Спортивные травмы на Востоке и на Западе 1



Спортивные травмы на Востоке и на Западе

(из «A Tooth from the Tiger Mouth», гл.2)

Современная медицина и традиционная китайская медицина

Такого явления, как идеальное здоровье, не существует на свете. Сама концепция идеального здоровья — это иллюзия. Для большинства из нас здоровье означает отсутствие боли или слабости. Собственно говоря, здоровье — это балансирование, непрерывно действующие серии еле заметных смещений то в одну, то в другую сторону с целью поддержания общего равновесия. По этой причине, когда организм выходит из равновесия, вид медицинского вмешательства следует выбирать очень осторожно, имея в виду главную цель — вернуть организму сбалансированное состояние.

На Западе болезнь, слабость или боль воспринимаются как нечто «нехорошее» и принимаются меры, чтобы выправить ситуацию. Вмешательство современной медицины зачастую осуществляется с помощью обезболивающих и противовоспалительных средств, антидепрессантов и хирургии. Но такие меры могут привести к появлению других симптомов. Эти новые симптомы, в свою очередь, также требуют вмешательства. Каждый новый сдвиг обычно рассматривается как отдельный случай, а каждый набор симптомов - как отдельное заболевание или синдром. Каждый является болезнью, которую надо преодолеть и устранить. По мере того как болезни и синдромы умножаются, а технология их лечения становится всё сложнее, возникает необходимость в специализации. Специализация в современной медицине по самой своей природе требует от специалиста работы в рамках своего понимания проблемы, зачастую оставляя без внимания картину в целом. Ощущение пациентом собственного организма и взаимосвязи всех его составляющих перечеркиваются опытом специалистов, озабоченных проблемами лишь какой-то одной его части. С продвижением науки вперед и появлением новых открытий древняя мудрость объявляется устаревшей и отвергается. Хотя кажется, что в этом есть смысл, на самом деле это ведет к дальнейшим заблуждениям. То, что когда-то воспринималось как хороший признак, теперь относят к плохим. Эти перемены происходят так быстро, что мы тут же забываем, имели ли они место. Когда я был мальчишкой, сливочное масло считали главным виновником сердечных заболеваний, и во всех семьях, какие я знал, ели маргарин. Последние же исследования показывают, что маргарин куда хуже масла, но уже целое поколение выросло на маргарине. Его ели миллионы людей в течение 20 лет. Общественное мнение о «здоровом» и «нездоровом» меняется с каждым новым открытием, даже когда его результаты полностью опровергают предшествующие. Еще более недавние исследования свидетельствуют о том, что у женщин, принимающих гормональные препараты после менопаузы, возрастает риск развития старческого слабоумия, сердечных заболеваний и некоторых форм рака. В этом случае прием медикаментов с целью повернуть время вспять нарушает внутренний ритм организма и его природную мудрость. Миллионы женщин принимали гормоны для предотвращения приливов и остеопороза, тех проблем, которые китайская медицина решала с помощью диеты, упражнений и травяных добавок.

Современной медицине хорошо удается понять болезнь, но она не дает нам инструментов понимания здоровья вообще. Она не в состоянии предложить четко сформулированных идей о том, что собственно представляет собой здоровье, — в ее арсенале нет стандартов, которым надо следовать. И наоборот, традиционная китайская медицина отличается ясным пониманием феномена, что зафиксировано в самых древних её книгах, таких как Хуан Ди Нэй Цзин («Внутренний трактат Желтого императора») (третий век до н.э.). Эти идеи никогда не устареют, несмотря на технический прогресс западной медицины. Почему? Да потому, что в давние времена китайцы наблюдали малейшие изменения, происходившие в организме человека во взаимосвязи с сезоном, погодой, климатом, диетой, физическими упражнениями и эмоциональным состоянием. Из этих наблюдений родилась медицинская система, которая вобрала в себя фундаментальную философию целостности человеческого организма и его взаимосвязь с окружающей средой. Таким образом, китайская медицина предлагает уникальную перспективу сохранения человеческого организма в состоянии гармоничного равновесия.

В современной медицине существует тенденция рассматривать дисфункции, возникающие вследствие нездорового образа жизни, как нормальное явление. Если среднестатистический пятидесятилетний человек страдает артритом колена, это считают нормальным. Ему дают противовоспалительные и болеутоляющие препараты, и он снова возвращается к своим пробежкам по утрам. Маскируя боль подобным образом, болезнь часто еще более запускают. Если же колено начинает беспокоить слишком сильно, есть другой вариант — протез. Восприятие некоего усредненного здоровья как нормы в сочетании с интенсивной специализацией теперешних врачей, довело современную медицину до порочной философии, сравнимой с механикой высокого уровня. Человек — машина, ее части изнашиваются, их чинят в аварийном порядке или заменяют другими. Каждый пациент вовсе не индивидуальность, а идентичная остальным модель, и поэтому все подвергаются абсолютно одинаковым процедурам при возникновении сходных проблем.

Другая точка зрения состоит в том, что наш организм рассчитан на определенный срок жизни и будет работать в течение отведенного времени, если с ним правильно обращаться. Но у каждого индивида разный запас жизненной энергии, что, как правило, и определяет, насколько разной будет реакция организма на разные заболевания и как быстро он сумеет преодолеть их. Китайская медицина основана на концепции ци — жизненно важной энергии. Именно ци, а не какая-либо другая идея привела китайцев к принятию философии, совершенно отличной от той, что была выработана на Западе. Древние китайские врачи сосредоточивали свои усилия не только на попытках рассеять болезнь, но также и на гармонизации и питании энергии своих пациентов. Это позволило китайской медицине удержаться, так как ее стандартный пациент оставался здоровым до глубокой старости, потому что вел гармоничный и уравновешенный образ жизни. Так китайцы разработали принципы медицины, основанные на высоких нормах состояния здоровья, а также физической и умственной активности. Они традиционно считали, что высшей формой медицинской помощи является сохранение здоровья посредством правильного образа жизни. Врачебное вмешательство в виде лечения травами, лекарств или физиотерапии сводилось до минимума, чтобы помочь пациенту восстановить равновесие по возможности с незначительными побочными эффектами. Врачи считали своим провалом случаи перерастания проблемы пациента в серьезное заболевание.

Один только такой подход сам по себе предлагает широкие альтернативы. Если мы ведем правильный образ жизни и применяем знание медицины соответственно ситуации и с умом, то остаемся здоровыми и активными до глубокой старости. Мое самое незабываемое впечатление о Китае — это огромное количество людей преклонного возраста, поднявшихся рано утром на зарядку и демонстрирующих такую гибкость и силу, какие, по нашим понятиям, могут быть присущи лишь молодым спортсменам.

Китайская медицина берет на вооружение методы лечения, которые никак не повредят пациенту, а только пытаются гармонизировать естественные функции организма и стимулировать его врожденную способность восстанавливаться. Эти методы отнюдь не носят мистического или эзотерического характера, они основаны на здравом подходе к диагностике и лечению. Однажды известный учитель из Чайнатауна в Нью-Йорке спросил: «Если обычный здравый смысл такой обычный, почему им обладает так мало людей?» Когда нам страшно и больно, мы зачастую пренебрегаем здравым смыслом, стремглав бежим принимать таблетки или уповаем на хирургию как на первейшее средство. В этом абсолютно нет здравого смысла, так как существуют другие возможности помочь себе. Прием лекарств от одной болезни, провоцируя тем самым другую, вряд ли можно рассматривать как нечто имеющее здравый смысл, тем не менее люди ежедневно поступают именно так. С точки зрения здравого смысла организм надо воспринимать как некое единое целое. Эту точку зрения, являющуюся краеугольным камнем китайской медицины, под­тверждают исследования западных врачей. И все же пациентам ежедневно повторяют, что их хронические обострения в области плеча не имеют ничего общего с их болями в бедре. Те, кто лечится у меня, всегда удивляются, что я не отвергаю их внутреннего чувства, будто проблемы в разных частях организма могут быть связаны между собой. Такое подтверждение их ощущений связей внутри собственного организма неоценимо для них в плане понимания, как происходит разбалансирование и как его надо лечить или предотвратить.

Тенденция рассматривать медицинскую модель как объективную реальность, а не как средство описания того, что происходит в данный момент внутри живого существа, может привести ко мно­гим ошибкам, включая отрицание альтернативных подходов. И китайская и западная медицина имеют свои слабые и сильнее стороны. Наилучшим подходом, способным принести пациенту максимум пользы, будет применение, где только возможно, всего самого ценного, что может предложить каждая из них. В свете вышесказанного мой совет читателям — для получения первичного ди­агноза обращаться к западным дипломированным врачам. В случае спортивных травм это особенно важно, когда ставится вопрос о том, насколько серьезно повреждение. Диагноз специалиста западной медицины будет полезен пациенту, когда ему придется принимать решение, какой тип медицинской помощи будет наиболее подходящим в его случае. Если самые сложные моменты диагнозом исключены, то с большей долей уверенности и точности он может использовать в своем лечении восточные методы.

 

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010