Природа особых каналов 1



Природа особых каналов

Шесть объединений

(Miki Shima & Charles Chace «The Channels Divergences – deeper pathways of the Web», Blue Poppy Press, Boulder, Colorado, глава 2)

Область, которая требует исследования в наших усилиях получить некое понимание того, что авторы Лин-шу могли подразумевать в отношении особых каналов, является их использование термина «шесть объединений» (лю хэ) в отношении шести пар особых каналов. Применение таких терминов, как «каналы» (цзин) и «сосуды» (май) является, по меньшей мере частично, отражением китайской озабоченности ирригацией, контролем вод, и их связью с землей в целом (1). Применение этих терминов для описания других слоев системы каналов, является также прямым отражением широты китайского взгляда на мир, и это напоминает то, как выбор термина «шесть объединений» вызывает также некоторый больший резонанс. Чем же тогда являются шесть объединений?

Согласно «Ци юань» («Море слов»), есть, по меньшей мере, три значения составного термина «лю-хэ», которые авторы Нэй-цзин могли подразумевать, когда использовали данный термин. Первое, этот термин предполагает объединение шести направлений, то есть Неба, Земли, и четырех направлений – севера, юга, востока и запада. Вторая глава Чжуан-цзы «О равенстве всех вещей» говорит:

«То, что снаружи шести объединений, мудрец оставляет существовать и не распределяет по видам {родам}. То, что находится внутри области этих шести объединений, мудрый распределяет по видам, но не спорит о том, что является правильным» (2, 3).

Данный отрывок из Чжуан-цзы подразумевает, что эти шесть объединений можно применять для определения границ пространства и времени. Действительно, нередко  «лю-хэ» просто переводят как «космос». Эти шесть объединений также определяют параметры чьего-либо влияния. Мудрец не беспокоит себя тем, на что он не может влиять или контролировать. Он просто признает наличие чего-то, находящегося за пределами пространства и времени. Другими словами, конкретно касающееся лежащего в пределах этих шести объединений должно быть помещено в правильный контекст, но такое распределение по видам не должно быть предметом разногласий. Другая интерпретация этого отрывка определенно помещает мудреца вне любых ограничений, установленных временем и пространством (4). Эти три интерпретации предполагают, что эти шесть объединений являются основанием, на котором построен феноменальный мир, и что они буквально определяют всеобщую реальность для тех из нас, кто еще не достиг мудрости.

Те читатели, которые знакомы с работами Йосио Манака через Стивена Бирча и Киико Мацумото, знают о полигедронной (polyhedron){многогранной} модели экстраординарных сосудов (5). Интересно, что та же самая геометрическая схема {фигура} также совершенно определяет и границы шести объединений.

Одним из фундаментальных способов, которым человеческие существа структурируют свой опыт мира, является разметка сезонов. Сезонные резонансы являются центром для древней китайской культуры, что доказывается сезонным назначением к каждой из пяти фаз. Подобным же образом данные объединения можно применяться для маркировки соединений между сезонами года. Например, «Хуай нань-цзи» говорит:

«Шесть объединений это: ранняя весна с ранней осенью, середина весны с серединой осени, поздняя весна с поздней осенью, раннее лето с ранней зимой, середина лета с серединой зимы [и] позднее лето с поздней зимой» (5).

Равенство шести объединений с шестью направлениями отразилось гораздо позже в династию Тан в третьей строфе поэмы Ли Бо, «Гуй Фэн»  («Древние традиции»), где говорится:

«Император Цинь завоевал все шесть направлений.

Как героически {этот} тигр выглядит!» (6)

Древняя китайская астрология также применяла шесть пар или объединений (основанных на 12-ти земных ветвях) как средство для определения благоприятных дат через сопоставление ветвей месяца и даты {дня}. Например, Цзы (крыса) стоит в паре с Чоу (корова), Инь (тигр) – с Хай (свинья), и так далее. «Ю дай синь юн» («Новые поэмы от Нефритовой династии») содержат поэму жены Цзяо Чжун-циня, где говорится:

«Шесть пар должны правильно сойтись.

Тридцатый день [месяца] самый благоприятный [для брака]» (7).

Как читатель может видеть, снова эти шесть объединений являются важными компонентами в китайском измерении времени. Однако в данном случае, они не отмечают соединения между сезонными переходами. Вместо этого, эти шесть объединений описывают соединения двух разных, но взаимосвязанных методов измерения прохождения времени.

Понятно, что эти шесть объединений пробуждают именно небесный резонанс, буквально обеспечивая структуру в пространстве в шести направлениях, и во времени в шести сезонных соединениях (junctures). Связь этих шести объединений со временем и расчетом времени также вызывают ощущение необходимости применения акупунктуры к правильному человеку в правильное время и правильным способом, когда есть правильный диагноз. Определенно авторы Нэй-цзин выглядят уделяющими большое внимание расчетам времени такого рода с их применением для укалывания правильной акупунктурной точки в правильный сезон и точно в правильный момент.

Таким образом, термин «шесть объединений» имеет множество культурных и философских контекстов, и совсем маловероятно, чтобы авторы Нэй-цзин выбрали данный термин случайно, без ссылки на какой-либо из этих контекстов. В предыдущей главе мы исследовали возможные значения предисловия Хуан Ди к разъяснению Ци Бо особых каналов. Выбор авторов Лин-шу термина «объединения» (confluences) строго резонирует с ролью Неба для особых каналов, описанной в предыдущей главе. Мы видим эти шесть объединений упоминаемыми в Су-вэнь во множестве других случаев в контексте небесных влияний:

«Все, что находится на Небе и Земле и внутри шести объединений, (включая) ци семи рек, девяти отверстий, пяти хранилищ, 12-ти суставов – все эти вещи сообщаются с небесной ци».

Су-вэнь, глава 3, «О сообщении ци жизни с Небом»

«При обсуждении человеческой формы, мудрецы древности отделили органы цзан от органов фу и определили концы соединительных сосудов и каналов {ло и цзин} и их связи с шестью объединениями».

Су-вэнь, глава 5, «О связи Инь и Ян»

«Как и при сообщении с духовным светом, объединение металла, дерева, воды, огня и земли с четырьмя сезонами, восемью ветрами и шестью объединениями не отличаются от этого».

Су-вэнь, глава 11, «Чудесное сокровище пяти внутренних органов»

 

Глубина {залегания} особых каналов

Как мы видели, в связи с загадочной природой главы 11-й Лин-шу, её авторы определили некоторые фундаментальные характеристики особых каналов в лучшем случае туманно. Это касается даже и их относительной глубины и природы ци, которая течет через них. Британский акупунктурист Ройстон Лоу (Royston Low) утверждает, что особые каналы являются средним по глубине слоем в многослойной системе каналов (8). Средняя глубина расположения особых каналов является главной в его представлениях, касающихся природы ци, движущейся в них, и в его стратегии доступа к ним, и мы рассмотрим его точку зрения более полно в следующей части. Однако, большинство других источников, и азиатских и восточных, кладут в основу глубокую траекторию особых каналов относительно других слоев системы каналов и соединительных сосудов. Так, французские акупунктуристы Дюрон (Duron), Лавиль-Мери (Laville-Mery) и Борсарелло (Borsarello), описывают деление каналов и соединительных сосудов на слои следующим образом:

Слои каналов согласно Дюрону

- кожа (пи)

- сухожильные каналы (цзин цзинь)

- соединительные сосуды (Ло)

- главные каналы (да цзин)

- особые каналы (цзин Бе)

- внутренние органы и кишки (цзан фу)

Такая интерпретация, имеющая очень большой смысл для нынешних авторов, основана на нашем понимании сохранившихся до наших дней источников материала, и на нашем опыте клинического применения особых каналов.

При окончательном анализе, необходимо признать, что все это, конечно же, является чисто теоретическим. Представленное здесь расположение все еще не имеет объективных средств для установления расположения каналов, и даже существования ци, трудно сказать с какой-либо определенностью, лежит ли один слой системы каналов под другим. Целью такого предположения является лишь обеспечение контекста для разработки лечебных протоколов, которые должны затем выдержать строгое клиническое испытание.

 

 

 

 

 

  • Андре - 29 апреля 2016 г.
    О дивергентных каналах,глубине их залегания и природе циркулирующей в них ци можно почитать в книге С.Н.Шевчика "Судзи Чимсур иглоукалывание точек кистей рук."
Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010