Подняться к вершине 2



Некоторое время спустя Бянь Цяо проезжал через княжество Го. В это время там умер наследник правителя. Бянь Цяо подошел к воротом дворца и узнав о происходящем, спросил сведущего с лекарствах чиновника из свиты наследника:

- Что за болезнь была у наследника? Ведь моленьям уделяли больше внимания, чем всему остальному.

Чиновник ответил:

- Болезнь наследника состояла в нерегулярном движении крови и ци, они смешивались друг с другом и не могли течь свободно. Когда они резко прорывались наружу, это наносило вред внутри. Его дух-шэнь не смог остановить вредную ци. Вредная ци собиралась и скапливалась внутри и не могла свободно стекать. Поэтому Ян ци оказалась ослабленной, а Инь ци усилилась, поэтому он вдруг потерял сознание и умер.

Бянь Цяо спросил дальше:

- Когда наступила смерть?

Чиновник ответил:

- После пения петухов.

Бянь Цяо спросил?

- Тело уже прибрали?

Чиновник ответил:

- Нет еще, с момента смерти еще и полдня не прошло.

Бянь Цяо сказал:

- Доложите правителю, что подданный княжества Ци – Цинь Юэ-жэнь… пока еще не имел чести послужить правителю. Сейчас я услышал, что наследник к несчастью умер. Я могу оживить его.

Чиновник из свиты наследника заметил:

- Не напрасно ли учитель хвалится? Почему вы говорите, что наследника можно вернуть к жизни? Я слышал, что в высокой древности был среди врачей Юй Фу, который лечил болезни не отварами из трав, не отцеженным молодым вином, не острыми каменными иглами, не гимнастикой и массажами, не натирая разогретыми лекарствами. Только он снимал одежду с больного – как видел проявления болезни. Сообразно с точками пяти органов цзан он рассекал кожу, разрезал мышцы, освобождал проход для ци в каналах, соединял сухожилия, лечил массажем костный и головной мозг, перебирал жировые прослойки, раздвигая ногтем пленки, промывал кишечник и желудок, полоскал и чистил пять органов цзан, совершенствовал цзин, менял физическое состояние больного. Если и ваше искусство, учитель, в состоянии достичь такого, то наследника можно вернуть к жизни. Но если оно не такое, а вы хотите оживить наследника, то над вами станут смеяться даже дети.

Бянь Цяо долго молчал, потом поднял лицо к небу, вздохнул и сказал:

- Применять тот способ лечения, о котором вы говорите – все равно, что через бамбуковую трубку следить за просторами Неба или пытаться через щелку читать текст. Мой способ определяет расположение болезни без помощи прослушивания пульса, наблюдения за цветом лица, выслушивания, описания внешности тела. Поняв, что болезнь в Ян, я получаю знание об Инь. Поняв, что болезнь в Инь, я рассуждаю и получаю знание о Ян. Признаки болезни выявляются в самых внешних симптомах, по ним можно поставить диагноз, находясь от больного за тысячу ли. Когда я делаю заключение, то свожу все вместе, и тогда невозможно ошибиться. Если вы не верите моим словам, то войдите во дворец, осмотрите тело наследника, и убедитесь, что уши его слышат, а ноздри колышутся, проведите вдоль его ног до паха – они должны быть еще теплыми.

Когда чиновник из свиты наследника выслушал все это, у него зарябило в глазах, он смотрел не мигая, язык прилип к нёбу и он не мог говорить. Потом, вняв словам Бянь Цяо, он вошел во дворец и доложил правителю. Услышав все это, правитель был сильно удивлен, вышел встретить Бянь Цяо у центральных ворот и сказал:

- Я, недостойный, давно слышал о вашем высоком чувстве долга, но еще не имел случая поклониться вам и предстать перед вами… Раз учитель здесь, он вернет жизнь моему сыну…

Бянь Цяо сказал:

- По-видимому болезнь наследника – это шицзюэ. Ян ци вошла в Инь, она влияет на желудок, связывая и опоясывая его, попадает в каналы Цзин и связывает каналы Ло, отделяется, идет вниз к тройному обогревателю и мочевому пузырю и не может поднять вверх. Поэтому ци в янских каналах Май движется вниз, а в иньских каналах Май идет вверх – и возникает борьба между здоровой и вредной ци.

Встретившись, эти ци создают затор и не могут течь свободно. Инь идет вверх, Ян погружается внутрь, так они и двигаются.  Внизу и внутри Ян ци возбуждается, но подняться не может. Вверху и снаружи движение Ян ци прерывается и не дает возможности Инь ци нормально двигаться.

Вверху возникают разрывы течения ци в янских каналах Ло. Внизу возникают нарушения в иньских узлах сухожилий. При нарушениях в иньских узлах сухожилий и в янских каналах Ло цвет лица ухудшается, в каналах Май беспорядок, поэтому тело теряет подвижность, человек выглядит как мертвый.

Наследник еще не умер, поскольку Ян ци входит в Инь, сдерживая и создавая преграду для ци органов цзан. Когда же Инь ци входит в Ян, сдерживая и создавая преграду для ци органов цзан – то человек умирает.

Все перечисленные обстоятельства иногда внезапно вызывают во всех пяти органах цзан нарушение Цзюэ, когда внутри движение ци идет противотоком. Искусный мастер может с этим справиться, а неумелый колеблется и не может принять решения.

 

Потом Бянь Цяо послал своего ученика заострить металлические иглы и обточить каменные иглы, чтобы применить их для уколов в наружную точку пяти соединений трех Ян каналов. Через некоторое время [после лечения] наследник очнулся.

Тогда Бянь Цяо велел ученику приготовить горячее лекарство «пяти феней» и лекарство бацзянь, и нагреть их, чтобы попеременно втирать больному под ребрами.

[В результате этого] наследник приподнялся и сел.

Бянь Цяо еще раз отрегулировал Инь и Ян ци в его теле.

После наследник еще в течение двадцати дней принимал отвар лекарств и вновь стал таким, как раньше. С тех пор в Поднебесной считали, что Бянь Цяо может возвращать к жизни умерших. Но Бянь Цяо говорил:

- Я не могу оживлять умерших, но, если человек еще жив, могут помочь ему выздороветь. 

 

Наш комментарий:

В «Да-чэн» («Чжэнь-цзю да-чэн») в 7-м цзюане в описании точки бай-хуй сказано:

«В эпоху Чжоу царевич княжества Го страдал от трупного недуга (ши-цзюэ). Врач Бянь Цяо воздействовал на точку сань-ян и точку у-хуй в результате чего царевич вернулся к жизни. («Сань-ян» и «у-хуй» - это другие названия точки бай-хуй).

В Су-вэнь есть целая глава, посвященная этому недугу – цзюэ (недостаточности) – глава 45 (напомним, что Бянь Цяо лечил у наследника ши-цзюэ – «трупную недостаточность»). Вот выдержка из этой главы:

«Хуан Ди спрашивает:

- При недостаточности-цзюэ у больного иногда вздувает живот, могут возникнуть припадки с потерей сознания, и иногда больной находится без сознания по полдня, а иногда требуется целый день, чтобы он очнулся. В чем причина столь разных состояний?

Ци Бо отвечает:

- Когда Инь ци переполнено в верхней части организма, то внизу возникает пустота, а если внизу пустота – это вызывает вздутие живота. Если Ян ци переполнено в верхней части организма, значит из нижней части обе ци устремляются вверх, следовательно вредная ци ведет к нарушению движения. Это нарушение движения создает хаос в распределении Ян ци по организму, поэтому человек теряет сознание.

… Когда возникает противоток-ни во всех трех Инь каналах, то у больного нарушены мочеиспускание и дефекация, руки и ноги становятся холодными, а через три дня наступает смерть».

Вероятно причина, почему Бянь Цяо рекомендовал потрогать внутреннюю сторону ног наследника («еще теплая») и почему он не сильно торопился лечить, а вел объяснительные разговоры, именно в этом.

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010