномической традиции в «Физиогномике великой Цин». Однако, если мы посмотрим на восприятие этой техники до периода Цин, мы увидим совершенно другую историю. Большинство сборников, которые включают руководства по тайсу май, представляют собой собрания медицинских материалов, а не физиогномики (25). Покойный врач династии Мин У Кунь (1552-1620 гг.) в своем пробном сборнике «О пульсах» (Майю) сказал, что физиогномика пульса - это гибрид пульсовой диагностики и физиогномики. Он считал, что это отклонение в медицинской практике, и что врачи не должны использовать его вообще, потому что такое понимание пульса чисто нумерологическое и предсказательное, и недостаточно клиническое (26). У Кунь прав относительно фундаментального намерения пульсовой физиогномики, основываясь, по меньшей мере, на том, что сказано в двух дошедших до наших дней руководствах по пульсовой физиогномике. Оба они озаглавлены «Эзотерические поэмы пульса высшей чистоты» (тай су май цзюэ)(27), но различаются по содержанию. Один был составлен врачом эпохи Мин Гун Тин Сянем (1522–1619 гг.), другой - покойным врачом эпохи Мин Пэн Юн Гуаном. Оба помещают нумерологическое понимание пульса и метод предсказания будущее на основе исследования пульса в самом начале своих текстов, и доля этих отрывков превышает долю разделов, связанных с медициной. Особенно в «Эзотерических поэмах» Пэн Юн Гуана почти нет содержания, непосредственно связанного с медицинским исцелением или диагностикой.

Как это ни парадоксально, большинство людей, комментирующих физиогномику пульса, были врачами или теоретиками-медиками (28). В целом физиогномические знания содержат значительный объем традиционных медицинских и физиологических знаний, но не следует переоценивать совпадение физиогномики и традиционной медицины. Основная точка соприкосновения физиогномики и традиционной медицины - это схожая космология и способ концептуализации тела, тогда как тайсу май глубоко укоренился в медицинском понимании пульса. Однако несогласие и даже презрение профессиональных врачей и медицинских теоретиков демонстрируют сопротивление профессиональных медицинских кругов этой технике, потому что главная цель физиогномики пульса - предсказывать судьбу. Трудно сказать, принадлежит ли тайсу май к системе общепринятой физиогномики, и вписывается ли он в категорию общепринятой пульсовой диагностики. Естественно, что как техника, применяющая гадательные знания к чрезвычайно медицинскому предмету, пульсу, большая часть интереса к физиогномике пульса исходила от врачей, и то же самое можно сказать о её практикующих. В сравнении с лицом и другими особенностями тела, пульс выглядит более вызывающим для понимания людьми, не имеющими медицинского образования; определение и исследование пульса требует хорошей медицинской подготовки, и это облегчает врачам понимание и изучение физиогномики пульса. Однако нельзя сказать, что это делает физиогномику пульса «менее физиогномической». Этот метод был воспринят, применен и известен как техника гадания. Фундаментальная идея предсказания судьбы, основанная на исследовании человеческого тела, остается неизменной в физиогномике пульса, как и в обычной физиогномике. Таким образом, мы можем сказать, что физиогномика пульса - это комбинация традиционной медицины и физиогномики, которая, по сути, является предсказательной, и рассматривалась как отличающаяся как от обычного гадания, так и от медицинского диагноза. Это также оспариваемый метод среди врачей и медицинских теоретиков.

 

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010