Таинственные особые каналы 1



ТАИНСТВЕННЫЕ ОСОБЫЕ КАНАЛЫ

(беседа с д-ром Р.Сахновским)

 

ЧАСТЬ 1. ОСОБЫЕ КАНАЛЫ

Сахновский (далее С.): Известно, что в акупунктуре имеются пути энергии и крови, называемые «каналами» или «меридианами»… Их несколько разновидностей, и обычно используются лишь «главные каналы». Ну, может быть, еще Ло каналы (Ло сосуды). Меня интересует такая непонятная разновидность каналов как «особые»: что это такое и как их использовать? Есть ли вообще смысл рассматривать отдельно взятую категорию каналов в условном отрыве от других проводников ци и крови?

Acupunctu.ru (далее Acu.): Следует уточнить: не все акупунктурные подходы используют знания о каналах (меридианах). Например, акупунктура Дун Цзин чана. С легкой руки англоязычных преподавателей и последователей в России она называется «акупунктура мастера Тонга». Это система точек, распределенных по областям тела, не связанная какими-либо «каналами» или «меридианами».

С.: Просто, набор точек?

Acu.: Именно. Поэтому в такой системе говорить о каких-то проводниках и их подвидах смысла никакого нет…

С.: Тогда вопрос: системы без каналов эффективны?

Acu.: Эффективность исповедуемого подхода определяется тем, насколько вы им овладели, а не его могучими философскими или теоретическими корнями. Отмечу, что в рутине акупунктурного приема пациентов – как он выполняется в большинстве случаев, тоже нет никаких каналов. Если наборы рецептов и всё. Какая система при этом задействуется в работу, какой уровень проводников используется – это не вопрос. На это нет времени.

С.: Тогда какой смысл в разделении проводников на подвиды, их изучения?

Acu.: Такое разделение сделано еще в Лин шу, где детально расписаны части системы циркуляции. Древним это было важно. Для чего? Видимо для повышения эффективности акупунктуры. Смысл подобных исследований и теорий в знании человека, особенностей работы его систем и применение их в практике. В благородной практике лечения, то есть, освобождения людей от страданий. В целом же акупунктура основана на знании каналов – это мнение Лин шу (гл.10).

Замечу, что вся диагностика китайской медицины в её «мэйнстриме» в большинстве случаев сводится к выявлению «чжэн» – синдрома. Синдромы одинаковы и в лекарственной (в основном травной) медицине и в акупунктуре. Но при этом древние книги (Су вэнь, Лин шу) описывают разные виды путей циркуляции энергии, которые в практике просто отвергаются… Есть некое обобщение патологической ситуации, втиснутое в рамки синдрома.

С.: Тогда снова тот же вопрос: что такое «особые каналы»?

Acu.: Обратимся к основам: 11-я глава Лин шу «Каналы-бе основных каналов-цзин». Хотя заглавие упоминает каналы-бе, в тексте главы они называются «каналами-чжэн».

Хуан Ди интересуется у Ци Бо:

«Слышал, тело человека пребывает в согласии с путями [принципами] Неба. Внутри есть 5 Цзан, поэтому [есть] соответствие 5 звукам, 5 цветам, 5 временам года, 5 вкусам, 5 направлениям [положениям]. Снаружи есть 6 Фу, поэтому [есть] соответствие 6 ступеням гаммы. 6 ступеней гаммы – основа Инь и Ян каналов, они согласуют их с 12 месяцами года, 12 зодиакальными созвездиями, 12 сезонами года, 12 водами [реками Китая], 12 временами [дня].

12 каналов Цзин-май [то есть главных] – это то, чем 5 Цзан и 6 Фу соответствуют путям Неба. 12 каналов Цзин-май это то, с помощью чего рождается человек, из-за чего он болеет, из-за чего выздоравливает, чем он выздоравливает, то, с чего начинается учение. Для искусного это то, на чем он останавливается. Для посредственного это то, что легко. Для лучшего это то, что трудно. Позвольте спросить, как они расходятся и сходятся, выходят и входят?»

С.: ?

Acu.: Текст дает нам базовые числа организма 5 и 6, согласующие его работу с окружающим миром. Каналы здесь являются средством, орудием этой синхронизации. Смысл пятерки в сохранении, смысл шестерки в согласовании. Одно не мыслится без другого. Принципы пятерки и шестерки, служащие основой действия каналов, «сходятся и расходятся, входят и выходят» – вот о чем спрашивает Хуан Ди.

В данном контексте 5 и 6 – это синонимы Ян и Инь, только представленные развернуто.

Стоит учесть общий порядок изложения каналов в Лин шу:

- глава 10, каналы Цзин-май (то есть главные) и их ответвления Ло (Бе), то есть продольные нити (основа) и поперечные нити (уток) энергетической ткани организма;

- глава 11, Ответвления каналов Цзин;

- глава 12, Каналы и реки; наконец,

- глава 13, Сухожильные каналы.

С.: Я правильно понял, 11-я глава – это описание схождения и расхождения Инь и Ян каналов Цзин-май, представленных через пятерку и шестерку, и обозначены эти пути как Бе или Чжэн – «ветви»?

Acu.: Именно! Только не надо их путать с Земными Ветвями (ди чжи).

С.: Что ответил Ци Бо на вопрос Хуан Ди?

Acu.: Ци Бо детально описал ход этих путей в виде 6 соединений (см. Приложение 1). И это вполне соответствует ходу вопроса Хуан Ди: «Тело согласуется с Небом. [Для этого] внутри есть 5 Цзан, они соответствуют тому-то и тому-то, а снаружи есть 6 Фу – они 6 ступеней гаммы и они-то основа Инь и Ян каналов, они-то и согласуют их с течением [то есть нормой] времени».

С.: Почему упор делается на 6-ку?

Acu.: 6-ка здесь Ян, она представляет 6 действующих сил организма. 5-ка здесь Инь, это поддержка, сохранение и регенерация этих 6 сил. 12 каналов (главных) это 6 пар Инь и Ян, объединенных снаружи через Ло-поперечные (соединение Юань-Ло на конечностях). В 11-й главе Лин шу Ци Бо рассказывает еще об одном типе соединения этих Инь-Ян пар, но не на периферии тела (конечностях), а в глубине.

С.: Как Ци Бо представил эти 6 соединений?

Acu.:

1 соединение

мочевой пузырь - почки

2 соединение

желчный пузырь - печень

3 соединение

желудок - селезенка

4 соединение

тонкая кишка - сердце

5 соединение

тройной обогреватель - правитель сердца

6 соединение

толстая кишка - легкие

 

С.: Какова симптоматика нарушения этих соединений?

Acu.: А тут любопытно: если глава 10-я Лин шу, посвященная описанию главных каналов (Цзин) и их вторичных сосудов (Ло), детально описывает их ход и признаки нарушения, то глава 11-я Лин шу, посвященная ответвлениям Чжэн («особым каналам») ничего не говорит о признаках их нарушения!

С.: И как быть?

Acu.: Лин шу оставляет это на выбор читателя.

С.: Читатель, я думаю, голову себе сломает… А что говорят авторитеты?

 

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010