Структура



Структура

(Jeremy Ross – Zang Fu – The Organ Systems of Traditional Chinese Medicine, Chapter 2)

На Западе слово «тело» указывает на физический аспект; «тело» в отличие от «разума» или «тело» в отличие от «духа». В этой книге слово «тело» подразумевает не только комплекс физических, эмоциональных, ментальных и духовных сторон, но также постоянное взаимодействие между этим комплексом и внешней средой. Это взаимодействие проявляется в изменении моделей поведения, которые по-разному называются «стилем жизни», «образом жизни» или просто «жизнью» человека.

 



В западной медицине упор делается на структурную основу; кости, мышцы и другие ткани, населенные органами, и пронизанные и объединенные кровью, эндокринной и нервной системами. В китайской медицине упор делается на структуру функциональных взаимосвязей. ТКМ больше занимается функциональными аспектами Цзан Фу и Субстанциями, которые проходят через них, чем их структурами.

В TКM существует функциональная структура из четырех основных взаимосвязанных категорий:

Субстанции

Цзин Ло

Цзан Фу

Ткани

Под действием Цзан Фу основные Субстанции трансформируются и транспортируются, особенно через Цзин Ло, ко всем тканям тела.

Субстанции

Основными субстанциями ТКМ являются Ци (энергия), Сюэ (кровь), Цзин (сущность), Шэнь* (дух) и Цзинь Е (жидкости тела).

Термин «Субстанции» не подразумевает энергию или материю; все относительно.

Например, Вэй Ци (защитная ци) относительно более энергична, а Инь Ци (питающая ци) относительно более материальна. Цзин относительно более материален, чем Ци, но менее материален, чем Сюэ.

Субстанции - тема следующей главы.

Цзин Ло

Существует значительная расплывчатость и двусмысленность использования терминов Цзин, Май и Ло; и их сочетаний: Цзин Ло, Цзин Май и Ло Май.

Май

Этот термин имеет два основных значения:

- пульс

- сосуды

Май может указывать на пульс в смысле ритмичного, пульсирующего движения Субстанций в сосудах; и это может также указывать на сами сосуды с точки зрения сети, которая ограничивает и направляет движение Ци и Сюэ в теле.

 

Существует взаимозависимость Ци, Сюэ и Май, в которой Ци обеспечивает динамическую силу, связанную с движением Субстанций по сосудам; Сюэ - более субстанциональная [материальная] сторона, он наполняет сосуды и ограничивается ими; а Май - это одновременно система сосудов, содержащих Субстанции, и ритмичные пульсации в движении Субстанции в сосудах.

Следовательно, говорят, что «Май движется в соответствии с Ци», и что «Сюэ движется в соответствии с Май Ци». Также говорят, что «Май ограничивает Ци», и что «Сюэ движется внутри Май».

Обычно Май означает вены, но в традиционной медицине Май указывает на систему путей, по которым Субстанции, особенно Ци и Сюэ, распространяются по Телу. Термин «Сюэ Май» иногда используют для обозначения той части системы Май, которая больше связана с движением Сюэ, чем с движением Ци. Система Сюэ Май имеет внешнее сходство с сосудистой системой западной медицины, но есть фундаментальные отличия.

Таким образом, Май - это термин, который включает те системы, которые переносят преимущественно Ци, и те, которые переносят преимущественно Сюэ; но между этими системами имеется мало различий, и точное значение Май будет зависеть от контекста.

Цзин

Цзин относится к нитям основы в куске ткани и имеет значение «проходить», «направлять» или «направлять». В ТКМ Цзин относится к сети энергетических путей. Термин «Цзин Май» означает «направлять энергию по определенным путям». На практике термины «Цзин», «Май» и «Цзин Май» могут использоваться как синонимы для обозначения системы путей, по которым Ци и Сюэ перемещаются по Телу. Система Цзин Май упоминается по-разному, как пути, меридианы, проводники, каналы или сосуды. Использование слова «Цзин» в этом смысле может отличаться от слова «Цзин», означающего Сущность, согласно контексту.

Цзин Ло

Цзин означает «направлять», а Ло означает «сеть», «сеть», «соединяющая или прикрепляющая система». Цзин или Цзин Май могут относиться к основным сосудам или каналам; и Ло или Ло Май могут относиться к сосудам ответвления или залогам. Следовательно, Цзин Ло часто переводят как «каналы и коллатерали». Например, фраза «Дань Цзин Ло» обозначает каналы и коллатерали, или главным и ответвляющиеся сосуды Дань [желчного пузыря].

Существует распространенное заблуждение, что Цзин Ло или Цзин Май переносят Ци, а Сюэ Май – переносят Сюэ [кровь]. Цзин Ло переносит и Ци и Сюэ, и действительно, в некоторых текстах Цзин Ло переводится как «кровеносные сосуды» (16).

Система каналов и коллатералей Цзин Ло образует сеть путей, соединяющих вместе все части тела, так что Субстанции, особенно Ци и Сюэ, могут транспортироваться между всеми системами Цзан Фу и Тканями. Считается, что Цзин Ло, хотя и невидима, но имеет определенную физическую реальность, но эта реальность больше связана с функциями, чем со структурой.

Акупунктурные точки

Все процедуры иглоукалывания основаны на использовании точек акупунктуры. Эти точки на каналах, сразу под поверхностью тела, в определенных анатомических местах, представляют собой точки, в которых движение Субстанций внутри каналов может быть отрегулировано для восстановления гармонии.

Цзин Ло, их распределение и синдромы дисгармонии, а также точки акупунктуры и их показания подробно рассматриваются в другом месте (9 и 18) и не будут рассматриваться отдельно в этой книге.

Цзан Фу

Цзан Фу можно описать как системы органов китайской медицины, при условии понимания, что они являются системами органов скорее с точки зрения функциональных взаимосвязей, а не с точки зрения конкретных структур, и что они не соответствуют системам органов западной медицины.

Ткани

Основными тканями TCM являются кости, сухожилия, плоть, кровеносные сосуды и кожа.

Глаза, уши, нос, рот и язык считаются верхними отверстиями или органами чувств, в зависимости от контекста; нижние отверстия - это отверстия ануса, уретры и гениталий.

Чудесными [удивительными] органами являются костный мозг, головной мозг, кости, матка, кровеносные сосуды и желчный пузырь. Кости и кровеносные сосуды считаются Тканями или чудесными органами, в зависимости от контекста.

Ткани, возможно, ближе всего к структурам в китайской медицине, но их важность всё же следует рассматривать в большей степени с точки зрения их функции и их взаимоотношений с другими системами в теле.

Резюме

Между Телом и внешней средой происходит обмен энергией и веществами: воздух, пища и питье, поступающие в Тело, и отходы, выходящие из него. Цзан Фу вовлечены в этот обмен с окружающей средой, а также внутри тела участвуют в метаболизме основных веществ и в их транспортировке, в основном через Цзин Ло и Сюэ Май, ко всем частям тела, включая ткани, отверстия и чудесные органы.

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010