Связь учения Ли Дун-юаня с ицзинистикой



Связь учения Ли Дун-юаня о селезенке и желудке с ицзинистикой

(из У Цзинь, Ван Юншэн «Сто ответов на вопросы о «Чжоу И»», пер. с китайского, Киев, Ника-центр, 2001 г., вопрос 118, адаптировано) 

Тезис Ли Дун-юаня «сто болезней возникают от того, что внутри поражаются селезенка и желудок» развивался многими поколениями врачей, а особенности его методов лечения, основанных на подъеме Ян и увеличении ци, служили для них примером. Научная мысль Ли Дун-таня также была пронизана ицзинистским менталитетом. 

В трактате «Рассуждения о селезенке и желудке» («Пи вэй лунь»), глава «Рассуждения о подъеме и опускании Инь Ян» («Инь ян шэн цзян лунь»), Ли Дун-тань писал: 

«Перемены говорят: «Два образца рождают четыре образа, ци Неба и Земли соединяются, и тем становятся восемь триграмм. В человеке все чистые и мутные ци исходят из селезенки. 

Питающая ци питает всё тело, это - превращения вкусов ци из еды и питья. Чистый Ян соответствует Небу, чистое в чистом, наполняет легкие, чтобы помочь небесной истинности, чистый Ян исходит в верхние полости. 

Мутное в чистом, расцветает рисунок на коже, чистый Ян дает начало рисунку на коже, чистый Ян наполняет четыре конечности. Мутная Инь соответствует Земле, чистое в мутном, питание исходит от духа-шэнь, мутная Инь уходит в нижние полости. 

Мутное в мутном, укрепляет и усиливает кости и костный мозг, мутная Инь идет в пять органов цзан, мутная Инь возвращается в шесть органов фу». 

Здесь с точки зрения двух образов и четверки образцов осмыслена питающая ци, рождающаяся в результате превращений вкусов ци воды и питья. Здесь есть и четыре образа: «чистое в чистом», «мутное в чистом», «чистое в мутном», «мутное в мутном», их подъемы-опускания и движения ритмов-трансформаций, идущие сверху, снизу, изнутри и снаружи, чтобы питать всё тело. Так под главный тезис «Рассуждений о селезенке и желудке» - о подъеме чистого и опускания мутного - была подведена прочная теоретическая база. 

В рассуждениях Ли Дун-юаня о поднимающих и опускающих функциях селезенки и желудка применены также методы заимствования образов по аналогии, исходящие из взаимного отклика Неба и Человека и поверки человеческого небесным. Что касается четырех сезонов года, то он считал, что во главе их стоит весна, весной и летом земная ци поднимается вверх и всё рождается и возрастает, десять тысяч вещей от ростков доходят до пышного цветения. Когда наступают осень и зима, то небесная ци опускается, наступает пора сбора и хранения урожая, десять тысяч вещей постепенно приходят в упадок и погибают. 

Эти подъемы и опускания ци одного года имеют своим центром развитую летнюю ци Почвы, которая служит своего рода осью. Подъем и нисхождение осемененной ци (цзин-ци) человеческого тела также опираются на селезенку и желудок как на центр, играющий роль оси. 

Например, он утверждал: «Желудок является морем питья и еды, питье и пища поступают в желудок, а осемененная ци сначала переносится в селезенку и возвращается в легкие, движется вверх в весенний и летний сезоны, чтобы питать всё тело, вот почему чистая ци соотносится с Небом. Поднявшись, [она] опускается для переноса в мочевой пузырь, движение осенью и зимой заключается в превращении в отходы, в инверсии вкусов и удалении, вот почему мутная ци соотносится с Землей». 

Поражения селезенки и желудка проявляются в основном в двух неодинаковых типах патологических состояний, а именно: «[Когда] кого-то слабит и [ци] долго не может подняться, значит в наличии осеннее и зимнее [состояния], но отсутствуют весеннее и летнее, так что функции порождения и роста тонут в ци смерти, отсюда и возникают сто болезней или наступает длительный подъем и нет опускания, тогда тоже [возникают] болезни». 

Тем не менее г-н Ли в вопросе подъема и опускания особо подчеркивал часть порождения-возрастания и восхождения. Он считал, что только если ци пищи поднимается вверх, лишь тогда ци селезенки может подниматься, лишь тогда изначальная ци может подкреплять-восполнять, лишь тогда порождающая пружина может распространять свою подвижность, лишь тогда Огонь Инь может уменьшаться и, скрываясь, опускаться. 

Наоборот, если ци пищи не поднимается, то ци селезенки опускается и растекается, а изначальная ци будет терпеть ущерб и упадок, порождающая пружина тоже может подвергаться этому влиянию, не может быть постоянно подвижной, при этом Огонь Инь может произвольно напирать вверх и в селезенке возникают болезненные изменения. 

Поэтому в области теории он уделял очень большое внимание восхождению ци Ян селезенки и желудка, а при лечении болезней предпочитал использовать средства увеличения ци и восхождения Ян на основе «астрагала хуанчи и поднимающегося возжигания» («шэнь-ши шэн-чай»). Ли Дун-юань обращал особое внимание на Ян селезенки, теория восхождения ци селезенки и ицзинистская идея поддержки Ян и подавления Инь имеют общее происхождение.

 

 

 

 

 


 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010