Огонь в борьбе со странными болезнями



Огонь в борьбе со странными болезнями

(из книги Де Гроота «Война с демонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае». Евразия, СПб, 2001 г., из гл.III)

Едва ли можно сомневаться, что огонь считался главным средством борьбы с демонами болезней и прочими потусторонними силами еще в глубокой древности, однако наши поиски документальных свидетельств тому оказались напрасными. По-видимому, из всей литературы, написанной до начала христианской эры, только одно место в «Чжоу ли» как-то намекает на это: «Чиновник, ответственный за зажигание огня, направляется огласить повеления, которое касается огня. На протяжении четырех сезонов он меняет огни в государстве, чтобы попросить спасения от сезонных болезней» (гл. 30; 1.17). У китайских ученых нет единодушия в вопросе о том, что же это была за официальная церемония, но в целом принято считать, что имелись в виду костры из разных видов деревьев. Впрочем, подробности здесь не имеют большого значения.

Куда более важно другое: пользовались ли изгоняющей демонов силой огня китайские лекари? Делать прижигания рекомендуется еще в «Су вэнь», древнейшем из известных нам медицинских трактатов, вкупе с иглоукалыванием с использованием как горячих, так и холодных игл. Искусство это называется чжо, чжи, фань или цуй, что означает «жарить», «сжигать». Чаще всего при этом используют полынь, ай, причем практика эта насчитывает, судя по всему, весьма долгую историю. Так в «Календаре Цзин и Чу» мы читаем: «В пятый день пятого месяца все четыре сословия собирают полынь и делают из нее фигуры, напоминающие по форме человека, которые затем вывешивают над дверьми, чтобы рассеять ядовитый воздух. Цзун Цэ, по прозвищу Вэнь Ду, собиравший полынь в пятый день пятого месяца еще до того, как прокричал петух, увидел растение, похожее с виду на человека. Он вырвал его, принес домой и с успехом использовал для прижиганий».

Заметим, что действенность растения в значительной степени зависит от того, в какой день оно было сорвано: в данном случае в день праздника середины лета, когда силы космического света и огня достигают своего апогея.

В настоящее время, как, по-видимому, и в предшествующие столетия, прижигание делается с помощью коротких сухих палочек, выдержанных в пеньковом масле, которые приклеиваются к предварительно смоченным фурункулам и нарывам или же к тем частям тела, которые поражены, как предполагается, болезнью или демоническим влиянием. Палочки зажигаются и сгорают; огонь постепенно доходит до самой кожи. Вряд ли можно считать удивительным то, что для подобной процедуры наилучшим считается огонь, зажженный прямо от солнца. И в медицинском трактате Ли Ши-чжэня мы читаем: «Огонь, используемый при прижиганиях, следует получать непосредственно от солнца с помощью солнечного зеркала либо солнечной жемчужины, обращенных к солнцу. Следующий по эффективности – огонь, полученный трением из дерева хуай, и только в самом крайнем случае, когда такой огонь добыть трудно, можно зажечь палочки от лампы, наполненной чистым маслом из пеньки, либо от восковой свечки» («Бэнь цао ган му», гл. VI, 1.7).

Прижигания считаются одним из первейших способов борьбы с демоническими болезнями. В древнем сочинении по медицине, приписываемом Гэ Хуну, сказано, что пять ши, призраков-трупов, вызывающих болезни, следует изгонять «четырнадцатью прижиганиями в трех цунях соска с левой стороны у мужчин и с правой стороны у женщин; если прижигания повторять постоянно, состояние больного улучшится» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 1, разд. 6). Согласно этому трактату, прижигания также нужно делать под сердцем и на пальцах, при этом больному следует дать проглотить яичный белок и во время процедуры чесать его под сердцем. Что касается припадков эпилепсии, умопомрачения и обморочных состояний, которые китайцы также склонны приписывать призракам и «ударам зла», то Гэ Хун говорит: «Больным, пораженным действием призрака, следует сделать три прижигания в области при­мерно на цунь ниже пупка» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 1, разд. 4). Затем авторитетнейшие китайские медицинские светила рекомендовали делать больному, пострадавшему от козней призрака, пятьдесят прижиганий в области желудка; в случае внезапного нападения призрака – три прижигания под ногтем каждого пальца или сто – на плече; а кроме того, одно или несколько на пояснице или три – над пупком. Прижигания следует также проводить во всех случаях, когда больной пал жертвой пяти видов призраков-трупов, слева или справа от соска; а кроме того, надлежит сделать от двух до семи прижиганий на больших пальцах рук или десять прижиганий под сердцем и т. д.

Таким образом, насколько можно судить, китайская медицина не приемлет щадящих методов борьбы с призраками, которые вызывают перечисленные выше недуги. Точно таким же образом лечат даже детей, страдающих от конвульсий. Во время лечения маленьких пациентов китайские медики запросто протыкают их иглами. Они связывают локти красной веревкой, затем каким-то таинственным образом заводят их за спину, после чего делают прижигания в ноздрях или под сердцем, на лбу, но особенно часто – под подбородком, а также на щеках, чтобы предотвратить сжатие челюстей. Далее прижигания совершаются на больших пальцах ног больного, под ногтями, а иногда даже в самом пупке; при этом стоящие рядом массируют тело несчастного. Чем старше пациент, тем в большем количестве мест делаются прижигания и тем большим количеством игл его протыкают.

Вновь обратимся к труду Гэ Хуна, величайшего китайского медика, ставшему каноническим китайским трактатом по медицине: «Мой метод лечения внезапного помешательства, выражающегося в бормотании на языке призраков, заключается в следующем: следует ввести иголки под большие пальцы ног больного. Еще один совет: крепко-накрепко связать руки больного веревкой и, держа его локти, сделать семь прижиганий с левой и правой стороны тела. Тогда больной сразу крикнет на языке призраков имя своего мучителя и попросит прекратить прижигания; затем следует мягко поговорить с призраком, после чего развязать больному руки. Если человек время от времени плачет, тяжело дышит, стонет или задыхается, значит, он поражен демоном. Когда же припадки сумасшествия прекратятся, его следует продолжать лечить по методике против се» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 3, разд. 17). А вот что пишет Сунь Сы-мо, не менее известный знаток медицины: «Когда больной в припадке сумасшествия, хочет бежать прочь или же называет себя знатным вельможей, ученым, божеством или совершенномудрым – во всех этих случаях следует делать прижигания, и тогда больного можно навсегда излечить от припадков» («Би цзи цянь цзинь яо фан», разд. «Дянь куан чжэн чжи»).

Гэ Хун говорил будущим поколениям, что точно таким же образом следует лечить и тех, кто страдает от ночных кошмаров. «Если человек не просыпается после ночного кошмара, то между волосами на больших пальцах ног следует сделать двадцать одно прижигание» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 1, разд. 5). На первый взгляд может показаться нелогичным, что столь большой специалист в области медицины в то же самое время строго-настрого запрещал приближаться к таким больным с лампой или светильником, но следует помнить, что «внезапный кошмар» происходит тогда, когда демон похищает душу человека, и поэтому внезапный яркий свет может «испугать» душу и тем самым воспрепятствовать ее возвращению в тело.

Читатель помнит, что призраки очень часто насылают помешательство на женщин, во время которого они видят призрака и вступают с ним в сексуальную связь. Наилучший способ борьбы с такими демонами-призраками – опять-таки прижигания. Для этого следует связать большие пальцы рук женщины так, чтобы их кончики соприкасались, и затем сделать прижигание в том месте, где кончики пальцев прилегают друг к другу. Это место называется гуй ку сюе, «логовом, где воет призрак», поскольку во время прижигания демон устами жертвы молит о пощаде. Если призрак просит помиловать его и обещает убраться восвояси и больше не причинять женщине вреда, это считается неоспоримым доказательством того, что женщина находилась в его власти. Может оказаться, что необходимо сделать семь прижиганий, а иногда даже и все четырнадцать. Кроме того, прижигания могут быть сделаны и на больших пальцах ног, которые лекари называют цзу гуй янь, «глазами призрака на ногах». Одновременное надрезание сухожилий и мышц также может оказаться эффективным; в любом случае такая процедура желательна.

Гэ Хун рекомендует также окуривать пациента дымом; благотворная сила его усиливается в том случае, если горят вещества, сами по себе обладающие способностью изгонять духов, как то: ладан, растительная смола или когти тигра. «Для того, чтобы вылечить женщин, которые, после вступления в связь с призраком, говорят и смеются, когда остаются в одиночестве, или же подвержены меланхолии и оцепенению, следует перемешать один лян истолченного реальгара с двумя лянами сосновой смолы и когтями тигра; получившуюся смесь скатать в шарики или пилюли и сжечь их ночью в "огненной корзине", после чего, тщательно укутав женщину, так, чтобы торчала только голова, посадить ее на корзину. Если после первого раза она не излечится, то следует повторить процедуру один-два раза, и она избавится от чар призрака» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 3, разд. 17).

Если дети много плачут и их никак не успокоить, родители часто приписывают это действию призрака или тому, что детям видится демон, который и пугает их. В таком случае китайская медицина рекомендует по­ложить на поднос бумагу или древесный уголь, зажечь и поднести в лицу ребенка, при необходимости проделав это несколько раз.

Филантропы или же хитрецы, знающие, как воспользоваться человеческой доверчивостью и невежеством, нередко раздают или же продают так называемый чудодейственный огонь, который можно использовать в медицинских целях. Вот какой эпизод зафиксирован в одной из династийных историй под 493 г. «В прежние годы на землях, принадлежащих дому В эй, была популярна такая песня: "Красный огонь бежит на юг, уничтожая южные царства". В этом году с севера в столицу Ци пришел шаман, который приготовил такой огонь. Цвет огня был более красный, чем обычно, и словно какой-то неземной. Поскольку он заявил, что этим огнем можно лечить больных, и благородные, и низкие соперничали друг с другом, чтобы получить его, и во многих случаях этот огонь действительно помогал. Прошло двадцать с небольшим дней, и огонь был уже у всех жителей столицы; не было никого, кто бы не говорил о священном огне. Император запретил использовать его, но тщетно. Больных лечили, ставя им семь палочек для прижиганий. Цю Го-бинь из Усина тайно унес его домой, и когда сделали прижигания одному его земляку, двадцать лет страдавшему от чахотки, тот сразу же поправился» («История южных династий», гл. 4, 1.27; несколько иной вариант дается в «Истории южной Ци», гл. 19, 1.12).

Убеждение китайцев в способности огня изгонять духов объясняет и то, что в китайской медицине использовались светлячки, которых называли также «ночными огоньками» и «ночными факелами». Ли Ши-чжэнь говорит: «Согласно "Шэнь сянь гань ин бянь", пилюли, которые делал из светлячков У Чэнь (легендарный даос, живший во времена Яо), лечили болезни и последствия действий демонов, изгоняли всех призраков, тигров и волков, змей, ос и прочих ядовитых тварей, залечивали раны, нанесенные пятью видами оружия, обнаженными мечами, разбойниками и грабителями. В правление династии Хань Аю Цзы-нань, командующий армией и губернатор Увэя получил это лекарство от даоса по имени Инь-гун. В двенадцатом году периода правления под девизом Юнпин в сражении с варварами на северной границе он потерпел поражение; войска его были уничтожены, он попал в окружение. На него обрушилась туча стрел – и вдруг, не долетев нескольких чи до его коня, они упали на землю. Варвары решили, что видят перед собой божество, и бежали. Он поведал о тайном лекарстве своим потомкам, и впоследствии никто из занимавших пост командующего не получил ни единой раны в сражениях. В конце царствования династии Хань даос по имени Голубой Буйвол добыл это лекарство и доставил его Хуан-фу Луну из Аньдина, который передал его императору династии Вэй У-ди. После чего лекарство попадало к разным людям. Вот почему пилюли эти называют "пилюлями командующего шлемами", а также "наводящими страх пилюлями императора У-ди"» («Бэнь цао ган му», гл. 41, 1.21).

В заключение мы должны упомянуть и об обычае рассыпать кольцами пепел в тех случаях, когда подозревается действие демона. В одной из давних историй повествуется о том, как рассыпанный по земле пепел помог справиться с могущественным духом дерева. Из чего можно заключить, что, по китайским представлениям, призраки настолько боятся огня, что даже мысль о нем, вызываемая лицезрением уже совершенно безвредного пепла, парализует их силы. Гэ Хун говорит в своем сочинении: «Если человек неожиданно умирает, лицо его следует потереть гребнем петуха, вымоченным в крови, а вокруг него насыпать пепел, и тогда жизнь вернется к нему» («Чжоу хоу би цзи фан, гл. 1, разд. 1). Похожий совет встречается и у Ли Ши-чжэня. Кроме того, Гэ Хун дает еще и такой рецепт: «Если человеку снятся страшные сны и он страдает от кошмаров, в его обувь следует насыпать пепел и поставить ее у изголовья кровати» («Чжоу хоу би цзи фан», гл. 1, разд. 5).