Физиогномика пульса 2



Продолжение

Технические стороны физиогномики пульса

Название «тайсу», «абсолютная чистота» впервые встречается в позднем восточно-ханьском (25-220 гг.) тексте «Мастер Ле» (Ле цзы): «В прошлом мудрецы организовали небо и землю с помощью инь и ян. Если имеющие форму существа родились из бесформенного, то откуда же берутся небо и земля? Поэтому [мудрец] говорит: есть абсолютная простота, абсолютное посвящение, абсолютный источник и абсолютная чистота. Абсолютная простота - это то, где ци еще не видна; Конечная инициация - это место, где ци начинает выходить; абсолютный источник - это то место, где начинают проявляться формы; в абсолютной чистоте начинают проявляться качества» (29).

Этот отрывок цитируется в дошедшем до нас руководстве по физиогномике пульса, составленном Гун Тинсянь, упомянутом выше (30). Такая космогония считается фундаментальной идеей физиогномики пульса. Исследование пульса - это исследование его физического состояния. Согласно обоим эзотерическим стихам, качества подразделяются на инь и ян, и пять фаз, движения и взаимодействия которых создают вселенную и тело. Сила инь-ян и пять фаз составляют пять внутренностей, шесть внутренних органов, а также пульсы и каналы в нашем теле, и наши кости и плоть. Космос и пульсы имеют одну и ту же физическую и энергетическую основу, как это предлагается в других руководствах по физиогномике.

Физическая сущность космоса и тела может быть далее разделена на восемь триграмм (багуа), пять фаз (у син), десять небесных стеблей (ши тянь ган), двенадцать земных ветвей (ши эр ди чжи) и другие разные корреляционные системы космических сил (31). Такая очень организованная и сложная система корреляций, описывает космическое движение в двух Эзотерических поэмах (руководствах) династии Мин, была подробно встроена в медицинскую теорию династий Сун и Мин «Пять фаз циркуляции и шесть сезонных ци» (у юнь лю ци). Это система разделяет энергетическое движение годового цикла на различные типы фаз и ци, чтобы предсказать доминирующее заболевание определенного года в данном регионе (32). Теория циркулирующей ци определяется в руководствах по физиогномике пульса как фундаментальная основа физиогномики пульса. Нумерологическая сторона системы циркуляции ци хорошо приспособлена к нумерологическим свойствам пульса в медицинских руководствах (33). Нумерологическое движение космической силы и энергии в теле следуют той же схеме и связаны между с помощью ци. Механизм пульса связан с космическими изменениями.

Такая система соотнесения пульса служит указателем для предсказаний судьбы. Человеческие существа рождаются в результате движения и взаимодействия ци; из этих движений возникают различные физические качества человека, и возникает разница между выдающимися личностями и скромными людьми, а также разные виды судьбы. В руководстве Пэна сказано:

«Рождение и природа человеческого существа сформированы с помощью инь и ян; высокое и низкое положения различаются по ци, которую человек получает. Пять внутренностей и шесть внутренних органов определяют разную манеру поведения. Удача и неудача в жизни людей тем самым чудесным образом раскрываются» (34).

Здесь логика физиогномики пульса состоит в том, что физическое тело порождает разные типы социальности людей и разные модели социальной жизни. Наша социальная жизнь определяется конфигурацией космической силы в нашем теле. Наша социальность является частью нашего физического строения. Поэтому социальное расслоение является по сути космологическим и физическим. Благородство и скромность нашей жизни отражены в телесной конфигурации ци, которая представляет собой пульс. Эта очень распространенная идея встречается в интеллектуальных и популярных обсуждениях династий Сун и Мин, и ученый династии Мин, а также религиозный учитель Линь Чжао энь (1517-1598 гг.) выражал себя в очень похожих терминах (35). Таким образом эта предсказательная сторона пульса может рассматриваться как продолжение устоявшегося способа рассматривать многообразие явлений мира через ци в традиционной космологии (36). Сакаде Ёсинобу утверждает, что единство ци как предварительной силы мира является общей идеей, лежащей в основе большинства методов прогнозирования в традиционном Китае; сформированное проявление движения ци как материального мира и материального объекта - это след судьбы во времени и пространстве (37). Уильям Мэтьюз рассматривает это как своего рода «гомологизм» в китайской космологии ци, охватывающий все мириады вещей как гомогенные и поддающиеся трансформации (38). Космос и люди состоят из одной и той же субстанции, ци, и они постоянно влияют друг на друга. Поэтому, в физиогномике пульса нет человеческого существования за пределами физического тела.

Из-за очень сложной нумерологической космологии физиогномики пульса способ исследования пульса отличается от обычной физиогномики. В Компендиуме исследование пульса определено как метод исследования видимых качеств пульса на лице, поскольку обычная физиогномика ставит в центр лицо как наиболее выразительную часть тела. Наоборот, физиогномика пульса применяет метод медицинской пульсовой диагностики: касается шести точек на двух запястьях человека: цунь гуань и чи (39). Эти шесть точек соответствуют двенадцати пульсовым каналам пяти внутренностей и шести внутренних органов. (у цзан лю фу) и их коррелятивным свойствам.

 

Рис. 1 Соответствия Цунь, Гуань и Чи (40)

 

Возможность пальпации разных пульсов служит основой мантических предсказаний. Разные физические свойства пульса, выявленные при сенсорном контакте, дают разную информацию о человеке. В физиогномике пульса способ классификации разных качеств пульса отличается от популярной системы Внутреннего канона. Этот уникальный способ различения называется «Пять инь пульсов, пять ян пульсов и четыре пульса обеспечения» (у инь май, у ян май, сы инь май):

«Пять ян качеств: всплывший (фу), скользящий (хуа), плотный (ши) натянутый (tight) (сянь), вздымающийся большой волной (хун).

Пять инь качеств: слабый (вэй), погруженный (чэнь), медленный (хуань), застойный {просачивающийся} (сэ), скрытый (фу).

Четыре качества обеспечения: легкий (цин), ясный (цин, другой иероглиф), тяжелый (чжун), размытый (жо)».

Даются дальнейшие объяснения, чтобы проиллюстрировать разные качества (41). Следует также оценивать качества инь-ян на основе особенного исследуемого пульса. Например, пульс сердца - это пульс ян среди пульсов пяти внутренностей, поэтому он должен предпочтительно проявлять янские качества; пульсы шести органов являются янскими пульсами по сравнению с пульсами пяти органов, поэтому их янские качества должны быть более яркими, чем такие же качества пульсов внутренних органов; обратное относится к качествам инь. Поскольку инь-ян атрибуция пульсов к органам и внутренностям является относительной, эти качества также являются относительными.

Потому что Инь-Ян приписывание импульсов органам и внутренности относительны, качества тоже относительны. Четыре обеспечивающих качества делятся на положительные и отрицательные в целом, и не приписываются к специфическим пульсам внутренних органов. Это общие качества, которые можно найти во всех пульсах. Качества также распределены по системе пяти фаз. Если фаза вышеперечисленных качеств и фаза самого пульса хорошо совпадают, то результат благоприятный, в противном случае он считается неблагоприятным (42). Это уникальный способ классификации качеств пульса, который не упоминается ни в одной медицинской книге.

Исследование проводится в установленном порядке. Сначала исследователь определяет с точностью шесть точек на запястья, и через эти точки определяет состояние пульсов внутренних органов и внутренностей. Потом он сопоставляет их с коррелятивными системами: пять фаз, ветви, триграммы, и так далее, и тому подобное. Потом исследователь оценивает баланс между пульсами и космическими силами, с которыми эти пульсы связаны. Хорошо известно, что традиционная китайская космологическая система, особенно та, которая у нас здесь, является очень относительной (построенной на отношениях, связях, - прим. пер). Каждый элемент этой системы имеет множественные отношения с другими элементами множеством разных способов. Возьмем систему пяти фаз, как пример, фазы имеют два вида отношений: порождающие и побеждающие (сян шэн сян кэ 相 生 相 剋). Это означает, что данная фаза всегда порождает одну конкретную фазу и при этом преодолевается другой. Эти правила также применимы к пульсам. Физические качества пульса и корреляции также следует исследовать с учетом сезонных условий, фазой космического движения и состоянием окружающей среды. Система циркуляции ци используется в этом исследовании, чтобы увидеть соответствие между ситуацией пульса и ситуацией космоса. Время исследования рассчитывается на основе небесных стволов и земных ветвей, и их пятифазной конфигурации. Качество пульса следует оценивать по отношению к системе ветвей, а особое физическое качество такого пульса понимают в свете нумерологического свойства времени исследования. Например, весной фаза дерева доминирует в сезоне, сила ян начинает расти, и, соответственно, пульс печени должен быть сильным, при этом пульс селезенки должен быть немного слабее. Если в этот год руководит фаза воды, то пульс печени должен быть сильнее, чем пульс сердца. Только в таком соответствии тело этого человека показывает благоприятные состояние для его или её судьбы (удачи), тогда как дисгармония может обозначать неудачу (43). В этой точке пульс помещают в более сложную нумерологическую систему и технически связывают с движением вселенной. Рисунок 2 взят из руководства Пэна и показывает, как разные пульсы соотносятся с разными нумерологическими элементами.

 

Рисунок 2: Рисунок осваивания диагноза (чжэнь фа чжи чжан ту 診 法 指 掌 圖) (44)

Детали состояния человека также должны рассматриваться при исследовании пульса. Первая деталь -  это возраст человека, поскольку разные пульсы преобладают на разных стадиях жизни, и человек должен иметь особый пульс, исследуемый более тщательно в зависимости от его возраста (45).  Разные физические качества пульса также предвещают то, что случится в будущие годы жизни человека. Таким образом, наша личная продолжительность жизни и образ жизни расположены и заданы в телесном пространстве. При делании предсказаний, пространственная структура тела и его физические качества являются указателем изменений человека во времени. Ежедневные телесные состояния человека также имеют решающее значение. Таким образом, пульс следует исследовать рано утром, когда ци человека уравновешена и спокойна. Оба руководства утверждают, что «при проведении физиогномики пульса, пульс необходимо исследовать между 3 и 5 часами утра на рассвете, чтобы он был точным. Если обследование проводится в спешке, и ци и кровь обследуемого человека не спокойны, или сердце спутано, то обследование будет неточным» (46).

Третий аспект, который следует принять во внимание - это нарушения пульсации. Нерегулярный пульс – это болезнь тела, которая считается неблагоприятной и напрямую связанной со смертью. Подсчитывают частоту пульсов внутренних органов, и такая частота пульсов связана с нумерологией пяти элементов. Данные числа и их нумерологические свойства потом связывают с системой стволов и ветвей, которые служат календарными знаками, применяемыми для описания движения космоса. Тем самым специфическое число частоты пульса может быть трансформировано в определенную дату и, согласно руководствам, это и есть дата смерти человека. Оба руководства представляют очень детальные описания, как этот метод измерения пульса работает в нумерологическом ключе.

Мы можем заключить, что физиогномика пульса исследует пульс всесторонне. Она учитывает даже экологические условия и интерпретирует пульс в свете нумерологической природы Вселенной. Потенциал пульса как показателя судьбы людей лежит скорее в предсказательном понимании физических качеств пульса, а не только медицинских основ.

Мужские и женские пульсы также концептуально различаются в этих руководствах. Большинство правил в руководствах по физиогномике династий Сун и Мин больше подходят для мужчин, а физиогномика женщин часто выделяется как отдельный вид техники. Женская судьба определяется с точки зрения их влияния на мужа и детей. Их успешная роль в семье и уместность их поведения также жизненно важны для их судеб. Женская удача рассматривается как уникальное следствие женской физической конституции, которая определена как существенно отличающаяся от мужской. При физиогномическом осмотре первое и наиболее практическое отличие между мужским и женским телом состоит в разном значении левой и правой сторон тела. В отличие от мужской удачи {судьбы}, женская удача обитает в правой части их тела (47). Таким образом, при осмотре женского тела физические особенности правой стороны перевешивают те, которые находятся слева. Такое обобщенное физиогномическое понимание пола также применяется в пульсовой диагностике. В Эзотерических стихах, составленных Гун Тинсянем, мы можем найти различие между пульсом в мужском и женском теле и в судьбах, которые обитают в них.

«В целом [при исследовании пульса] пульс печени у мужчины следует надавливать с силой с целью поиска [знака] триграммы чжэнь. Тем самым будет видима судьба {удача} его ранних лет жизни. Нажимают умеренно, чтобы определить преобладающую [судьбу] его среднего возраста. [Касаются] правой точки гуань и пульса селезенки, чтобы определить преобладающую [удачу] его пожилого возраста. Его следует надавливать с силой. Пульс легких у женщины следует надавливать сильно, чтобы найти [знак] триграммы дуй. Таким образом будет определяться [судьба] её ранних лет. Умеренно нажимают, чтобы исследовать преобладающую [судьбу] её среднего возраста. [Касаются] пульса селезенки, чтобы определить преобладающую [судьбу] её старости... В целом благоприятно для мужского [пульса] двигаться с циркуляцией ци юго-востока. [Это представляет триграммы] ли, сюнь, чжэнь и кунь. Их циркуляция ци порождает друг друга, и не будет преодоления и блокад. Является благоприятным для женского [пульса] двигаться с циркуляцией [ци] северо-запада. [Это представляет триграммы] цянь, дуй, кань и гэнь. В идеале их ци должна быть торжественной и сдержанной. Если у мужчины имеется циркуляция северо-запада, это к несчастью. [В его] в карьере и жизни будет много неудач» (48).

Физиологическое различие между мужским и женским телом - это граница {раздел} между их разными шаблонами судьбы. Пересечение этой физиологической границы означает, что их социальная жизнь будет нарушена. Однако такая физиологическая граница социальных ролей пола не является постоянной. По достижении определенного возраста доминирующий пульс и внутренний орган в их судьбе становятся одинаковыми, следовательно и пульсовые качества, что означает, что и у мужчин, и у женщин пульс селезенки будет отвечать за их удачу {судьбу} в их поздние годы. Таким образом, в этом отношении такое разделение полов в социальной жизни служит лишь фазой телесных изменений. Это сходно с трансформацией женского тела во Внутренней Алхимии, в котором женское тело инь крови должно быть преобразовано в янскую форму силы, и, благодаря такой трансформации, гендерный барьер преодолевается и заменяется бессмертием (49). T. J. Hinrichs указывает, что именно во времена династии Сун женскую физиологию начинают лечить иначе, чем мужскую на теоретическом уровне, поскольку женское тело осмысливается как физическое существо, с преобладанием инь силы, крови, в противоположность мужскому телу, в котором преобладают ян сила, цзин и ци (50).

Проблема китайской физиогномики состоит в том, что если наша жизнь опирается на фиксированные отношения между телом и удачей {судьбой}, то какова тогда роль добродетели и нравственного прогресса? В руководствах сердце и добродетель не игнорируются, а очень ценятся. Сердце (синь ) это одновременно и орган, и вместилище нравственного сознания - оно рассматривается как видимая сторона добродетели и источник внешней физической формы. И добродетель человека, и физическая форма происходят от сердца (51). Сердце имеет значение для развития добродетели при оценке судьбы.

{Трактат} «О мудреце и простолюдинах» говорит: «Сердце - это властелин тела и источник пяти фаз. Ма И говорит: Прежде чем исследовать внешний вид и форму, следует сначала исследовать поле сердца. Это говорит о мастерстве физиономии. Эзотерическая поэма говорит: Сердце - командир тела. Если сердце командир честное {правильное}, как тогда форма может быть не честной {правильной}? Если форма неправильная, то это не имеет значения. Подобно правителю Фу Си с человеческой головой и телом змеи, и правителю Шень нуну с человеческой головой и телом быка, все они стали мудрыми правителями три эпохи. Мастерство кристально чистое»» (52).

Сердце - одновременно орган и добродетельная природа людей. Это очень сходно с некоторым пониманием сердца в средневековой Европе, где орган сердца рассматривался как центр интеллекта и сострадания, превосходящий головной мозг, и где развитие добродетели может укрепить сердце (53). Руководства не делают различия между органом сердце и сердцем как рассудком и умом человека. В конце концов, это физиономическое «сердце» не является полностью духовным, потому что сердце также является материальным и физическим источником видимого тела. Физическая форма тела, как считается, создается сердцем. Однако мы не можем допустить, что это форма телесного воплощения, в которой тело является материализацией сознания и социальных взаимодействий. Теория воплощения предполагает, что физическое тело стоит ниже к «нематериальной» культурной и социальной сознательности, что означает, что тело входит в социальную и культурную семиотики (54). Однако физиогномическое сердце стоит ближе к Мин, неоконфуцианской идее сердца, которая является всеохватывающей возможностью, способной осмысливать и взаимодействовать и с человеческим умом {психикой}, и с материальным миром (55). В физиогномике пульса, пульсы и каналы тела определяются как внутренний состав сердца, поэтому исследование пульса также называют «наблюдением сердца (ча синь 察 心):

«Те, кто хорош в [исследовании] пульса ... могут потом наблюдать сердце... Предельный {окончательный} Путь тонок, и его изменения бесконечны. Следует знать его источник, внешнюю сторону формы и внутреннюю сторону ци, и тем самым физиогномика завершается» (56).

Отслеживая физические характеристики пульса, физиогномист может наблюдать сердце человека. Физическая форма и ци (син бяо ци ли 形 表 氣 裏) являются двумя сторонами сердца. Элизабет Сю отмечает, что это термин уже встречается в раскопанных текстах по медицине и питанию жизни периода Хань, и в эти текстах сердце является сущностной основой медицинской индивидуальности; быть человеком означает иметь чувствующее сердце (57). В физиогномических руководствах сердце также жизненно важно для индивидуальности человеческого существа. Как мы уже видели, оно является источником и местом обитания добродетели и началом физической формы человек. В этом причина того, почему нам нелегко допустить, что тело – это воплощение сердца. Поскольку тело является частью сердца, и сердце имеет свои собственное физическое и материальные измерения, тело. Сердце - это центр и хозяин тела. Поскольку тело обитает в пространстве между небом и землей, и похоже на них, то же самое можно сказать о сердце. Заполняя человеческое тело, которое напоминает небо и землю, сердце контролирует все тело. Следовательно, сердце не находится в параллельном измерении относительно тела, но находится в этом материальном мире. Добродетели сердца отражаются в пульсе человека, а медицинский способ понимания пульса является также способом понимание добродетели.

 

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010