Исчерпать количество



Исчерпать количество

(из «Люй ши чунь цю», 3 век до н.э., глава 3, часть 2)

Созданные Небом Инь и Ян, холод и жар, сухость и влажность, смена времен года, изменения вещей – все это и полезно и вредно. Совершенномудрый, наблюдая за тем, что соответствует Инь и Ян, и выясняя пользу от разных вещей, [направляет] их на служение жизни. Когда дух-шэнь в теле спокоен, то и жизнь будет долгой. Долголетие возникает не потому,  что к короткой жизни присоединяется её продолжение, а потому, что до конца используют [расходуют] количество [лет]. Использование до конца количества [лет] заключается в том, чтобы устранить все, что вредно.

Что означает устранение вредного для человека? Чрезмерное употребление сладкого, кислого,  горького, острого и соленого, - переполнение организма всеми этими пять видами [вкусов] вредно для жизни. Чрезмерные чувства: радость, гнев, грусть, страх и печаль, переполнение духа всеми этими пятью чувствами вредно для жизни. Чрезмерные холод, жар, сухость, сырость, ветер, дождь, туман – все эти семь стихий, если будут влиять на тончайшие цзин, вредны для жизни. Поэтому для поддержания жизни необходимо знать её источник. Если знать источник, неоткуда будет появиться болезни.

Тончайшие ци (цзин ци) собираются там, куда могут проникнуть. Собираясь в птицах – делают их способными летать; собираясь в зверях – делают их способными быстро бегать; собираясь в жемчугах и яшмах – делают их прекрасными; собираясь в деревьях – делают их способными изобильно расти.  Собираясь в совершенномудрых – делают их дальновидными. Тончайшие ци проявляются в том, что опираясь на легкое [они получают способность] летать; опираясь на того, кто ходит [они получают способность] бегать; опираясь на то, что является прекрасным [приобретают свойство] быть совершенными; опираясь на то, что растет [приобретают свойство] быть изобильными; опираясь на ум [приобретают способность] быть прозорливыми.

Проточная вода не портится; дверной стержень не истачивается древоточцем. Это происходит потому, что [они все время] находятся в движении. Точно также дело обстоит с телом и его ци. Когда тело не двигается, то и тончайшие цзин ци не двигаются. Когда тончайшие цзин ци не двигаются, то возникают комочки. Появление [таких комочков] в голове вызывает опухание чжун и головные боли; [появление их] в ушах – повреждение цзюй и глухоту; [появление их] в глазах – затемнение ме и слепоту; [появление их] в носу – закупорку и непрохождение цю; [появление их] в животе -  раздувание чжан и боли; [появление их] в ногах – онемение вэй и судороги.

Там, где вода легкая, много людей с лишаями и злокачественными опухолями; там, где вода тяжелая, много людей с опухшими ногами и неспособных двигаться; там, где вода сладкая, много стройных и красивых людей; там где вода слегка горькая, много людей с неизлечимыми язвами; там где вода горькая, много уродливых и горбатых людей.

При еде не следует чрезмерно употреблять изысканные яства и то, что вызывает ощущение остроты, [например] крепкое вино. Все это называется источником болезней. Когда человек питается правильно, он свободен от болезней.

Питаться следует так: не голодать и не переедать. Это успокаивает пять внутренних органов. Рот непременно должен ощущать приятный вкус. Тогда состояние духа будет уравновешенным, а внешний вид бодрым, чудесные ци прибавляются. Все суставы будут чувствовать легкость и свободно вбирать в себя ци…

В наше время в обществе занимаются гаданиями и жертвоприношениями богам, умершим предкам. От этого болезней становится все больше. Это напоминает стрелка, который не может попасть в цель и начинает поправлять мишень. Что толку от этого для точного попадания в цель? Если пытаться кипятком остановить кипение, то оно будет продолжаться. Оно прекратится, когда огонь потушат. Поэтому древние презирали в лечении знахарей и их ядовитые лекарства, ибо они являются самым ненадежным [средством лечения].

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010