Рассеивание и тонизация



Рассеивание и тонизация

(из Kiiko Matsumoto and Stephen Birch «Five Element and Ten Stems», глава «Способы лечения»)

Киико Мацумото

Идея о том, что тонизирующие и рассеивающие точки являются упрощением способов лечения по пяти элементам из Нань цзин, пришла из книги Собрание выдающихся акупунктуристов (Чжэнь цзю цзюй ин) (196), изданной в 1537 году. Базовые соответствия пяти элементов были очищены до тех, которые представлены в следующей таблице:

меридиан

точки

рассеивания

точки

тонизирования

легкие

P-5

P-9

толстая кишка

GI-2

GI-11

желудок

E-45

E-41

селезенка

RP-5

RP-2

сердце

C-7

C-9

тонкая кишка

IG-8

IG-3

мочевой пузырь

V-65

V-67

почки

R-1

R-7

перикард

MC-7

MC-9

тройной обогреватель

TR-10

TR-3

желчный пузырь

VB-38

VB-43

печень

F-2

F-8

 

На примере данной таблицы мы видим, что если уколоть Р-5 (чи-цзе) – это будет рассеивать легкие. А если колоть Р-9 (тай-юань) – это будет тонизировать легкие. Но что, если использовать игольные техники для рассеивания Р-9 или тонизации Р-5? Эффекты становятся гораздо более интересными и сложными. Несмотря на полезность представленной выше таблицы, она противоречит Нань цзин, глава 73, где сказано, что техники рассеивания нельзя применять на точках Цзин, поскольку вокруг них очень мало плоти, взамен следует использовать точки Юань. Для лучшего описания техник тонизации и рассеивания, мы сначала должны посмотреть в Су вэнь (197). Для дальнейшего технического улучшения мы потом должны посоветоваться с Нань цзин (198).

Рассеивающие и тонизирующие техники, описанные в Су вэнь и Нань-цзин, являются уникальными сочетаниями технических наставлений и поэм. Описанные техники являются точными и требуют внимания к деталям дыхания и выбора времени. Процедуры понятны и практичны, а успех с этими техниками может быть достигнут лишь через внимание к их деталям.

Чтобы рассеять:

«Когда больной вдыхает, вводи иглу, но будь внимательным, не приводи в беспорядок ци; будь спокоен и вводи медленно. Оставь иглу на время, не позволяя вредной ци сбежать. Потом, когда больной снова вдыхает, помести иглу немного глубже, и получи ци. Когда больной выдыхает, удаляй иглу медленно, выходя полностью с концом выдоха» (199).

Здесь предостережение «не приводи в беспорядок ци» служит комментарием к технике. В действительности мы говорим о тонкости и внимательности при введении иглы. «Получить ци» может относиться к тому, что практик ощущает ци через свои пальцы.

Чтобы тонизировать:

Когда точка выбрана, слегка потри её, потом сильнее, потом шлепни или щелкни точку пальцем, чтобы стимулировать её. Слегка надави точку ногтем, потом указательным и большим пальцами слегка защипни кожу. Всё это нужно, чтобы закрыть шэнь. Когда больной заканчивает выдох, вводи иглу. Будь спокоен и мягок, и оставь иглу на время. Когда ты получил ци, тонизация закончена. Это требует времени, нам следует забыть о времени. После получения ци, когда пациент вдыхает, медленно удали иглу. Ци не будет потеряна, если игла выводится во время вдоха. Потом потри точку. Это защитит и сохранит шэнь-ци» (200).

Су вэнь предостерегает от возможной ошибки (201):

«Не спутай избыток с недостатком, и не ошибись с вредной и истинной {ци}. Если лечишь неправильно, это может создать застой крови и ци, и потом вызвать потерю правильной ци больного. Если лечишь против правил, ин и вэй могут рассеяться, и при этом истинная ци утрачивается, оставляя лишь вредную {ци}. Это может укоротить жизнь человека. Вот почему врач должен знать пульсовые техники, четыре сезона, пять элементов, Небо и Землю».

Прекрасный отрывок. Это не только описание техник тонизации и рассеивания, это изложение исцеляющего подхода к пациенту: всегда быть дающим и мягким, сосредоточенным на больном, уделяя внимание тончайшим деталям, быть восприимчивым ко всему.

Нань цзин более практически описывает то, что включают эти техники (202):

«Когда помещаешь иглу в Ян {область вэй ци}, наклони иглу, а потом вводи. Когда помещаешь иглу в ин, используя левую руку, потри точку, чтобы рассеять ци {защитную ци}, потом вводи иглу».

Такая процедура защищает ин и вэй.

«Если вы хотите тонизировать, откуда следует взять ци и куда поместить её?»

«Если хотите тонизировать, возьмите ци из области защитной ци» {и поместите её в область ин ци}.

 «Если хотите рассеивать, берите ци из области ин ци {и поместите её в область вэй ци}. Если Ян ци недостаточна и имеется избыток ин ци, то сначала тонизируйте Ян ци, а потом рассеивайте ин. Если ин ци недостаточна и имеется избыток Ян ци, то тонизируйте ин ци и рассеивайте Ян ци».

Г-н Хонма набросал интерпретацию этих отрывков для нас (203). Для тонизации вводите иглу очень медленно в область вэй ци. Соберите ци, а потом вводите немного глубже – в область ин ци. Мелкое введение в область вэй ци – это введение примерно на 1-2 мм. Введение в область ин ци составляет глубину примерно 2-4 мм. Для рассеивания вводите иглу в область ин ци, соберите ци, а потом тяните иглу вверх – в область Ян ци.

 

Как можно убедиться просто из нашего прочтения, мастерство игольных техник может требовать большого терпения и практики. Нань цзин дает следующий совет (204):

«Есть тонизирующая и рассеивающая игольные техники, что это значит?»

«Тонизация или рассеивание определяются не только соответствием с дыханием или манипулятивными техниками {из Нань цзин, глава 76, выше}. Применяя иглу, великий врач полагается на свою левую руку. Акупунктурист, не постигший акупунктуру, полагается лишь на правую руку. Когда вводишь иглу левой рукой, потри точку, в которую будешь вводить, потом сделай легкий щелчок по точке пальцем, надави ногтем, и применяй иглу[1]. Левая рука должна чувствовать движение ци, подобное движущемуся пульсу; получи ци и вводи.

Для рассеивания введи иглу, а потом двигай иглу вверх и вниз. Если левая рука не сможет получить ци, ты не сможешь лечить. Если не можешь получить ци, то вытяни иглу немного вверх у мужчины, и помести иглу немного глубже у женщины».

Возможно, мысль автора Нань цзин об укалывании под углом к коже пришла из Лин шу (205):

«Важной частью техник тонизации и рассеивания, использующей девять игл, является тонкая чувствительность пальцев. Техника рассеивания состоит в том, чтобы ввести иглу и вытащить её наружу {то, что вы чувствуете внутри – это возможно вредная ци; целью данной техники является избавиться от вредной ци}… Если вы закрываете пальцем отверстие после удаления иглы, значит внутри станет тепло, кровь не будет рассеиваться, а ци {вредная ци} не сможет вернуться. {Поэтому не закрывай пальцем отверстие при рассеивании.} Убери Ян прочь и тогда вредная ци уйдет. {Вводи иглу лишь поверхностно, в область Ян.} При тонизации техника согласуется с, либо следует этому {меридиану}. И даже если ты двигаешь иглу или трешь точку, это должно напоминать укус комара. {То есть, больной не должен беспокоиться о введении, манипуляциях или удалении иглы.} Когда удаляешь иглу, удаляй быстро {так, чтобы ци не следовала за иглой наружу}. Потом закрой врата {помести палец на отверстие}; ци внутри наполнится {правильная ци тела наполнится}. До тонизации или рассеивания, если находишь неподвижную кровь {застойную кровь}, необходимо удалить её {вызвать кровотечение для удаления застойной крови}».

Этот отрывок говорит нам, что укалывание точки в направлении течения меридиана является или может быть частью техники тонизации. Подразумевается, что укалывание против течения меридиана будет рассеиванием. Техники укалывания требуют большой чувствительности. При тонизации больной вообще не должен знать об игле. Кажется, это также подразумевает, что чем тоньше игла – тем лучше, поскольку больному не очень нравится чувствовать её. Наоборот, при рассеивании пациент должен знать об игле.

 

 

 

Примечания:

196. Чжэньцзю цзюйин, стр. 154-159.

197. Су вэнь, глава 27, стр. 170.

198. Нань цзин, глава 76, том 4, стр. 10.

199. Су вэнь, глава 27, стр. 170.

200. Там же.

201. Там же.

202. Нань цзин, глава 76, том 4, стр. 19.

203. Shohaku Honma, Nangyo No Kenkyu, стр. 279.

204. Нань цзин, глава 78, том 4, стр. 20-21.

205. Лин шу, глава 1, стр. 6.

 

 



[1] Хотя в тексте сказано именно так, можно предположить ошибку оригинала: игла все-таки, вводится правой рукой, но левая рука совершает все подготовительные манипуляции, описанные здесь – Прим. Acupunctu.ru.

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010