Гуань-юань 4
Гуань-юань (VC-4) - продолжение
[11] 2001 год
Денис Вилмонт, 2001, (Dennis Willmont – «Energetic Physiology in the Acupuncture Pointnames» стр. 503-509) (Мы сохранили ссылки в исходном тексте, но не приводим их источники из-за ограниченного места. Иероглифы в тексте оригинала в переводе опущены. Наши пометки даны в фигурных скобках.)
Сосуд зачатия 4
Названия
Названия, связанные в мин-мэнь дань-тянь
1. Гуань-юань – «проход источника» {ущелье источника, перевал источника}
Гуань – барьер или проход (W-614), образованный деформацией {искривлением} и утком {ударение на втором слоге} паутины {сети} которая сплетается {скручивается, прядется} через врата.
Юань – то, что находится на вершине человека; голова; первопричина, начало, источник, принцип [W-662 и M-7707].
2. Гуань-юань – «проход происхождения {начала}»
Юань – источник, бьющий из холма [W-59C]; источник, начало [M-7725].
3. Мин-мэнь – «врата жизни-судьбы», то есть мин-мэнь
Мин – устный приказ либо декрет, посредством которого Небо призывает людей к жизни и определяет их судьбу [W-141]; команда; рок; жизнь [W-625].
Мэнь – врата [W-623].
4. Дань-тянь – «киноварное поле» то есть дань-тянь.
Дань – киноварь в алхимическом тигле [W-115D].
Тянь – обрабатываемое, то есть вспаханное поле [W-149A].
5. Да-чжун – «великий центр».
Да – великий [W-642].
Чжун – средний [W-591].
6. Да-чжун-цзи – «ось великого центра»
Цзи – ось.
7. Ци-мэнь – «врата дыхания»
Ци – два дыхания в непрерывной последовательности; вдыхание {побуждение} выдоха [W-99B] оба микрокосмически и макрокосмически, включая движение и положение солнца и луны в зодиаке; следующий по порядку; время; второй; нижний.
8. Кунь-лунь – «Кунь-лунь»
Замечание: Кунь-лунь относится к горной гряде на Западе Китая.
9. Сань-цзе-цзяо – «три связки»
Сань – три [W-636].
Цзе – узел; сжиматься или замерзать; приносить плоды [W-579 и М-782].
Цзяо – объединяться, взаимодействовать [W-578].
Замечание: бином цзе-цзяо означает «связываться с» [M-782. а1].
10. Чи-шу – «захватывание оси»
Чи – рука [W-48A] постоянно управляющая ежегодным прорастанием трав [W-798]; держать или схватить [M-1035].
Шу – ось [W-640].
11. У-чэнь – «пять городов»
У – пять [W-657].
Чэнь – город [W-574].
12. Да-кунь – «большое хранилище {емкость, источник}»
Кунь – хранилище, емкость [GW-306].
13. Да-хай – «большое море»
Хай – море [W-595].
Названия, связанные с кишечником и внутренним протоком
14. Сяо-чан-му – «Му тонкой кишки»
Сяо – малый [W-598].
Чан – кишка [W-572].
Му – точка накопления {собирания}.
15. Чжи-чан – «кишки»
Цзы – мальчик, сын, семя [W-654] первая из Земных ветвей, которая относится к Воде, крысе и периоду времени от 23 до 1 ночи [M-6939].
Чан – кишечник [М-2201].
Замечание: бином чан-цзы означает кишечник или внутренности.
16. Ся-цзи «регуляция внизу»
Ся – внизу [W-598].
Цзи – распределять нити на ткацком станке; приведение в порядок [W-84A];
или исправность; период в 1 год, 12 лет или век, моток из 40 нитей [M-430].
17. Няо-шуй – «оседающая вода»
Няо – погружаться [W-540].
Шуй – вода или жидкость [W-640].
Замечание: бином няо-шуй означает «погруженный {затопленный}» [M-4652, 7].
Названия, связанные с маткой и спермой
18. Сюэ-хай – «море крови»
Сюэ – кровь [W-602].
19. Сюэ-ши – «дом крови»
Ши – птица, приземлившаяся с Неба [W-133B], чтобы жить в доме [W-36A]; дом или хозяйство.
20. Бао-мэнь – «врата матки»
Бао – матка [W-630]; мочевой пузырь [M-4940].
21. Цзы-гун «дворец семени» или «дворец ребенка»
Гунн – дворец [W-615].
22. Чань-мэнь – «врата потомства»
Чань – складки по телу, возникшие после рождения ребенка [W-61F]; носить потомство. [M-163].
Цзы-ху – «дверь потомства».
Ху – дверь либо окно [W-603].
Замечание: фраза цзы-ху означает «ветвь семьи» или «линия потомков» [M-6939, 17].
24. Цзы-чуй – «прекращение ребенка»
Чуй – заставить тигра сесть [W-20B]; задерживаться, делать перерыв, останавливаться [W-539]; или настраивать [M-1407 (6)].
Комментарий
Гуань-юань является главной точкой мин-мэнь дань-тяня и тем самым центром превращений ци всего тела. Уже только 24 её названия подтверждают её важность. Их можно сгруппировать в три категории, в зависимости от их связи с:
1) функциональными энергиями мин-мэнь дань-тяня
2) обменом воды и тонким кишечником, и
3) половыми органами.
Те же самые категории могут быть классифицированы в соответствии с делением процесса главного меридиана, в котором {идет} формирующий процесс, комплексом меридианов Тай Инь – Ян Мин соотносится с изначальным смешиванием Инь и Ян, пре- и постнатальной ци; главным процессом формирования отдельных особей, комплексом меридианов Шао Инь – Тай Ян, связанным с очисткой и превращением Инь и Ян ингредиентов; и организующим процессом, комплексом меридианов Цзюэ Инь – Шао Ян, связанным с трансмутациями чистых Инь и Ян ци в кровь и цзин.
Первые 13 названий гуань-юань в основном связаны с мин-мэнь дань-тянь, который является фундаментальным центром для превращений и сохранения и пре- и постнатальной ци. Эта идея введена в пятое название, – «великий центр». Пренатальная ци и изначальная ци, и ци источника – обе собираются и выделяются из {пространства} между почками в «мин-мэнь», – третье название для данной точки. Постнатальная ци входит в контакт с мин-мэнем через внутренний путь, и подвергается завершающей стадии превращения в дань-тяне, который является четвертым названием этой точки. «Дань-тянь» или поле, где киноварь созревает – это место превращения иньской и янской ци. В сексуальной алхимии киноварь была тайным именем для семени женщины и связывалась с зеленым драконом, водой, яйцеклеткой и Инь. С другой стороны, мужское семя связывалось со свинцом, белым тигром и ци. [SAAC-84] Их сочетание через смешивание создавало ртуть, которая была кодовым именем для цзин-ци. Ртуть являлась жидким серебром, вырабатываемым из плотной красной киновари, её естественной руды. Такое превращение является аналогом цзин, поскольку её потенциал для превращения в другие разные виды ци определяется ситуацией и местоположением.
Первые два названия, «проход источника» или «барьер источника» и «проход происхождения» обозначают пренатальную ци, которая и сохраняется и выделяется из этого места. 12-е и 13-е названия, «большое хранилище» и «большое море» связаны с общим сохранением здесь емкости для пре- и постнатальной ци, и относятся в основном к «морю ци», которое является также названием {точки} VC-17 {тань-чжун}, где происходят верхние превращения, и VC-6 {ци-хай}. VC-6 {ци-хай} еще называется «дань-тянь» и еще сильнее связана с VC-4 {гуань-юань} через её (гуань-юань) название, – «великое море». Названия «великая центральная ось», «захватывание оси», «кунь-лунь», «пять городов» и «врата дыхания» являются космологическими и мифологическими ссылками на исходную ци, которая хранится здесь в «проходе источника» или преграде. «Великая центральная ось» – да-чжун-цзи является человеческом аналогом великой космической оси или Тай-цзи. Согласно жившему в династию Сун естественному философу Чжу Си, универсальная и не имеющая полярности юань-ци непрерывно вращается в пределах Тай-цзи, который вмешает в себе образец и принцип всех вещей [CCN-82, 83, Recorded Discourses of Chu-his]. Далее Тай-цзи поляризуется {приобретает полярность} в Небо в качестве Великого Ковша и в Землю в качестве гор Кунь-лунь [TMLT-93, The Tao of Highest Clarity]. «(Потом) Кунь-лунь связывается с исходной ци небесного образца, Тай-цзи и распространяет свое влияние через пять фаз» [там же, Shizhou ji or Shangching Taoism].
Согласно Чжуан-цзы Тай-цзи подобен универсальному ткацкому станку, также произносится цзи, из которого все вещи появляются и куда {все они} возвращаются [HR, «Encyclopedia Britannica», – 1036, Chuang-tze]. Этот ткацкий станок сплетает нити или цзин, то же самое слово применяется для обозначения «меридианов», в изделие космоса и подобен зародышу, который порождает развитие тварей и, в конечном счете, человека [HDRS-85]. То же самое слово цзи – ткацкий станок применяется в названии дух других связанных точек – VC-5 {ши-мэнь}, другой точкой мин-мэнь дань-тяня, связанной с тройным обогревателем, называемой «ткацкий станок жатвы» и VC-1 {хуй-инь}, «нижний ткацкий станок», где юань-ци выходит через три главных экстра-сосуда.
Эта аналогия с ткачеством в VC-4 описывает создание экстра-сосудов и главных меридианов из исходной ци. Это отражено в слове гуань, которое использовано в названии «проход или барьер изначального», «проход или барьер происхождения» и «нижняя регуляция». Этимологически значение слова «гуань» – проход или «застава» – это деформация и уток сети (меридианов), либо изолирующий, «барьер», либо выходящий из «прохода», врат. Цзин – слово, применяемое для главных меридианов, относится к продольной деформации ткани, и Ло – слово, применяемое для соединяющих меридианов, для горизонтальных волокон губки из высушенного плода люфы. Название «нижняя регуляция» этимологически относится к месту, где эти нити разделяются на пучки или мотки пряжи из сорока нитей. Все эти три названия связаны с тканием {созданием} меридиональной системы через экстра-соcуды и Цзин-Ло. Как посланник изначально ци, тройной обогреватель ткет Цзин-Ло в своем движении к VC-17 {тань-чжун}, «верхнему морю ци», и к периферии, тогда как экстра-соcуды и Тай Ян выходят из «нижнего ткацкого станка» VC-1 (хуй-инь). Эта идея порождает смысл 9-го названия VC-4, – «три связки», то есть три главных экстра-сосуда – управляющий сосуд, сосуд зачатия и Чун-май, и также включает ссылки на сходное группирование в тройки в терминах три Инь ноги через их внутренние траектории [RL], и три иньских сухожильно-мышечных меридиана, которые также встречаются в данной точке [Bv].
В 688 году невидимая «Великая ось» Тай-цзи была физически представлена в космическом храме или «мин-тан», название {точки} VC-23, императрицы У огромной деревянной колонной, имеющей десять пядей в окружности [AAC-402]. Это двойной охват руками пяти мужчин и связан с совокупностью пяти фаз. Разные тексты, датируемые от {династии} Восточной Хань до Шести династий описывают горы Кунь-лунь как округлый столб, соединяющий Небо и Землю [EHOS-227]. «Во времена восточной Чжоу китайцы имели очень смутное понятие об определенной географической локализации (волшебных гор Кунь-лунь, чье) название часто использовалось в абстрактном или метафорическом смысле. Иногда это имя просто обозначало горы или неподвижность». В других случаях, Кунь-лунь рассматривались как наиболее отдаленная точка западного направления» [ibid-232]. Во времена середины Западной Хань территориальное расширение, включающее характерные западные горы, называемые Кунь-лунь связывалось со старинным мифом [ibid-234].
С Кунь-лунь как с «горами бессмертия» связывалась Си Ван Му, королева мать Запада,
Богиня Кунь-луня, вокруг которой в большом количестве находятся волшебные и гибридные существа, и под чьим покровительством зайцы готовят эликсир бессмертия [ibid-227]. Символ этих зайцев связан со смешиванием Инь и Ян ци посредством Ян Мин. «Заяц алхимии» связан с именем {точки} E-32 {фу-ту}, а также с {точкой} GI-1 {шан-ян} через другой миф, касающийся легенды о шелковице. Мифы о королеве матери {Запада} и о Кунь-луне были совершенно отдельными во {времена} Восточной Чжоу, и полностью слились в период Восточной Хань в один мощный образ [ibid 227 and 228]. «К королеве матери обращались как к силе, которая могла даровать бессмертие» [WP-125], и она признавалась всеми, кто соединял мостом Небо и Землю [ibid-124].
В даосской внутренней алхимии трансформационные способности королевы матери и Кунь-луня связывались с мин-мэнь дань-тянем, особенно {с} VC-4 {гуань-юань} и её связью с Чун-маем. Чун-май выступает как ось, вокруг которой вращается «главный штифт» Дай-мая, чтобы посредством внутреннего движения создавать полярность изначальной ци в {виде} пять фаз. Это символизировано в названиях «захватывание оси» и «пять городов». Название «захватывание оси» относится к соединению Чун-мая – Дай-мая в VC-4, а «пять городов» относится к изначальной ци, поляризуемой в пять фаз. Два этих названия даже более тесно связаны {между собой} через план классического китайского города. Он основан на решетке три на три магического квадрата и схеме из реки Ло {Ло шу} из И-цзина, в которой восемь секций {располагаются} на периферии стержня вокруг центральной области [DDLC-72]. В таком понимании город сам по себе вращается вокруг оси центрального Тай-цзи, и является универсальным ткацким станком, прядущим восемь экстра-сосудов, двенадцать главных меридианов и пять фаз.
Последнее название в данном разделе, – «врата дыхания», относится к микро- и макрокосмическим связям между VC-4 и сжимающимися и разжимающимися циклами Неба и Земли, и к укорененной емкости {способности, влиянию} VC-4 на дыхание. Это происходит не только во время медитации, в которой VC-4 выступает как точка фокусировки дыхания, но также энергетически через почечную способность (capacity) захватывать ци легких, чтобы закончить дыхательный цикл. Второй набор названий этой точки с №14 до 17 центрируется вокруг соединения VC-4 кишечником и нижним обогревателем. 14-е и 15-е названия, «Му тонкой кишки» и «кишечник» прямо указывает на эту связь. 16-е и 17-е названия, «нижняя регуляция» и «оседающая вода» относятся к пути жидкости, то есть к внутреннему протоку, ведущему от кишечника к дань-тяню и мин-мэню, здесь в VC-4. Мин-мэнь дань-тянь является энергетическим центром тела, «великим центром». Дань-тянь является местом, где постнатальные и нечистые жидкости из тройного обогревателя и желудка входят в свою финальную стадию энергетической очистки. Пренатальная изначальная ци и ци источника почек сохраняются в мин-мэне и выделяются из него.
Как единица {устройство} «великий центр» мин-мэнь дань-тяня располагается между пре- и постнатальной ци, Инь и Ян, Огнем и Водой. Как мин-мэнь дань-тянь VC-4 является «великим центром», не только в своей космологической связи с «великой осью», Тай-цзи, но и в отношении Инь-Ян к трем главным меридиональным процессам. Её центральная функция в отношении формирующего процесса позволяет Инь и Ян, пре- и постнатальной ци взаимодействовать. Этот процесс начинается с приемом пищи и воды в желудке и продолжается через меридиан желудка, который приводит Ян ци Ян Мин в контакт с Инь жидкостями, чтобы начать разделение чистого от нечистого, а потом послать чистую часть в Инь зону мин-мэнь дань-тяня через внутренний проток. Этот процесс заканчивается в точке меридиане желудка, наружной к VC-4 – E-28 {шуй-дао}, чье название «путь воды» описывает эти жидкости, чистые и нечистые, которые принесены в дань-тянь для дальнейших превращений.
Следующая и последняя стадия превращения этих жидкостей происходит в мин-мэнь дань-тяне через крайнюю полярность Воды и Огня главного процесса индивидуализации. Здесь Вода и Огонь разделяются в соответствии с тремя полярными осями тела. Вода естественным образом течет вниз – «оседающая вода» – 17-е название точки VC-4, а Огонь уходит вверх. Существует древний миф, рассказанный Чжуан-цзы, который символизирует это разделение Огня и Воды. На Севере была Великая бездна, в которой жила огромная рыба, которая восходила из моря и становилась Великой птицей Пэн, летящей прямо на Юг [TK-51 Zhuangzi], где она превращалась в Птицу-звезду, связанную с летним солнцестоянием. [HCAC-157, note] Солнцестояния рассматривается как точки поворота Инь и Ян [TK-54]. Согласно даосским представлениям, зимнее солнцестояние связано с областью ниже пятого поясничного позвонка снаружи от которого находится «источник прохода» или «застава Шу» V-26 {точка да-чан-шу}. V-26 располагается на том же горизонтальном уровне, что и VC-4, «проход источника» иди «застава». Эта связь VC-4 с зимним солнцестоянием также идет в счет для дополнительного значения названия «захватывание оси».
Мифическое разделение Инь и Ян соответствует поляризации Воды и Огня верхней и нижней фаз главного процесса индивидуализации, сердцу тонкой кишке и почкам – мочевому пузырю. Вода и Огонь также поляризованы {поляризуются} в главном процессе индивидуализации в соответствии с осями левое – правое и переднее – заднее. По оси левое правое Вода идет влево, а Огонь – вправо. Это соответствует точке зрения древних, выраженной в Нань-цзин, где правая почка связана с Огнем, а левая почка – с почкой Воды. Передне-задняя ось соответствует полярности Тай Ян – Шао Инь. Чистая Ян ци со второй алхимической стадии идет из мин-мэнь дань-тяня в Тай Ян в качестве Вэй ци, тогда как чистая Инь входит в Шао Инь как семенные {essential} жидкости, цзинь-е.
Разделение на второй алхимической стадии, конечно же, определяется исходным разделением пре- и постнатальной ци. Это происходит вскоре после рождения с обрезанием пуповины. Перед этим моментом есть лишь пренатальная ци, которая выпускается матерью в живот плода в направлении точки мин-мэнь на спине, VC-4, которая располагается на одном горизонтальном уровне с VC-8 на животе {?}. VC-4 в качестве мин-мэня, представляет активизирующее влияние семени отца и ци. VC-8, в качестве пренатального дань-тяня, представляет питающее влияние материнской яйцеклетки и крови. Центр между VC-8 и VC-4 уравновешивает эти Небо и Землю, Мать и Отца, Инь и Ян силы между тремя структурными осями, передней – задней, верхней – нижней и левой – правой. Когда пуповина отрезана, то дитя утрачивает свой пренатальный источник Инь. В это время передне-задняя и лево-правая полярные оси относительно завершены и он должен полагаться на свои собственную Ян ци, волю или чжи, чтобы выжить и завершить процесс трансмутации через развитие передне-задней полярности.
Главная ось, на которой осуществляется процесс роста ребенка, это длина, а не ширина или толщина. Перерезание пуповины нарушает равновесие между передним и задним. Спина и голова, которые до рождения относятся к Инь, начинают эволюционный процесс инверсии, становясь после рождения Ян. Голова и позвоночник являются Инь до рождения благодаря своей твердой и плотной структуре и потому что они воспринимают семя крови матери. В нормальном состоянии голова идет вниз через родовые пути. В течение следующих нескольких месяцев голова вращается {переворачивается} на 90 градусов к горизонтали, когда ребенок начинает расти. Наконец, после первого года, голова поворачивается еще на 90 градусов, когда он начинает ходить и стоять прямо.
В этой точке возникает тотальная инверсия Инь и Ян. Голова, которая теперь направлена к Небу – это Ян, а ребенок способен есть и переваривать свою собственную пищу. Переход с материнского молока на земную пищу, от зависимости от пренатальной к постнатальной ци, завершен. Чтобы компенсировать янское развитие головы и духа («изначальный дух» – название {точки} VG-13 {тао-дао}, расположенной на голове {видимо, автор ошибся, тао-дао – не на голове! Речь идет о какой-то другой точке! Прим. переводчика}), центр дань-тянь погружается вниз в направлении половых органов и ног, где он обретает свою постнатальную позицию равновесия в области {точек} VC-4, VC-5, VC-6 и VC-7, все они называются «дань-тянь». 16-е название {точки} VC-4 – «нижняя регуляция» можно также понимать как относящееся к нижней точке этой группы дань-тянь. Слово «цзи» – «регуляция» этимологически описывает сортировку нитей на ткацком станке. Её использование в названии данной точки можно понимать как символ ткания меридианов на ткацком станке юань-ци, которая и активируется и сохраняется в этой области.
Китайские источники поддерживают {подтверждают} этот постнатальный сдвиг дань-тяня от пупка к VC-4, связывая три названия VC-4 «великая центральная ось», «кунь-лунь» и «пять городов» вместе с одним из названий {точки} Р-9 – «великая пропасть», упомянутую раньше в мифе Чжуан-цзы о создании Воды и Огня, и {точки} E-23 тай-и, с пупком [HDRS-124, Nan Sing Ji Zhu 5:4-5]. {Точка} VC-4 является также «великим центром» в связи с организующим процессом и третьей алхимической стадией через её трансмутацию цзин и крови. Оно отражено как третья серия названий {точки} VC-4, которые связаны с кровью, маткой и спермой. Это «море крови», «дом крови», «врата матки», «дворец ребенка или семени», «врата потомства», которые связаны с влагалищем или родовым каналом, «дверь потомства» и «остановка ребенка».
«Остановка ребенка» относится к применению VC-4 при терапевтическом аборте, особенно в сочетании с {точкой} V-60, которая также называется «кунь-лунь» и которая имеет тот же самый абортивный эффект. Название «дом крови» этимологически связывает с мифом о разделении Огня и Воды Чжуан-цзы, упомянутым раньше. Там янская птица отделялась от иньского примитивного моря и взмывала в Небо. «Прибытие» – радикал {ключ иероглифа} №133, использованный в слове «ши» – «дом» описывает иньскую ци, опускающуюся к Земле как птица. Ключ «прибытие» применен и отдельно как слово в названиях {точки} VG-9 – «прибытие Ян», и V-67 как «прибытие Инь», и VG-16 – «прибытие Жун», указывая на различные способы укоренение Ян ци в теле. В слове «ши» – «дом» птица ключа «прибывать» содержит {знак части иероглифа} более однозначно. Подразумевается, что нечто, по самой своей природе (Ян ци и кровь) желает двигаться наружу, содержится или хранится здесь в мин-мэнь дань-тяне. Оно проходит полный круг другим путем, рассмотренным в двух главных названиях VC-4 – «барьер изначального» и «барьер источника», корнях Воды и Огня.
Связи между этими двумя словами «ши» – «дом» и «чжи» – «прибытие» с двумя наиболее важными названиями, с которыми они связаны, VC-4 и VG-9 завершают третью алхимическую стадию трансмутации цзин и крови через {экстра-сосуды} вэй-май. «Прибытие Ян» в VG-9 отдает на хранение трансмутированные Инь и Ян ци в качестве цзин и крови в диафрагмальную область гао-хуан. Затем «дом крови» возвращает их в мин-мэнь дань-тянь через Чун-май, где завершается месячный цикл.
[Наш комментарий: Денис Виллмонт решил докопаться до самого основания. У него невероятно большое количество цитируемых источников. Все процессы в организме он в конечном счете сводит к деятельности нижнего киноварного поля – как базового центра всей энергетической (если хотите, дыхательной) активности организма. Что ж, похоже так оно и есть. Вот только быстро перекинуть мостик к практике получается не всегда… надо еще учиться и учиться.]
* * *
Имя: | |
E-mail: | |
Ваш комментарий: | |
Введите цифры с картинки: |
Знаком с Денисом Вилмонтом, у него огромная библиотека, живет под Бостоном в лесу. Знаток ткм но не практик.
Спасибо.