Семинар по работам Татаринова 1
Семинар по работам Татаринова А.А. (1817-1886 гг.) (выступает Охрименко В.Г.) В течение четырех лет с 1973 по 1977 год я занимался рукописями русского врача-китаеведа Татаринова Александра Алексеевича (1817-1867 гг.). В этом году (1986 – прим. Acupunctu.ru) исполняется 100 лет со дня его смерти. В каждой из наших отечественных монографий упоминается о нем два-три слова. Вогралик пишет одно предложение. Впервые об этой рукописи упомянуто в маленькой такой книжечке Пармененкова и Фынлида. С этой информации начал я изучение рукописей. В объеме это 273 страничная рукопись под названием «Акупунктура» и вторая, меньше – 55 страниц – «Иглоукалывание и мокса – каковы они в Китае». Написаны они были в 1845 году. Это была русская духовная миссия, которая отправлялась в Китай на 10 лет. Татаринов в составе русской духовной миссии был с 1839 по 1850 года в течение 10 лет и привез огромный материал, и ботанический и, в том числе, медицинский. В библиотеке Академии наук СССР имени Комарова в Ленинграде сохранился атлас «Лекарственные растения» – 452 рисунка великолепных, выполненных китайским художником. Цвета до сих пор воспроизвести не могу. Я сделал слайды, даже слайды не могут передать тот колорит, который там есть. Вот некоторый эмпиризм, и то, что мне удалось кое-что собрать, послушайте, что я набрал из этих рукописей, которые на встречаются в наших монографиях. Начну с примера приготовления игл в древние времена. Для изготовления игл брали старые удила, которые длительное время находились в пользовании. Новая сталь содержит вредные вещества. Из удил приготавливалась тонкая проволока, затем делилась на 4 равных отрезка. Первоначально заготовку смазывали тестом из пшеничной муки и веществом чан су – надбровная часть бородавчатой лягушки, и слегка нагревали до тех пор, пока смазка не высыхала – и так несколько раз. Потом игла нагревалась сильнее и втыкалась в жирное место маленького поросенка. Поросенка били бамбуковыми палками до тех пор, пока он не испускал дух. Кусочек жира вместе в иглой помещали в котел с водой, в которую прибавляли три драхмы медного купороса, три драхмы киновари, три драхмы солодкового корня, три драхмы алойного дерева, три драхмы опилок магнитного железа. В другой рукописи, в которой 55 страниц, там написано «пять драхм опилок магнитного железа». Вываривание иглы продолжалось до полного обугливания. Игла вынималась еще горячая, несколько раз погружалась в сырую глину. Затем каждой игле придавалась требуемая форма. Иглы для хранения находились в бамбуковых пробирках, залитых кедровым маслом. Обычно для работы необходимо иметь три набора игл: первый – которым работают, второй – который отдыхает на мягкой подушке и третий – который готов к работе. Категорически запрещалось хранить иглы в металлических футлярах.
О методах воздействия
1. Ослабляющий или тормозной метод воздействия (он суммирован мною из этих двух):
- вращение иглы производится против часовой стрелки
- введение иглы быстрое, а выведение медленное
- больного в момент введения иглы заставляют делать вдох и в момент вдоха каждый раз игла должна пройти три слоя:
а) кожу – тянь бу или в переводе Небо
б) подкожно-жировую клетчатку – жэнь бу – Землю
в) мышцы - ду-бу или в переводе Человек
на вдохе игла проходит кожу, следующий вдох – подкожно-жировую клетчатку. Между ними могут быть перерывы, но именно на вдохе игла должна достичь последнего третьего слоя – мышц. Больной на месте введения иглы должен почувствовать ощущение холода или, как мы сейчас говорим – иметь комплекс преднамеренных ощущений.
- игла остается в точке от 10 до 15 дыхательных циклов, причем больной должен делать вдох через рот, а выдыхать через, нос,
- выведение иглы также осуществляется с трех приемов – с остановками в каждом из трех слоев, причем больной в момент движения иглы делает выдох.
2. Укрепляющий или возбуждающий метод воздействия:
- вращение иглы производится по часовой стрелке
- введение иглы медленное, а выведение иглы быстрое
- иглу вводят за три приема, а выводят за один прием
- игла при введении должна пройти все три слоя, останавливаясь в каждом из них
- в момент прохождения иглы больного заставляют делать продолжительный выдох
- затем игла извлекается до второго слоя и оставляется в нем до получения ощущения тепла
- в это время больной должен дышать, делая вдох через нос, а выдыхая через рот (противоположно тому, что было при тормозном методе)
- время оставления иглы в точке – 6 или 7 дыхательных циклов, после чего игла в один прием вынимается из точки.
3. Существует так называемый средний или промежуточный метод воздействия;
Игла для введения в точку нагревается в теплой воде. В первоисточнике написано: «первоначально игла нагревается во рту». Место введения иглы предварительно массируется пальцем до легкой гиперемии кожи.
Введение и выведение иглы производится также с трех приемов, причем как в первом, так и во втором случае больной по мере продвижения иглы должен кашлять.
На 214 странице рукописи приводятся выдержки из древнего трактата «И сюэ жу мэнь», что в переводе означает «Рассуждение о горячках».
Для лечения лихорадок обычно применяют потогонные, рвотные и слабительные средства. С помощью иглоукалывания можно достичь того же эффекта.
Чтобы произвести потогонный эффект игла вводится в точку хэ-гу на глубину в два фэня. Игла вращается между пальцами – у мужчин по часовой стрелке, у женщин – против часовой стрелки – до десяти вращений. При появлении пота игла извлекается ослабляющим или тормозным способом.
Если пот продолжает выделяться продолжительное время, укол делается в точку инь-ши (Е-33) тормозным способом, а в точке хэ-гу проводится возбуждающее или укрепляющее укалывание.
- Игла остается в точке или вынимается?
- Если всё нормально, конечно удаляется.
Чтобы вызвать рвоту, необходимо ввести иглу в точку нэй-гуань (МС-6) на глубину три фэня, сначала укрепляющим, способом – то есть, вращая иглу у мужчин влево, у женщин – вправо, до шести вращений, а потом три вращения в противоположную сторону.
Потом игла в три приема извлекается наверх, а затем вводится на прежнее место. Больного в это время заставляют выдыхать из себя воздух, а иглу наклоняют в стороны. В результате этого должна появиться рвота.
Если рвота продолжается чрезмерно долго, следует сделать укол в точку цзу-сань-ли (Е-З6).
Чтобы опорожнить кишечник необходимо ввести иглу на глубину три фэня в точку сань-инь-цзяо (RP-6) вращая иглу у мужчин влево и у женщин вправо (сколько вращений не написано).
Немного наклонив иглу, делают 6-7 полукруговых поворотов. Больному запрещают дышать через нос, и, закрыв рот, он должен сделать напряжение в животе. И как только больной почувствует побуждение к опорожнению – иглу следует погрузить глубже.
Если же понос продолжается долгое время - необходимо сделать укрепляющий укол в точку хэ-гу.
Имя: | |
E-mail: | |
Ваш комментарий: | |
Введите цифры с картинки: |