Реальность каналов 1



Канальная система: теория Цзин Ло

(из Yoshio Manaka, Chasing the Dragon Tail, глава.4, стр. 49-79)

Д-р Йошио Манака

Как и Инь-Ян, концепция Цзин Ло, каналов или меридианов и их сюэ, акупунктурных точек, является центральной в традиционных теориях акупунктуры и прижигания. Говорится, что вдоль пути каналов текут ци, кровь, ин и вэй. Каждый канал описан как имеющий направление течения и как соединенный в непрерывный круг. В этом круге описаны более 360 акупунктурных точек, согласно их расположению, категориям и общему применению.

Сам термин Цзин Ло относится в целом к канальной системе, но он включает не только вертикальные траектории, цзин май, но и соединяющие горизонтальные траектории, ло май. Другие канальные системы тела описывают другие функциональные наборы. Каждая категория имеет свои отличительные функции, которые перекрываются с другими категориями.

тип

число

функция

Цзин май (главные каналы)

12

Соединение с внутренними органами, а снаружи – с конечностями и суставами

Ло май (соединительные сосуды)

15

Взаимное соединение системы органов-каналов

Ци цзин май (экстраординарные сосуды)

8

Регуляция канальной системы

Цзин цзин (сухожильные каналы)

12

Соединение с мускулатурой тела

Цзин бе (особые каналы)*

12

Ответвление и возвращение в каналы

Цзин шуй (водные каналы)

??

Упоминаются очень кратко и смутно

          * букв. перевод «канальные ответвления» - прим. Acupunctu.ru.

Акупунктурные точки находят только на ши сы цзин (14 каналах): 12 цзин май (главных каналов) и два ци цзин май, а именно Жэнь май и Ду май. Все другие каналы пересекают акупунктурные точки этих 14 каналов и не имеют своих собственных акупунктурных точек. Согласно нашей модели, применение 12 главных каналов, сухожильных каналов и экстраординарных сосудов обычно важно для регуляции тела через восьмигранные и (равно-) фазные компоненты этой сигнальной системы. Если мы исследуем стороны их природы, источников и функций, и применим их к нашей модели сигнальной системы, то можем понять, что как 12 главных каналов, сухожильных каналов и экстраординарных сосудов регулируют тело через восьмигранные и фазовые компоненты этой сигнальной системы.

Были сделаны несколько попыток прояснить природу этих каналов и акупунктурных точек, либо согласовать различные теории с ними связанные. Если мы исследуем трудности, связанные с изучением этих явлений, то сможем описать разнообразие тестов, экспериментов и теорий, которые показывают и проясняют их природу. Мы уже выяснили, что эти каналы и акупунктурные точки выглядят важными компонентами Х-сигнальной системы. Показывая это, мы не только представляем традиционные теории, но описываем новые клинические правила и идеи, полезные в клинических процедурах. 

Пути 12 главных каналов

В 10-й главе Лин шу мы находим простые, сжатые и весьма краткие описания путей 12 главных каналов. Эти описания создали основу для большей части позднейших описаний. Понимание этих идей всегда было трудным. Как и многие другие классические обсуждения на протяжении долгой истории китайской медицины, многочисленные несообразности и варианты, которые появились как разные идеи относительно их путей, природы и функций, можно найти в трактате Ши сы цзин фа хуй 14-го века, где даны детальные, относительно понятные описания каждого канала. Но если мы исследуем современные акупунктурные тексты по всему миру, то найдем варианты для каждого из 12 каналов и большинства их акупунктурных точек.

Многие книги описывают канал мочевого пузыря как имеющий два параллельных пути: первый на полтора цуня (деления) и второй – на три цуня кнаружи от позвоночника. Другие книги описывают три параллельных пути, третий – на пол-цуня кнаружи от позвоночника (та линия, где располагаются точки цзя цзи Хуа Топрим. Acupunctu.ru). При этом другие тексты описывают этот третий путь как идущий по самому позвоночнику. Имеются также варианты в расположении и порядке специфических акупунктурных точек. Некоторые считают, что порядок канала мочевого пузыря и его акупунктурных точек идет от линии на полтора цуня кнаружи от позвоночника (от точки V-11 до V-35 в основании позвоночника), к вершине линии на три цуня кнаружи от позвоночника (V-36), потом спускается по спине и ноге до V-50. Другие полагают, что средняя линия сначала спускается по ноге до подколенной ямки, а потом восходит вверх к вершине наружной линии на спине.

Как подходить к этим различиям, чтобы определить, какая из них правильная, или более правильная, чем другая? Сторонники каждой теории требуют клинических результатов, чтобы поддерживать свою теорию. Но что это значит, и как нам оценивать эти требования?

В некоторых немецких (1) и английских (2) текстах мы находим описания абдоминальных траекторий каналов желудка и почек, которые проходят более наружно, чем те, которые описаны в других текстах. При опросе некоторых из их авторов мы выяснили, что эти теории возникли из буквального понимания некоторых отрывков из акупунктурных тестов 16-го и начала 17-го веков. Часто ссылаются на Чжэнь цзю да чэн. Данный текст дает примитивные и преувеличенные картины траекторий этих двух каналов. Опять же, сторонники этих интерпретаций предъявляют права на клинические результаты в качестве поддержки для принятия их источников. На следующих иллюстрациях из Чжэнь цзю цзюй ин 1529 года мы можем видеть, что траектория канала желудка не проходит ближе к средней линии живота, как описано в большинстве источников. Вместо этого она идет более наружно, примерно по линии, проходящей через сосок. Подобным же образом канал почек нарисован более наружно к средней линии, чем обычно. Опять же, эти живописные траектории имеют своих сторонников, несмотря на описания в тех же самых текстах. Обсуждения в тексте расположения точек не совпадают с рисунками в той же книге. Описания в тексте располагают траектории каналов ближе к средней линии, чем представлено на рисунках.

 

Рис. 4.1: Древние траектории каналов желудка и почек

Вдобавок к вариантам реальных траекторий каналов, меняющихся от школы к школе, существует много вариантов расположения акупунктурных точек. Два иллюстративных примера показывают размах этой проблемы. Сегодня в Китае точка Р-7 лежит в маленьком углублении на лучевой кости, на 1,5 цуня проксимально к складке запястья. В Японии она обычно располагается на 1,5 цуня проксимально на воображаемой линии между точками Р-9 и Р-5, между лучевой костью и лучевой артерией (3). Сходным образом точка GI-2 обычно рассматривается лежащей на канале толстой кишки дистально к пястно-фаланговому суставу. Другие располагают её в середине сустава фаланги. Опять же, хорошие клинические результаты заявлены для каждой локализации.

 

Рис. 4.2: Альтернативное расположение точек P-7 и GI-2 

Любой знакомый с более чем одной традиционной точкой зрения акупунктуры и прижигания может пересчитать подобные примеры. Есть много вопросов относительно того, какая из траекторий или интерпретация правильна. Данные отличия и неразрешимые противоречия питают огонь скептицизма в научном сообществе. Те, кто считает, что акупунктура и Восточно-азиатская медицина – это просто ерунда, с ликованием отмечают такие противоречия. Подобные противоречия также имеют негативное влияние в акупунктурном сообществе, где многие из тех, кто изучает акупунктуру и прижигание, не верят в существование каналов. Они принимают в расчет только акупунктурные точки, и часто даже не классические акупунктурные точки. Это большая и трудная для разрешения проблема.

Мы видели ранее, как требования научной строгости часто вынуждают исследователя игнорировать именно те идеи, к которым должно быть приложено их внимание. Эти философские и методологические проблемы усиливаются, когда акупунктуристы утверждают, что каналы – это  просто концептуальная идея, возможно лишь эвристическое приспособление. Различные интерпретации и вариации путей и расположения используют в качестве доказательств этого. Таким образом, и на Западе и в Восточной Азии, идут споры относительно существования, природы и полезности каналов и их акупунктурных точек.

По существу это становится проблемой подтверждения и исследования. Как можно показать, что одна теория или интерпретация является действенной, или более действенна, чем другая? Можно ли разрешить текстовые противоречия? Это становится еще труднее, поскольку каждая школа и традиция заявляет, что клинический успех подтверждает их особую точку зрения. Клинический успех еще не гарантирует ценность теории. Это требует, чтобы мы адресовались к такой же трудной проблеме определения того, что мы понимаем под словом «успех». Когда разные традиции заявляют об успешности своего лечения, какой независимый стандарт следует нам использовать?

Данная проблема еще более осложняется трудностями, присущими реальному измерению каналов и акупунктурных точек, их научному картографированию. Если эти каналы и коллатерали реально существуют, то они должны иметь некую материальную основу в теле. Мой друг, недавно ушедший д-р Йошио Накатани из Японии, основатель школы Риодораку, измерял и применял электрические характеристики каналов и акупунктурных точек, особенно точек-источников Юань (4). Д-р Рейнгард Фолль из Германии разметил каналы и акупунктурные точки электрически и проводил диагностику посредством измерения электрических параметров в концевых точках Цзин (5). Д-р Роберт Бекер из Соединенных штатов измерял электрические характеристики каналов и акупунктурных точек (6). Д-р Ли Дин чжун из Китая представил веское доказательство существования каналов посредством своего изучения кожных заболеваний (7). Он также представил доказательство каналов, возникшее из явления распространения ощущений, явления, впервые описанного в Японии в 1950-х годах, наблюдаемого у малого процента людей (8). В этой последней категории, при введении иглы в специфическую акупунктурную точку, чувствительные люди могли описать пути каналов, основываясь на тех ощущениях, которые у них возникали. Многие из практиков имели пациентов, которые обладали, по меньшей мере, некоторой способностью описать эти распространяющиеся ощущения.

 

Рис. 4.3а: Карта распространения ощущений на плече и спине пациента

Рисунок выше показывает пути, описанные слепым пациентом, чувствительным к каналам после укалывания точки VG-14. Д-ра Рокуро Фудзита, Масао Марияма и Йошио Манака исследовали данного пациента. Отметили различные линии, над которыми он мог однообразно ощущать распространение ощущений. Этот случай был особенно интересен. Точка VG-14 располагается под С7 (седьмым шейным позвонком) согласно одной теории, под С6 (шестым шейным позвонком) согласно другой, и под Т1 (первым грудным позвонком) согласно еще одной {теории}. Исследователи воспользовались описаниями этого чувствительного пациента, чтобы изучить эти различные расположения. Было выявлено, что любая из этих трех локализаций вызывала одни и те же распространения. Каждая ощущалась в трех направлениях.

Однако, когда на плечо пациента поместили крупный магнит вблизи точки VG-14, разные локализации точки вызывали разные иррадиации, когда эту точку укалывали. Расположение С6 иррадиировало только в канал мочевого пузыря; расположение С7 – только в канал желчного пузыря; и расположение Т1 – только в канал тонкой кишки, каждая точка вызывала разнонаправленный эффект.

 

Рис. 4.3b: Различное распространение ощущений, следующее за размещением магнита

Подумав об этом явлении и этих разнонаправленных эффектах, мы пришли к выводу, что они могли быть связаны с электромагнитными полями тела, что небольшие изменения в этих полях могли менять эти пути распространения. Мы посчитали, что это, вероятно, лучший способ понять это явление. Данный пример делает очевидной трудность вывести какое-либо конкретное заключение относительно точных путей каналов или расположения акупунктурных точек.

Если мы изучим опыты и работы каждого исследователя, то обнаружим, что каждый исследователь описывает разные пути и разные расположения акупунктурных точек. Часто такие пути и расположения точек сильно отличаются от классических описаний. Как и с классической и современной литературой по акупунктуре, где мало согласия в отношении точных траекторий, путей и расположений. Данные находки лишь усиливают противоречия. Как нам понять эти выглядящие противоречивыми идеи и описания?

Мы считаем, что можно достичь некоторого приемлемого понимания, приняв к рассмотрению следующее:

- роль или функции канальной системы,

- вероятное развитие концепций канальной системы,

- вероятные механизмы наблюдения, используемые древними, которые первыми описали эту канальную систему.

Если мы способны представить себе жизнь во времена, когда канальная система была впервые описана и систематизирована, мы, возможно, смогли бы получить некое озарение в том, как мыслились эти каналы. Каковы были подобные наблюдения, вдохновившие древних китайцев на размышления, а потом на развитие теории системы каналов? Возможно это сочетание этих размышлений с простыми клиническими исследованиями и демонстрациями с применением «полярных агентов», работая из самого феномена каналов, мы смогли бы разрешить некоторые противоречия и трудности.

Для непреклонных скептиков, чей вопрос, насколько каналы «реальны», наша методология будет неприемлемой. Они, вероятно, никогда не будут удовлетворены ответом на такие вопросы, по меньшей мере до появления понятного метода измерения. Вероятно, такие ответы в реальности являются слишком проблематичными, поскольку они редко (если когда-либо) разрешаются. Скрытые допущения, манера, в которой такой вопрос задан, и выбранные методы для нахождения ответа, всегда окрашены или предварительно отобраны находками исследования. Даже большинство ярых объективистов признают, что чистое объективное исследование является теоретически и практически неосуществимым. Таким образом, вопросы реальности являются редкой территорией ученого (9). Часто способность задать правильный вопрос столь же важна, как и нахождение правильного ответа.

Программное обеспечение (software, софт) каналов против их аппаратного обеспечения (hardware, железа)

Многие авторы применяют аналогию из компьютерной науки для различения программного обеспечения системы от её аппаратного обеспечения. Например, Дэвис предположил, что есть законы программного обеспечения, которые нельзя вывести логически из подлежащего им аппаратного обеспечения (железа):

Поэтому мы приходим к поддержке той возможности, что в природе существуют «законы софта», которые управляют поведением организации, информации и трудности алгоритма. Эти законы фундаментальны в том смысле, что их нельзя вывести логически из подлежащих «законов железа», которые выступают традиционным предметом фундаментальной физики, но при этом они также сопоставимы с этими подлежащими законами… Законы софта применимы к возникающим явлениям, вызывая их появление и контролируя их форму и поведение (10).

Возможно, каналы действуют как софт, как производным свойствам железа тела.

Несколько лет назад, отправившись в Париж, нам посчастливилось посетить музей Сорбонны. Там выставлены историческая коллекция научного железа {аппаратного обеспечения}, научного оборудования и редкостей. Было интересно увидеть так много разных приспособлений аппаратного обеспечения, практически все они сейчас устарели и не применяются. Софт, то есть теории, стоящие позади этого разнообразия железа, не столь многочисленны и не столь сложны, но физический выход был достаточно обширным, чтобы заполнить музей их скелетами. Возможно, здесь есть некоторое сходство между ними и каналами. Можно было видеть в этом музее, что софт остался практически неизменным, тогда как железо быстро приходило и уходило. Возможно, не столь критически важно узнать аппаратное обеспечение (железо) каналов, поскольку лечение может быть разработано и без этой информации.

Мы можем привести много клинических примеров, где важность софта каналов является самой важной информацией. Например, в институте Китасато, г-н Итая лечил больную с аменореей. Эта больная получала многочисленные гормональные средства, которые оказались неэффективными. Физическое исследование выявило, что у нее хорошее здоровье, за исключением аменореи. В прошедшие три года на испробовала разнообразные западные способы лечения, но безуспешно, и в конце концов врачи сообщили ей, что её случай безнадежен. Однако мы смогли найти явный восточноазиатский медицинский диагноз для её состояния. В этом случае каналы послужили важным ключом для успешного диагноза и лечения.

При том, что аппаратное обеспечение или механизмы этих нарушений оставались неясными, мы смогли поставить диагноз и провести успешное лечение, используя только софт, теории, которые основаны на неизвестном аппаратном обеспечении. Это часто происходит на практике систем или методологий. Например, опытный речной рыбак может почти интуитивно оценить лучшую погоду и состояние реки, и выбрать ту часть реки, которая обеспечит лучший улов. Несмотря на скудное аппаратное обеспечение или физические принадлежности в поддержку этой методологии опыта речной рыбной ловли, такой опыт реально существует. Сходным образом профессиональный игрок в бейсбол способен ударить мяч, который перемещается на очень высоких скоростях, с невероятной точностью. Величина, при которой этот мяч перемещается, в десять раз выше, чем скорость нервной передачи, которая должна происходить у игрока при ударе мяча. Поэтому аппаратное обеспечение для этого опыта является трудным, если не невозможным, для описания. Высокий уровень технологии может быть разработан и без какого-либо научного обоснования, поскольку человек обладает способностью проводить подходящий ввод-вывод анализ наблюдаемого явления. Опыт или знание канального софта выступает формой понимания «черного ящика» тела (11).

Пока мы не можем предложить ясного описания телесного железа (аппаратного обеспечения), мы предполагаем, что лучше сначала исследовать и охарактеризовать софт. Это не только поможет нам в нашем поиске определения аппаратного обеспечения, это поможет нам отточить наше клиническое мастерство, поскольку мы открываем клинические правила и способы применения. Для этого применение полярных агентов оказывается чрезвычайно полезным для нанесения на карту оперативных характеристик и обеспечения практического тела знания, основанного на простых, поддающихся повторению тестах.

Например,  традиционное учение говорит, что течение каналов начинается с канала легких в точке Р-1 на грудной мышце. Потом оно проходит вниз по руке до большого пальца и возвращается из указательного пальца в точке GI-1 как канал толстой кишки, идущий вверх по руке, плечу и шее, к месту сбоку от ноздри. Здесь оно продолжается как канал желудка и т.д. Мы можем использовать пользу электрических характеристик каналов для исследования этого. Применяя полярные агенты цинка (-) и меди (+), мы может продемонстрировать этот круг. Если боль при надавливании возникает на этой части круга, поскольку течение этого круга является однонаправленным, размещение меди (+) выше по течению (ближе к источнику, к органу, к началу) и цинка (-) ниже по течению (дальше от источника), без соединения этих двух металлов, может вызвать снижение или исчезновение боли, расположенной между этими двумя металлами. Мы считаем, что это происходит благодаря добавлению дополнительного потока в направлении течения каналов. Если мы поменяем местами цинк и медь, согласно той же логике, то боль от нажима может вернуться.

Это именно то, что происходит. Такое контакт из двух точек работает вне зависимости от расстояния между этими точками. Эти два металла можно поместить только на каналы легких или толстой кишки, или по одному металлу на каждый канал. Один металл может находиться на плече, а другой – на кисти, или оба могут быть в сантиметре друг от друга, все эти сочетания работают. Уменьшение или нарастание боли при надавливании на круге между этими металлами определяется только полярностью. Однако, боль при надавливании не меняется, когда металлы размещают на точках, расположенных не на каналах, либо на других каналах (12). Таким простым опытом мы можем начать картографировать софт каналов.

Ранние наблюдения системы каналов

Когда мы читаем классическое описание каналов, мы имеем дело с продуктом многих лет исследования и практики. Об этом часто забывают. Имело место развития до появления ранних письменных текстов, и развитие идей в более поздних и современных текстах. Какие-то части этого развития будут всегда оставаться неясными, потерянными в истории, тогда как другие части можно проследить посредством разумных предположений и археологических и текстуальных исследований.

Наиболее ранние наблюдения этой канальной системы были в чем-то подобны уже описанному распространению ощущений. Возможно, различные древние врачи находили особо чувствительных пациентов, либо сами обладали особой чувствительностью. Они описали ощущения, которые распространяются вдоль определенных путей, когда тело подвергалось стимуляции. Желая документировать и обучать своим открытиям, эти древние доктора написали книги. Возможно, читатели этих книг не обладали чувствительностью или опытом их авторов. У них могло быть иное понимание того, что написано, поскольку они не участвовали в том прямом наблюдении, которое и создало эти описания. Поэтому они понимали эти описания немного иначе, каждый на основе своей индивидуальности и клинического опыта. Мы можем представить себе, как могли появиться разные интерпретации одного явления. Также неважно, что современные исследования распространения ощущений открыли индивидуальные особенности в траекториях такого распространения. Вероятно, это также было фактором в древние времена. Это явления четко документировано, но оно не дает системных теорий, которые у нас есть сейчас. Оно обеспечивает основу, на которой может быть построена такая систематизация.

Такая систематизация, вероятно, возникла как результат прямого наблюдения. Например, часто отмечалось, что лечение точки на одной части тела вызывает изменения на другой части. Развитие вертикальных или продольных связей – позже названное каналами – вероятно также включает это разнообразие наблюдений.

Недавно рукопись под названием Инь ян ши и май цзюй цзин (Трактат по моксе 11 Инь Ян сосудов), датируемая ранее 168 года до нашей эры, была раскопана в археологическом местечке Мавандуй в Китае. В этом тексте нет упоминания 12-го канала, связанного с Цзюэ Инь руки (перикард), нет там каких-либо упоминаний распределения каналов на три Инь и три Ян, распределения по пяти фазам, или каких-то специфических акупунктурных точек. На сегодняшний день это наиболее старая дошедшая до наших дней запись, которая содержит ссылки на Цзин Ло. Некоторые считают, что она является прародителем системы Цзин Ло, описанной в Нэй цзин.

Канальная система, применяемая в ту эпоху, была значительно проще, более относилась к частям тела, чем к внутренним органам. Нет сомнений, что это была эффективная система лечения в свое время. По меньшей мере, мы можем безопасно допустить, что размещение её вместе с другими сокровищами показывает, что это была уважаемая и почитаемая книга. Мы не можем окончательно считать, что эта система послужила прототипом канальной системы, описываемой в поздней литературе, однако, мы можем вообразить, что, по меньшей мере, концепция ранней канальной системы могла включать идеи наружного-внутреннего, вертикальных связей в теле, которые описаны в этом раннем тексте.

Другой пример этой вероятно ранней концептуальной стадии в развитии канальной системы можно найти в главе 27-й Су вэнь. Там даны лишь четыре типа каналов. Задняя часть тела находится под контролем Тай Ян, передняя сторона – Ян Мин, наружная сторона – Шао Ян, а внутренняя сторона конечностей – Тай Инь. Главы 10-я и 15-я Лин шу описывают каналы как круг:

легкие → толстая кишка →

селезенка → желудок →

сердце → тонкая кишка →

мочевой пузырь → почки →

перикард → тройной обогреватель →

желчный пузырь → печень →

легкие и т.д.

Глава 17-я Лин шу и глава 23-я Нань цзин описывают все каналы как идущие от пальцев ног и пальцев рук центростремительно, а не в виде круга. Сходным образом глава 5-я Лин шу описывает канальные «корни» и «узлы», и все они движутся центростремительно. До появления гораздо более поздних текстов, таких как Сы ши цзин фа хуй (Объяснение 14 каналов), мы не видели стандартного описания этого круга, впервые обозначенного в главе 15-й Лин шу. Эти вариации подразумевают, что категории каналов и их пути были разработаны поэтапно. Среди различных значений классификации каналов, которые выжили до этого дня, лишь несколько применяются в клинической практике. Это не означает, что другие описания являются неправильными сами по себе. Трудности в осмыслении и употреблении не есть доказательство ошибочности. Некоторые изобретательные практики и исследователи способны понять и применять меньше общих описаний с хорошим эффектом (13).

В теориях традиционных акупунктуры и прижигания имеются два способа лечения. В первом такие нарушения как головная боль и зубная боль лечат применением специфических местных точек. Можно лечить известными рефлексными точками (reflex – отображение, воспроизведение) без каких-либо мыслей о теории каналов. Второй способ не использует этих местных рефлекторных точек. Основываясь, вероятно, на эмпирических наблюдениях взаимосвязей внутреннего и наружного, и тем самым менее полагаясь на эффективность местных точек, этот второй способ применяет вместо этого отдаленные точки.

Например, при люмбаго {радикулите} можно использовать соотношения внутреннего и наружного, чтобы выбрать точки или области тела для раздражения иглой. Глава 41-я Су вэнь описывает более 20 разных способов лечения люмбаго. Многие рецепты точек связаны со специфическими нарушениями каналов; например, люмбаго канала печени, люмбаго канала почек или люмбаго экстраординарного сосуда, таких как Инь Вэй май и Ян Вэй май. Данные описания предоставляют доказательство  систематизации вертикальных или продольных взаимосвязей посредством концепции канальной системы.

Опыт размещения {введения} иглы и получения направленного эффекта также был важным шагом в развитии канальной теории. Из этих опытов древние китайцы шаг за шагом разработали систему, составленную из 12 главных каналов. Мы можем представить, как изначальные практики акупунктуры и прижигания применяли эти методы наблюдения, чтобы исследовать и выбирать акупунктурные точки, полезные при определенных состояниях. Они собрали экспериментальные знания о нескольких сотнях акупунктурных точек. Необходимость систематического применения этих точек в относительно простых лечебных процедурах, которым можно было обучить и записать, привела к систематизации вертикальных взаимосвязей точек. Из этого и из других исследований они разработали концепцию 12 главных меридианов, каждый из которых имел правый и левый путь, и двух центральных каналов. Акупунктурные точки были размещены на их линиях и названы цзин сюэ, канальные точки.

12 двусторонних главных каналов были расставлены как шесть инь и шесть Ян каналов:

название

рука-нога

канал

Тай Ян

рука

нога

тонкая кишка

мочевой пузырь

Шао Ян

рука

нога

тройной обогреватель

желчный пузырь

Ян Мин

рука

нога

толстая кишка

желудок

Тай Инь

рука

нога

легкие

селезенка

Шао Инь

рука

нога

сердце

почки

Цзюэ Инь

рука

нога

перикард

печень

Далее, поскольку в древних книгах написано, что когда Инь увеличивается, Ян уменьшается, кто-то потом вывел теоретически, что Инь каналы имеют восходящий поток ци, которая бежит от пальцев ног к туловищу, а от туловища к пальцам рук. На основе той же самой мысли некто теоретически вывел, что Ян каналы имеют нисходящее движение ци, которая бежит от пальцев рук к голове, а от головы к пальцам ног.

Этот тип мышления выглядит как исключительно теоретический. Однако, как мы можем видеть, можно продемонстрировать это течение также в виде круга. Более того,  возможно, что это течение можно наблюдать через явления распространения ощущения и повышенную чувствительность определенных людей. Когда эти идеи стали сочетать с направленными эффектами стимуляции, концепция развилась еще дальше. Эти каналы и их характеристики были результатом дополнительных теоретических дополнений, софта, к наблюдаемым эффектам.

Обзор иллюстраций из таких текстов как Ши сы цзин фа хуй (1341 год), Чжэнь цзю цюй ин (1529 год) и Чжэнь цзю да чэн (1601 год) показывает, что эти каналы не были прослежены с высокой анатомической точностью. Можно также видеть небольшие вариации даже там, где кажется, что один набор рисунков основан на другом наборе. Например, по меньшей мере, рисунки Цзюй ин основаны на рисунках более ранней книги Ши сы цзин фа хуй. Мы можем видеть интерпретационные отличия, и это продолжается на протяжении всей истории.

Мы можем показать «связанные с каналами явления», которые поддерживают традиционные описания, но не можем доказать, что каналы существуют, или ясно установить их природу. Эти традиционные описания были канальным софтом. Именно к применению и эффектам данного софта должно быть обращено наше внимание, в этом мы можем раскрыть секреты этих каналов. Мы должны обнаружить, что каналы связаны с сигнальной системой и являются важной стороной регуляции и общего функционирования тела.

Исследование канального софта

В современных книгах мы находим точные анатомические описания каналов и их акупунктурных точек. Они показаны тонкими точными линиями и описаны терминами западной анатомии. Как были найдены эти точные расположения? Есть ли какие-то доказательства, что это правомерно? Если оправданием для определенного пути или расположения служит клинический опыт, то мы могли бы лучше исследовать разные техники раздражения, применяемые каждым исследователем – исследовать софт, вместо исследования железа.

Мы также должны исследовать разные техники и инструменты, применяемые для измерения и наблюдения каналов. Вариации, создаваемые каждой техникой или приспособлением, являются результатом различий между тем, что они измеряют, и методами, применяемыми для калибровки этих инструментов (14). Каждый электронный прибор имеет круг {контур}, который меняет исходные токи так, чтобы их можно было считать. Это также софт, набор неких допущений, касающихся природы того, что подвергается измерению. Из этих отличий мы должны также вывести нормальные физиологические вариации, возникающие благодаря индивидуальным различиям и естественные биоритмические колебания. До тех пор, пока все они не будут измерены и откалиброваны до появления некоей концепции «нормальной вариации», никакое измерение или чтение не может иметь ценности.

Каналы могут быть рассмотрены как систематизация продольных взаимоотношений между акупунктурными точками. Каналы (включая экстраординарные сосуды и сухожильные каналы) рассматривались как параллельные системы передачи энергии. Хотя эта система каналов описывает продольные взаимосвязи между акупунктурными точками, это не единственная возможная система. Как линии или пути энергетической циркуляции, каналы, как считалось, имеют однонаправленный ток на протяжении круга (15). Главный круг начинается на канале легких, проходит к толстой кишке, желудку, селезенке, сердцу, тонкой кишке, мочевому пузырю, почкам, перикарду, тройному обогревателю, желчному пузырю, печени, и потом возвращается к легким.

Внутри этого большого круга есть малые круги, составленные ручными и ножными, Инь и Ян парами из распределения трех Инь и трех Ян.

 

Рис. 4.4: Продолжающиеся круги парных меридианов:

Шао Ян – Тай Ян (сердце – тонкая кишка – мочевой пузырь – почки) создают непрерывный круг.

Цзюэ Инь – Шао Ян (перикард – тройной обогреватель – желчный пузырь – печень) создают непрерывный круг.

Тай Инь – Ян Мин (легкие – толстая кишка – желудок – селезенка) создают непрерывный круг.

Эти круги или наборы являются важными компонентами канального софта, поскольку они формируют основу важных клинических концепций и разнообразных лечебных методов. Многочисленные простые клинические тесты применяют этот софт для совместной работы  с канальной системой и для обеспечения более ясного определения других характеристик этой сигнальной системы. Использование надавливаемых точек является ключевым в этом простом и с высокой точностью повторяемом применении.

Простейшими канальными точками являются местоположения точек, чувствительных к надавливанию (16). Эти нежные рефлекторные точки реальны, но когда мы пытаемся исследовать связи между расположением этих точек и нарушениями органов, которые они отражают, то сталкиваемся с огромными трудностями. В качестве примера рассмотрим акупунктурную точку  GI-4, расположенную на мышце между большими и указательным пальцами руки. Эта точка на одной руке, обычно на правой, часто чувствительна, тогда как на другой руке – нет. Если левая рука отведена в сторону, пока человек смотрит прямо вперед, боль от надавливания будет перемещаться с правой на левую GI-4 (и наоборот). Поскольку эта боль от надавливания может быть изменена движением тела, мы не можем незамедлительно допустить изменения состояния органа, мы не можем уверенно сказать, что данная боль при надавливании связана с некоей болезнью. Скорее она связана с напряжением мышц, сухожилий и положением тела. Из этого и из других примеров мы можем вывести, что сомнительно всегда напрямую связывать боль от нажима с внутренним заболеванием.

Точки, болезненные при надавливании, указывают или сигнализируют до-клинические функциональные изменения, которые могут быть связаны либо с нормальными изменениями, либо с до-клинической патологией. Например, после питья воды желудок расширяется, вызывая напряжение и боли при надавливании в подреберьях. Такая боль при нажиме не является патологической; она служит признаком функциональных изменений. Однако у больного, который живет наполненной стрессами жизнью, боль при надавливании и напряжение в том же самом месте могут быть признаками состояния, которое гораздо позже начнет проявлять симптомы. Когда мы рассматриваем взаимосвязи точек, вызывающих боли при надавливании с канальными точками, мы должны принять в расчет эти возможности.

Боли при надавливании чрезвычайно полезны в диагностике, и особенно полезны в клинических исследованиях. Мы можем применять наличие, облегчение или возвращение боли от надавливания в акупунктурной точке как меру, посредством которой отмечается эффективность процедуры. В акупунктуре применение игл или моксы механически раздражает точки. Однако, мы можем вызвать те же самые эффекты, используя минимальные количества раздражения из положительной и отрицательной полярности полярных агентов. Путем раздражения акупунктурных точек без раздражения, мы можем отмечать увеличение или уменьшение боли от надавливания в этих точках и раскрыть взаимосвязи между точками.

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010