Пульсы чудесных сосудов 4



Приложение

(из книги Мики Шимы и Чарльза Чейза «Особые каналы» - The Channels Divergences, Miki Shima & Charles Chace, Blue Poppy Press, стр.219-225)

Пульсы экстраординарных сосудов

Каналами, которые наиболее часто сочетают с особыми каналами в общей стратегии лечения, выступают экстраординарные сосуды, и Секи, Наомото и Шима - все сочетают эти две стороны системы каналов в своих подходах к лечению. Как ясно следует из примеров лечения, более точно говорить, что Шима не является специалистом по особым каналам, но является специалистом по сочетанию особых каналов и экстраординарных сосудов, поскольку он редко применяет одни без других.

Исторически, пульсовая диагностика занимает положение центрального диагностического критерия для практики акупунктуры. Примерно все стили акупунктурной практики в той или иной степени применяют пульсовую диагностику, а некоторые полагаются почти исключительно на пульс в диагностике и лечении. Поэтому не удивительно, что специфические пульсы, связанные с экстраординарными сосудами, уходят назад, по меньшей мере, к первой книге по пульсовой диагностике, «Май цзин» («Трактат о пульсе») Ван Шу хэ, написанной в 215 году. К несчастью, описания, используемые Ваном для экстраординарных сосудов, часто довольно туманны и склонны противоречить друг другу. «Ци цзин ба май као» («Личная критика восьми сосудов экстраординарных каналов») Ли Ши чжэня, написанная в период династии Мин в 1557 году, стала другой вехой в развитии пульса в качестве диагностического критерия для экстраординарных сосудов. Но, хотя данный текст дает более полное описание пульсов, связанных с экстраординарными сосудами, он довольно труден для применения в клинической практике. Как часто бывает в случае классической китайской медицинской литературы, мы остаемся с интригующей информацией, которую неизвестно как использовать.

Хорошо известный врач династии Мин - Ли Чжун цзи (1588-1655 гг.) родился на 72 года позже Ли Ши чжэня. Ли был последователем классической медицинской литературы и имел привычку передавать сложные медицинские теории простыми словами. Он также сводил в единое целое, ведомый силой более ортодоксальных теорий для установления своих собственных идей, которые делали одинаковый упор на селезенку и почки как на центральные органы векторы патодинамики. Ли Чжун цзи внес много ценного в медицинскую литературу, включая «Нэй цзин чжи яо» («Основы внутреннего канона»), «Ши кай сань шу» («Три книги Ши-кая»), «Лэй гун пао цзю яо син цзе» («Трактат Лэй гуна для подготовки медицинского знания»), «Шань хань коу яо» («Суть повреждения холодом») и «Чжэн цзя чжэн янь» («Правильное понимание для проводящих диагностику»). В этой последней работе он дает нам возможно наиболее связные представления о пульсовой диаг­ностики экстраординарных сосудов, существующие в литературе, а обсуждение Ли дает нам основу для современной пульсовой диагностики экстраординарных сосудов, разработанной Катсуяшу Кидо (Katsuyashu Kido).

Система пульсовой диагностики экстраординарных сосудов Ли Чжун цзи довольно сходна с Ли Ши чжэнем, поскольку он, видимо, находился под сильным влиянием «Ци цзин ба май као». В то время как версия пульсовой диагностики экстраординарных сосудов Ли Чжун-цзи всё еще требует существенного количества интерпретации со стороны современного читателя, он дает неоспоримое представление, а его объяснения дают относительно ясное ощущение того, что он пытался передать. Мики Шима применял пульсовую диагностику Ли два прошедших десятилетия, и обнаружил, что это полезный инструмент диагностики, предпочитая его даже разным стилям диагностики по животу, относящимся к экстраординарным сосудам. Далее следует перевод описания пульсов экстраординарных сосудов Ли Чжун цзи, сопровождаемый его объяснениями. Этот материал сопровождается графическими представлениями образов пульсов экстраординарных сосудов Ли, сделанными современным специалистом по экстраординарным сосудам Катсуяшу Кидо, и, наконец, нашими собственными комментариями.

Пульс Ду

Когда пульсовой образ биений идет напрямую вверх и вниз, при этом оставаясь плавающим, это [пульс] Ду.

Объяснение Ли Чжун цзи: когда пульс сильный и плавающий в позициях Цунь, Гуань и Чи, то это нарушение в сосуде Ду.

Комментарий Мики Шимы: пульс Ду однообразно плавающий во всех позициях. Он имеет силу, и ни одна из пульсовых позиций не сильнее другой. С точки зрения трактата «Шан хань» («Повреждения холодом») мы можем интерпретировать это как пульс Тай Ян.

Пульс Жэнь

Когда пульсовой образ бьет напрямую вверх и вниз, при этом оставаясь погруженным, это [пульс] Жэнь.

Объяснение Ли Чжун цзи: когда пульс погруженный и напряженный (tense) в Цунь, Гуань и Чи, то это нарушение в сосуде Жэнь.


Комментарий Мики Шимы: пульс Жэнь однообразно утопленный во всех позициях, и ни одна из позиций не является более погруженной, чем другая. Ли указывает, что пульс Жэнь должен быть также напряженным (tense), подразумевая, что это не просто глубокий (deep) и тонкий (fine) пульс. Напряженный (tense) пульс имеет еще некоторую ширину, которой нет у натянутого (wiry) пульса. Шима соглашается: по его клиническому опыту пульс Жэнь должен быть однообразно глубоким и напряженным.

Пульс Чун

Когда образ пульса бьет напрямую вверх и вниз, и при этом узкий (также замкнутый, ограниченный - прим. переводчика), это [пульс] Чун.

Объяснение Ли Чжун цзи: когда пульс очень твердый (hard) в Цунь, Гуань и Чи позициях, это нарушение в сосуде Чун.


Комментарий Мики Шимы: пульс Чун однообразно ограничен во всех позициях, и ни одна в этом не отличается от другой. Запертый (лао) пульс традиционно определяется как сильный и погруженный настолько, что он ощущается «привязанным к кости». Более традиционно связывать этот пульс с общей обструкцией, особенно - с холодовой болью, и нехваткой янской ци. Поэтому пульс Чун - это не просто очень глубокий пульс. Он должен также иметь некоторую силу во всех позициях. Поскольку глубина подразумевается самим термином «запертый» (лао), Кидо интерпретирует пульс Чун как несколько более глубокий, чем пульс Жэнь. По мнению Шимы, в контексте экстраординарных сосудов сила, подразумеваемая запертым пульсом, выражена больше, чем сила, которая должна быть у напряженного пульса. В таком понимании пульс Чун - это не только пульс, который глубже, чем пульс Жэнь, но еще и сильный пульс.

Пульс Дай

Когда пульсовой образ является упруго твердым (тань) в позиции Гуань с левой и с правой стороны, это [пульс] Дай.

Объяснение Ли Чжун цзи: Когда пульс в Гуань ощущается особенно сильным справа и слева, это нарушение сосуда Дай.

Комментарий Мики Шимы: Пульс Дай или «поясного сосуда» должен быть сильным с двух сторон, но только в Гуань или средней позиции. Поскольку Ли указывает, что этот пульс должен проявляться с двух сторон, можно считать, что пульс, сильный в позиции Гуань с одной стороны, но отсутствующий с другой, это не пульс Дай. Однако Шима утверждает, что такой пульс может ощущаться с одной стороны. Описание пульса, сделанное Ли, создает некое интуитивное ощущение того, что согласуется с нашим пониманием сосуда Дай как единственного горизонтального сосуда, который связывает другие каналы и сосуды вместе, наподобие пояса. Принимая во внимание анатомическое расположение этого сосуда, дисбаланс в Дай май будет, естественно, ощущаться с двух сторон, и в средней позиции.

Использование иероглифа тань, переведенного здесь как «упругая твердость», выглядит интересным. Он означает игру на струнном инструменте, а в расширенном смысле - «отскок», или «давление вниз». Читаемый как дань, этот иероглиф означает дробинку или пилюлю. Пульсы Дай, Инь Цяо и Ян Цяо, все описаны как тань. Тань передает не только значение силы, но еще и ощущение твердости, хотя эта твердость может иметь некоторую упругость или качество отскока. Однако, не всё ясно с тем, что тань, использован здесь в техническом смысле в весьма характерном значении. Ли просто перевел этот пульс как «сильный».

Слово тань используется и в другом образе пульса, пульса легкого удара по камню (тань ши май), который относится к семи странным пульсам (ци гуай май), означающим критические состояния. Он описан как погруженный, полный и ощущаемый как постукивание по камню пальцем (2). Снова возникает образ твердости, однако, этот пульс полностью отличается от пульса Дай май, который не погружен, и ощущается лишь в позиции Гуань. На самом деле рисунок Кидо описывает пульс, который ощущается сильным, но лишь на поверхности.

Пульс Ян Цяо

Когда образ пульса - это сильный пульс в позиции Цунь справа и слева, это [пульс] Ян Цяо.

Объяснение Ли Чжун цзи: когда пульс в Цунь ощущается особенно сильным на правой и левой сторонах, это нарушение сосуда Ян Цяо.

Комментарий Мики Шимы: как и пульс сосуда Дай, пульс сосуда Ян Цяо должен ощущаться с двух сторон и он тоже тань - «эластично твердый», что особенно чувствуется в позиции Цунь, самой близкой к запястью. Рисунок Кидо показывает пульс в позиции Цунь, который не только сильнее, чем пульсы в позициях Гуань и Чи, но и явно более поверхностный. Может показаться, что Кидо интерпретирует понятие тань как «проходящий поверхностно» в добавление к силе.

Пульс Инь Цяо

Когда образ пульса сильный в позиции Чи справа и слева, это [пульс] Инь Цяо.

Объяснение Ли Чжун цзи: когда пульс Чи ощущается особенно сильным на правой и левой стороне, это нарушение сосуда Инь Цяо - Жэнь.

 

Комментарий Мики Шимы: пульс Инь Цяо - это зеркальное отражения пульса Ян Цяо. Хотя он тоже должен пальпироваться с двух сторон и обладать эластичной твердостью. Этот пульс ощущается в позиции Чи. Его твердость может иногда распространяться до позиции Гуань. 3-я Трудность Нань-цзин определяет это как да-го или «большой избыток». Тем не менее, качество твердости данного пульса не достигает позиции Цунь.

Пульс Ян Вэй

Когда образ пульса ощущается ближе к середине в позиции Чи, чем в позиции Цунь, это [пульс] Ян Вэй.

Объяснение Ли Чжун цзи: когда пульс в Чи ощущается ближе к середине, а пульс в Цунь ощущается более наружным, отклоняясь от центральной линии пульса, это нарушение сосуда Ян Вэй.

Пульс Инь Вэй

Когда образ пульса ощущается более в стороне в позиции Чи, чем в позиции Цунь, это [пульс] Инь Вэй.

Объяснение Ли Чжун цзи: когда пульс Чи ощущается более в стороне, а пульс Цунь - ближе к середине, отклоняясь от центральной линии пульса, это нарушение в сосуде Инь Вэй.

Комментарий Мики Шимы: Пульсы сосудов Ян Вэй и Инь Вэй это, возможно, самые интересные пульсы экстраординарных сосудов, так как они пальпируются в трех измерениях. То есть, они определяются не только по длине и глубине вдоль трех пульсовых позиций, но и по их внутренней или наружной ориентации на запястье. Они являются частью системы пульсовой диагностики, относящейся к «Девяти путям пульса на запястье» («Ци коу цзю дао май»). Версия этого стиля диагностики сначала появилась в 26-й главе Су вэнь, «Рассуждение о восьми сторонах сияния духа», где она выступает частью сань цай, пульсов Неба, Человека и Земли, относимых к пульсам лица, запястья и стопы.

Данный метод делит три пульсовые позиции Цунь, Гуань и Чи в сторону на внутреннюю, центральную и наружную части. Всего это дает девять пульсовых позиций, совсем не рассматривая пульс в глубину. Например, пульс, который ощущается в боковой части позиции Цунь, интерпретируется иначе, чем пульс, который ощущается во внутренней части позиции Цунь. По-сути это разные пульсы. Эта система является в некоторой степени развитием более ортодоксальных методов пульсовой диагностики. В системе «Девяти путей пульса» мы могли бы, в общем, интерпретировать большинство пульсов находящимися в центральной части позиций Цунь, Гуань и Чи, безотносительно глубины или качества пульса.

Пульсы Ян Вэй и Инь Вэй часто пропускают, пока не узнают, как их видеть, хотя можно случайно почувствовать пульс, который ощущается частично кнаружи или кнутри в особой позиции. Но, как только возникает концептуальная основа для применения данных пульсовых образов, они легко определяются и запоминаются. Ли определяет их исключительно в терминах относительного смещения в позициях Цунь и Чи. Мы должны допустить, что этот пульс бьется «прямо вверх и вниз» во всех трех позициях. Ян Вэй является более наружным в Цунь позиции, тогда как Ян Цяо ощущается более сильно в Ян позиции. 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010