Природа особых каналов 3



Направление движения ци в особых каналах

Напрямую связанным с вопросом о том, какие виды ци движутся в особых каналах, является вопрос, в каком направлении они текут. Общепринято, что ци в главных каналах (цзин) течет в направлении их классически описанного пути. Например, ци в главном ручной Тай Инь канале легких течет дистально от грудной клетки. На Западе принято считать первой точку на туловище – чжун-фу (Р-1), а последней – шао-шан (Р-11) у угла ногтя большого пальца руки, что отражает такое понимание. Однако, траектория ручного Тай Инь сухожильного канала (цзинь цзин), который проводит защитную ци, начинается у корня ногтя большого пальца руки и движется проксимально к туловищу. Мы обычно считаем, что ци во всех каналах движется в направлении их установленного пути, но этот вопрос наиболее явно открыт для обсуждения.

Бирч (Birch) и Фэлт (Felt) отмечают, что только строящая ци или канальная ци детально описана как действительно текущая в каналах (15). Что происходит с другими видами ци, представляется довольно неясным. Однако одним из фундаментальных качеств ци является то, что она движется. Определенно, защитная ци переходит из наружного в течение дня во внутреннее ночью, а юань-ци распространяется по телу через тройной обогреватель. Дав такое непрямое свидетельство, мы полагаем, что безопасно говорить, что все ци в теле движутся. Вопрос в том, в каком направлении она течет в особых каналах?

Основываясь на обсуждении в «Большом трактате» различий между течением ци в особых каналах и течением в главных каналах, разумно сделать предположение, что ци в особых каналах течет в том же самом направлении, как и их установленные траектории.  Говоря в общем, траектории особых каналов идут от дистального к проксимальному и от ножного к головному (16). Это согласуется со всеми поверхностными вторичными сосудами – соединительными сосудами, сухожильными каналами, и кожными областями – которые проходят проксимально к туловищу и голове. Далее, классические источники явно считают, что только защитная ци обитает в этих каналах. Помня об этом, можно сделать вывод, что защитная ци течет сходным образом внутри особых каналов. А если так, то траектории особых каналов отличаются от других вторичных сосудов множеством важных путей. Первое, даже приняв интерпретацию их средней глубины, они проходят гораздо глубже, чем другие так называемые вторичные сосуды. Второе, хотя траектории других вторичных сосудов описаны как начинающиеся вблизи точек цзин-колодцев или соединительных точек Ло связанных с ними каналов, описания особых каналов начинаются гораздо боле проксимально, чем эти (17).

Траектории особых каналов, перед тем как они «ответвляются» от главного канала, определяются либо нашей интерпретацией, либо неизвестны, либо не существуют. Многие исследователи, как европейские, так и японские, кажется допускают, что особые каналы имеют некую клиническую траекторию параллельную, но отделенную от главных каналов, простирающуюся дистально от места, где они действительно ответвляются от главного канала (18). В шанхайском учебнике акупунктуры, который мы знаем как «Акупунктура, полный текст», авторы описывают траектории особых каналов в принятой манере. Однако их иллюстрации типично изображают эти пути как начинающиеся на конечностях, тем же способом, как у главных каналов (19). Это до некоторой степени необходимо, поскольку на ножных Ян и ручных Инь каналах траектории особых каналов идут противоположно траекториям главных каналов. Глава 11-я Лин-шу не упоминает каких-либо траекторий для каких-либо особых каналов перед тем, как они ответвляются от главного канала. Как мы уже видели, в то время как сам текст часто подразумевает некие уже существующие пути особых каналов, особые каналы обсуждаются лишь от точки их ответвления вперед. (20).

Если мы примем дословное прочтение 11-й главы Лин-шу и интерпретируем особые каналы как действительно возникающие в «бе», то будет трудно понять, почему в них может течь только защитная ци. Понятно, что особые каналы не ответвляются (бе) от вторичных сосудов, содержащих защитную ци, а – от главных каналов, которые содержат строящую, в некоторой степени, юань-ци. По определению, главные каналы не могут содержать защитную ци, по меньшей мере, в здоровом состоянии. Даже если мы примем предположение, что защитная и строящая ци всегда текут вместе в одинаковом направлении, они наиболее определенно текут отдельно одна от другой. Вдобавок к утверждению о противотоке защитной ци, 34-я глава Лин-шу («О пяти состояниях хаоса») ясно говорит, что наличие защитной ци в главных каналах является тем самым описанием хаотичной ци.

«Император Хуан спросил:

- Что такое противоток и что такое хаос?

Ци Бо ответил:

- Ясная (clear) ци является Инь, мутная (turbid) ци является Ян. Строящая ци течет в том же самом направлении как сосуды, тогда как защитная ци течет в противоположном направлении. Когда ясная и мутная взаимодействуют между собой и находятся в беспорядке в груди, это называют тяжелой патологией».

Тем не менее, поскольку многие подходы к лечению особыми каналами получают доступ к их путям через точки акупунктуры, расположенные значительно дистальнее от их точек ответвления, мы должны также исследовать возможность того, что при всех намерениях и целях, сами особые каналы начинаются где-то дистальнее от точек реального ответвления. Возможно согласуясь с другими вторичными сосудами, особые каналы начинаются в точках цзин-колодцах и просто параллельны главным каналам, пока они не создадут свой собственный {путь} в точке ответвления. Это может добавить вес стратегии перекрестного укалывания для доступа к ним и еще больше укрепить предполагаемую связь между соединительными сосудами, особыми каналами и защитной ци. Если так, то ясно, что в то время как защитная ци может действительно проходить вдоль траекторий особых каналов, защитная ци не является единственным видом ци, обладающим таким путем.

Ройстон Лоу говорит, что особые каналы обеспечивают другой вектор для циркуляции защитной ци (21). Далее, многие особые каналы оканчиваются у глаз, которые являются начальной точкой дневной циркуляции защитной ци. Глава 62-я Лин-шу «Регулирование каналов» говорит, что защитная ци циркулирует в янских каналах в дневное время и в иньских внутренних органах – в ночное время. Циркуляция защитной ци через янские каналы начинается у глаз, где она передается вдоль ручного и ножного Тай Ян каналов мочевого пузыря и тонкого кишечника. Хотя существует много интерпретаций, как именно защитная ци достигает глаз, 18-я глава Лин-шу «О порождении и встрече строящей и защитной» говорит, что «Строящая ци выходит из среднего обогревателя, тогда как защитная ци выходит из верхнего обогревателя». Является дли это ошибкой в тексте или нет, но это предмет некоторого противоречия. Тем не менее, связь между защитной ци и грудной ци хорошо установлена. Наследственная (ancestral) ци (цзун-ци, zong-qi), ци груди, и верхнее море ци (шан ци хай), по меньшей мере частично, понимаемы как «строящая и защитная ци, возникающие из пищи и питья и сочетаемые с дыханием чтобы накапливаться в груди» (22).

Все эти рассмотрения начинают срастаться, когда мы вспоминаем, что лишь несколько ясных утверждений относящихся к особым каналам, касаются их траекторий через сердце и грудную клетку. Наиболее точным утверждением, которое мы можем сделать по этому предмете является то, что особые каналы все связаны с или проходят сквозь ци груди – наследственную (ancestral) ци. Что это значит, что особые каналы проходят через грудную клетку?

Альтернативная модель

Для правильного понимания наследственной ци мы должны понять её связь с юань-ци. Наследственная ци является активным выражением юань-ци {исходной, изначальной ци}. Исходная ци хранится в нижнем обогревателе, в нижнем море ци, тогда как наследственная ци хранится в верхнем обогревателе в верхнем море ци. Наследственная ци составлена из посленебесной ци (23), а юань-ци составлена и из посленебесной и из прежденебесной ци. В то время как юань-ци фокусируется во вратах жизни (мин-мэнь) между двумя почками, наследственная ци накапливается в центре груди (дань чжун) между двумя грудями. Объединение этих двух типов ци известно как «истинная ци» (чжэнь-ци). Глава 75-я Лин-шу «Правила укалывания истинной и вредной [ци]» говоря о соразмерности укалывания истинным патогенам, утверждает: «Истинная ци является соединением ци, полученной от Неба и ци зерна, ставшими проявленными в теле». Таким образом, мы можем видеть, что наследственная ци и юань-ци тесно связаны, и что юань-ци проявляет себя ежедневно через наследственную ци. Такая динамика происходит по всему телу, но происходит особым образом в море ци в груди.

Чжан Цзе-бинь комментирует в своей Лэй-цзин («Классика категорий»), что «Центр груди является морем ци», и «Центр груди находится в середине груди, между двумя грудями» (24). Более того:

«Сердце командует, потому что оно является правителем. Существует необходимость в распространении приказов, посланий и решений, и центр груди управляет и командует ци для распространения и для распределения Инь и Ян» (25).

Здесь мы видим, что центр груди является активным посланцем сердца и отвечает за связь между сердцем и всей остальной ци. Несмотря на то, что особые каналы легких и тройного обогревателя не проходят напрямую через сердце, они, тем не менее, находятся в непрямой связи с ним, посредством их прохождения через верхнее море ци.

Очевидно, что авторы 11-й главы Лин-шу не были заинтересованы в том, чтобы обеспечить нас подробным руководством в отношении особых каналов. Они удовлетворились просто указав нам общее направление. Как мы уже отмечали, одной из нескольких вещей, которые мы действительно знаем об этих каналах, является то, что они проходят через грудную клетку, некоторые характерным образом через сердце, а остальные через грудную полость в целом. Мы считаем, что здесь подразумевается, что при пересечении грудной клетки все особые каналы соединяют ци цзан и фу с истинной (true) ци, то есть объединяют наследственную (ancestral) и изначальную (юань) ци. Такое предположение согласуется со всей базовой информацией, которую мы имеем относительно особых каналов. Более того, это объясняет, почему особые каналы доказанную клиническую пользу при лечении не только глубоких висцеральных патологий, но также и нарушении, чаще связанных с защитной ци.

Такое предположение согласуется с нашим видением особых каналов как фундаментальной оси {проходящей} между внутренним и наружным тела. Особые каналы могут обеспечить важнейший путь для прохода внутрь преимущественно наружной защитной ци назад в ядро {к корням} и для прохода наружу по существу внутренней изначальной {юань} ци на периферию. Таким образом, становится видно, как исходный Ян (юань Ян) не только контактирует, но и усиливает защитный Ян (Вэй Ян).

Нашей целью здесь при задавании вопросов господствующей модели лечения особыми каналами на Западе не является простое академическое позирование. Перекрестно-укалывательная интерпретация особых каналов  является поучительной по многим причинам. Применяя данную модель, мы заканчиваем с системой особых каналов как с выполняющей те же самые функции, что и соединительные сосуды {Ло} по предотвращению попадания патогенов в главные каналы. Когда уже все сказано и сделано, укалывание точек цзин-колодцев может быть эффективной стратегией лечения в данном направлении, неважно, верит ли человек в то, что он достигает особых каналов или соединительных сосудов. С другой стороны, перекрестно-укалывательная интерпретация особых каналов явно создает много своих собственных допущений (главное допущение  состоит в том, что только защитная ци циркулирует в особых каналах) и такие допущения обеспечивают обратной связью (feed back) общую картину данного слоя проводников. По нашему мнению, подобные допущения в конечном итоге ограничивают потенциал клинического применения особых каналов как лечебной концепции. Мы считаем, что альтернативная модель циркуляции висцеральной ци и наследственной ци через особые каналы, которую мы представили, является совместимой с имеющимися источниками материалов и дает возможность для более широкого диапазона клинического применения. Наоборот, согласно нашему опыту такие концептуальные рамки должны точно отражать эффект системы особых каналов, которые мы наблюдаем в клинике.

 

Примечания

1.  Аншульд, 1985: 83.

2.  «Ци цзин ба май као» Ли Ши-чжэня («Личная критика восьми сосудов экстраординарных каналов)» уравнивает сосуд Дай с шестью соединениями (confluences). «Сосуд Дай горизонтально связывает все сосуды, поэтому он рассматривается как шесть соединений». Ян-вэй управляет наружным, влияние его аналогично Небу. Инь-вэй управляет внутренним, влияние его аналогично Земле. Сосуды Инь и Ян-цяо управляют Инь и Ян каналами {идущими} по сторонам тела, и вместе их влияние аналогично востоку и западу. Чун, Жэнь и Ду управляют внутренней осью тела, их влияние подобно северу и югу. Сосуд Дай соединяет все тело в единое целое, поэтому его влияние аналогично шести соединениям. Точно так же, как шесть соединений обеспечивают единую концепцию {точку зрения} для пространственных связей, так и сосуд Дай организует все экстраординарные сосуды в единое целое. Это, однако, не подразумевает, что экстраординарные сосуды являются синонимами особых каналов.

3.  Такая интерпретация данного отрывка взята из Кун-мин У: 146. С целью сделать ясным предыдущее обсуждение, мы должны поменять его «шесть космических коррелятов» на шесть соединений (confluences).

4.  Личные отношения с синологом Хуан Ин-цзунем.

5.  Хуай Нань цзи: 141.

6.  Цы юань («Источник слов»): 164.

7.  Там же, 164.

8.  Лоу: 131.

9.  Дурон и др.: 66.

10. Кеспи: 359.

11. Лоу: 131.

12. Лоу: 129-130.

13. Там же.

14. Чжан И-нань: том 7: 43.

15. Бирч и Фэлт, 1999: 149.

16. Траектория ручного Шао Ян канала тройного обогревателя является исключением из этого правила. Его траектория следует вниз от верхушки головы.

17. Имеется два разных, но связанных типа соединительных сосудов. Наиболее общепризнанным типом соединительных сосудов на Западе являются пути, которые соединяют Инь и Ян пары каналов через точки Ло. В то время как траектории этих путей ясно описаны в Лин-шу, они ясно осмыслены как часть гораздо более крупной и более диффузной системы соединительных (network) сосудов. Поэтому они отнесены к «соединительным ответвлениям» (network branches) (ло чжи). Соединительные сосуды, как более крупная и общая концепция, описаны в 10-й главе Лин-шу следующим образом: «Сосуды, которые можно видеть, – это соединительные сосуды. Они проходят вдоль путей, которые недоступны [для главных каналов], приходя и уходя, и распространяясь в коже. Траектории этих соединительных сосудов приблизительно параллельны главным каналам. Существует два основных метода укалывания этой крупной системы соединительных сосудов. Первый состоит в кровопускании завязанных (binding) (цзе) мест, где видны кровеносные сосуды. Второй включает укалывание точек цзин-колодцев с применением перекрестной (cross-needling) техники». Эта последняя техника предполагает, что траектории соединительных сосудов, как общей системы, начинаются в точках цзин-колодцах.

18. Секи, Ири, Кеспи, Лоу.

19. Бенски и О’Коннор: 76-80.

20. По общему признанию, многие способы лечения особыми каналами полагаются на выбор точек, которые лежат дистально к реальным «би», или «точкам ответвления», некоторые из которых являются, по нашему мнению, более клинически полезными, чем другие. В то время, как окончательное доказательство может действительно оказаться в эмпирическом пудинге, в настоящее время мы должны ограничить себя самими текстовыми материалами, чтобы не потеряться в циркулярной логике. В связи с этим вопросом, общепринятые способы лечения экстраординарными сосудами показывают, что нет необходимости иметь прямую связь между точкой и каналом, который она подразумвает, для доступа к ней, чтобы оказать влияние. {Например} не существует прямого соединения между точкой ле-цюэ (Р-7) и жэнь-май, и, тем не менее, данная точка рассматривается как ключевая точка для доступа к этому сосуду.

21. Лоу: 127.

22. Нэй цзин Цзян ян («Изложение внутренней классики»): 48.

23. Наследственная (ancestral) ци является ци источника (source). Вайзман и И (Waseman and Ye) определяют «ци источника» как «базовую форму ци в теле, которая составлена из сочетания трех других форм: сущностной (essential) ци почек; ци зерна и воды {питья} возникающей из трансформирующей функции {ци = функция} селезенки; и воздуха (большой ци), втягиваемого через легкие. Ци источника выделяется из почек (или врат жизни) и сохраняется в киноварном поле. Она является основой всей физиологической активности: 548.

24. Лэй-цзин («Категории классики»), Ши эр гуань «Двенадцать чиновников»: 30.

25. Там же.

 

 

 

 

 

  • Андрей - 29 апреля 2016 г.
    Интерпретацию о дивергентных каналах можно посмотреть в книге Лакуста В.Н., Ионеску-Тырговиште К. "Традиционные основы акупунктуры"
Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010