Семинар по работам Татаринова 1



 Семинар по работам Татаринова А.А. (1817-1886 гг.) 

(выступает Охрименко В.Г.) 

В течение четырех лет с 1973 по 1977 год я занимался рукописями русского врача-китаеведа Татаринова Александра Алексеевича (1817-1867 гг.). В этом году (1986 – прим. Acupunctu.ru) исполняется 100 лет со дня его смерти. В каждой из наших отечественных монографий упоминается о нем два-три слова. Вогралик пишет одно предложение. Впервые об этой рукописи упомянуто в маленькой такой книжечке Пармененкова и Фынлида.

С этой информации начал я изучение рукописей. В объеме это 273 страничная рукопись под названием «Акупунктура» и вторая, меньше – 55 страниц«Иглоукалывание и моксакаковы они в Китае». Написаны они были в 1845 году.

Это была русская духовная миссия, которая отправлялась в Китай на 10 лет. Татаринов в составе русской духовной миссии был с 1839 по 1850 года в течение 10 лет и привез огромный материал, и ботанический и, в том числе, медицинский.

В библиотеке Академии наук СССР имени Комарова в Ленинграде сохранился атлас «Лекарственные растения» – 452 рисунка великолепных, выполненных китайским художником. Цвета до сих пор воспроизвести не могу. Я сделал слайды, даже слайды не могут передать тот колорит, который там есть.

Вот некоторый эмпиризм, и то, что мне удалось кое-что собрать, послушайте, что я набрал из этих рукописей, которые на встречаются в наших монографиях.

Начну с примера приготовления игл в древние времена.

Для изготовления игл брали старые удила, которые длительное время находились в пользовании. Новая сталь содержит вредные вещества. Из удил приготавливалась тонкая проволока, затем делилась на 4 равных отрезка. Первоначально заготовку смазывали тестом из пшеничной муки и веществом чан сунадбровная часть бородавчатой лягушки, и слегка нагревали до тех пор, пока смазка не высыхалаи так несколько раз.

Потом игла нагревалась сильнее и втыкалась в жирное место маленького поросенка. Поросенка били бамбуковыми палками до тех пор, пока он не испускал дух. Кусочек жира вместе в иглой помещали в котел с водой, в которую прибавляли три драхмы медного купороса, три драхмы киновари, три драхмы солодкового корня, три драхмы алойного дерева, три драхмы опилок магнитного железа. В другой рукописи, в которой 55 страниц, там написано «пять драхм опилок магнитного железа».

Вываривание иглы продолжалось до полного обугливания. Игла вынималась еще горячая, несколько раз погружалась в сырую глину. Затем каждой игле придавалась требуемая форма. Иглы для хранения находились в бамбуковых пробирках, залитых кедровым маслом. Обычно для работы необходимо иметь три набора игл: первыйкоторым работают, второйкоторый отдыхает на мягкой подушке и третийкоторый готов к работе.

Категорически запрещалось хранить иглы в металлических футлярах.

 

 

О методах воздействия

1. Ослабляющий или тормозной метод воздействия (он суммирован мною из этих двух):

- вращение иглы производится против часовой стрелки

- введение иглы быстрое, а выведение медленное

- больного в момент введения иглы заставляют делать вдох и в момент вдоха каждый раз игла должна пройти три слоя:

а) кожутянь бу или в переводе Небо

б) подкожно-жировую клетчаткужэнь бу – Землю

в) мышцы - ду-бу или в переводе Человек

на вдохе игла проходит кожу, следующий вдохподкожно-жировую клетчатку. Между ними могут быть перерывы, но именно на вдохе игла должна достичь последнего третьего слоямышц. Больной на месте введения иглы должен почувствовать ощущение холода или, как мы сейчас говоримиметь комплекс преднамеренных ощущений.

- игла остается в точке от 10 до 15 дыхательных циклов, причем больной должен делать вдох через рот, а выдыхать через, нос,

- выведение иглы также осуществляется с трех приемовс остановками в каждом из трех слоев, причем больной в момент движения иглы делает выдох.

 

2. Укрепляющий или возбуждающий метод воздействия:

- вращение иглы производится по часовой стрелке

- введение иглы медленное, а выведение иглы быстрое

- иглу вводят за три приема, а выводят за один прием

- игла при введении должна пройти все три слоя, останавливаясь в каждом из них

- в момент прохождения иглы больного заставляют делать продолжительный выдох

- затем игла извлекается до второго слоя и оставляется в нем до получения ощущения тепла

- в это время больной должен дышать, делая вдох через нос, а выдыхая через рот (противоположно тому, что было при тормозном методе)

- время оставления иглы в точке6 или 7 дыхательных циклов, после чего игла в один прием вынимается из точки.

 

3. Существует так называемый средний или промежуточный метод воздействия;

Игла для введения в точку нагревается в теплой воде. В первоисточнике написано: «первоначально игла нагревается во рту». Место введения иглы предварительно массируется пальцем до легкой гиперемии кожи.

Введение и выведение иглы производится также с трех приемов, причем как в первом, так и во втором случае больной по мере продвижения иглы должен кашлять.

На 214 странице рукописи приводятся выдержки из древнего трактата «И сюэ жу мэнь», что в переводе означает «Рассуждение о горячках».

Для лечения лихорадок обычно применяют потогонные, рвотные и слабительные средства. С помощью иглоукалывания можно достичь того же эффекта.

Чтобы произвести потогонный эффект игла вводится в точку хэ-гу на глубину в два фэня. Игла вращается между пальцамиу мужчин по часовой стрелке, у женщинпротив часовой стрелкидо десяти вращений. При появлении пота игла извлекается ослабляющим или тормозным способом.

Если пот продолжает выделяться продолжительное время, укол делается в точку инь-ши (Е-33) тормозным способом, а в точке хэ-гу проводится возбуждающее или укрепляющее укалывание.

- Игла остается в точке или вынимается?

- Если всё нормально, конечно удаляется.

Чтобы вызвать рвоту, необходимо ввести иглу в точку нэй-гуань (МС-6) на глубину три фэня, сначала укрепляющим, способомто есть, вращая иглу у мужчин влево, у женщин вправо, до шести вращений, а потом три вращения в противоположную сторону.

Потом игла в три приема извлекается наверх, а затем вводится на прежнее место. Больного в это время заставляют выдыхать из себя воздух, а иглу наклоняют в стороны. В результате этого должна появиться рвота.

Если рвота продолжается чрезмерно долго, следует сделать укол в точку цзу-сань-ли (Е-З6).

Чтобы опорожнить кишечник необходимо ввести иглу на глубину три фэня в точку сань-инь-цзяо (RP-6) вращая иглу у мужчин влево и у женщин вправо (сколько вращений не написано).

Немного наклонив иглу, делают 6-7 полукруговых поворотов. Больному запрещают дышать через нос, и, закрыв рот, он должен сделать напряжение в животе. И как только больной почувствует побуждение к опорожнениюиглу следует погрузить глубже.

Если же понос продолжается долгое время - необходимо сделать укрепляющий укол в точку хэ-гу.

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010