Таинственные особые каналы 6
ЧАСТЬ 5. ТАИНСТВЕННЫЕ ОСОБЫЕ КАНАЛЫ
С.: Что-то еще осталось об особых каналах?
Джефри Юэнь
Acu.: Акупунктурист Николас Сьебен (Nicholas Sieben) посещал лекции даосского медика Чжэфри Юэня (на сайте Acupunctu.ru уже представлен перевод его лекций по чудесным сосудам) в центре здоровья в нью-йоркском чайнатауне, и поделился весьма интересной информацией в своих статьях Вторичные каналы акупунктуры и Хронические дегенеративные заболевания и особые каналы (http:/www/acupuncturetoday.com/mpacms/at/column.php?c_id=3552). Приводим их перевод.
Николас Сьебен
Вторичные каналы акупунктуры
Таинственные особые каналы
Исследование самосохранения и дегенерации
Особые каналы находятся среди наиболее таинственных образований всей китайской медицины. Их редко упоминают, на них мало ссылок в современных исследованиях ТКМ, и они редко используются в популярных методах лечения китайской медицины. Кроме того, эти особые каналы обеспечивают глубокие знания о физической поддержке и упадке процесса жизни.
Одним из наиболее интересных современных комментаторов, обучающих особым каналам, является Джэфри Юэнь (Jeffrey Yuen). Он представляет эти мнимые каналы как совокупность тесно связанных между собой явлений, описывающих механизм самосохранения тела. Последовательность особых каналов, как она представлена в 11-й главе Лин шу являет собой детальное исследование того способа, каким тело поддерживает свою целостность перед лицом вызовов, которые бросает ему жизнь. Особые каналы – это также изучение того, как тело стареет [деградирует] и, в конце концов, разрушается.
Исторически, теория особых каналов предшествует теории экстраординарных сосудов. Обе эти системы каналов рассматривают конституциональный юань-уровень тела: корень всей его силы и качеств. Однако до относительно недавнего времени в истории китайской медицины информация об экстраординарных сосудах не была организована в законченное исследование, ведущее напрямую к клиническим методам лечения.
Ройстон Лоу (Royston Low), Нгуен Ван Нги (Nguyen Van Nghi) и Мики Шима (Miki Shima) (вместе с Чарлзом Чэйзом) написали интересные объясняющие книги по теме особых каналов. Многие из тем, которые представили эти авторы, возникли из их перевода и понимания 11-й главы Лин шу. Шима и Чэйз комментируют тот факт, что эта 11-я глава начинается не с обсуждения путей особых каналов или чего-либо выглядящего медицинским, а вместо этого описывает то, как космос отражен в человеческом теле. Ван Нги обсуждает важность разделения и объединения каналов. Лоу устанавливает, что особые каналы, которые рассматриваются как коллатерали или вторичные сосуды в современной акупунктуре, на самом деле разделяются на отделении хозяйских меридианов и их самих.
Юэнь проводит связь между особыми каналами и несколькими концепциями в Нань цзин и Нэй цзин; первое – это важность точек слияния или объединения вдоль путей этих особых каналов. В основном, как и главные каналы, особые каналы имеют точки объединения между Инь и Ян каналами внутри каждого элемента. Например, особые каналы мочевого пузыря и почек, как считается, имеют слияние в точке вэй-чжун (V-40) и в тянь-чжу (V-10); особые каналы желчного пузыря и печени имеют слияние в (VC-2) цюй-гу и в тун-цзы-ляо (VB-1).
Верхние точки слияния каждого канала – это все точки, расположенные вблизи чувствительных отверстий или вдоль горла в точках, известных как точки «окон в небо». Точки «небесных окон» упомянуты во 2-й главе Лин шу как имеющие сильное влияние на чувствительные отверстия головы.
Нижние точки слияния особых каналов – это также специальные группы точек, говорит Юэнь. Поскольку данные точки не организованы в специфические группы в Нэй цзин подобно небесным окнам, Юэнь дает им название «дверей в землю», придерживаясь темы, что особые каналы отражают Небо и Землю в человеческом теле, как подразумевается в главе 11-й Лин шу. Точки «дверей в землю» резонируют с нижними отверстиями тела, доказывая то, что работа с особыми каналами некоторым образом вовлекает работу с верхними и нижними порталами [проходами].
Важность этих верхних и нижних точек объединения на особых каналах в связи с их специфическим расположением разъясняется во многих главах Нань цзин. Так, глава 37-я Нань цзин говорит о концепции закрытия и сопротивляемости, которая включает в себя блокаду сообщения между Инь и Ян сторонами тела. Эта концепция закрытия и сопротивляемости сложна, но глава 37-я утверждает, что она вовлекает разделение [отделение] путей и связей между внутренними органами и наружными отверстиями, которые включают верхние отверстия органов чувств, а также нижние отверстия удаления. Нань цзин предостерегает, что сопротивляемость и закрытие приводят к преждевременной смерти.
Глава 1-я Су вэнь пишет, что метод сохранения здоровья и долголетие осуществляются через моделирование на себе Инь и Ян, что помогает сохранять физические свойства и дух соединенными. Базовая тема, которая находится в самом начале классических текстов китайской медицины – это проблема дегенерации, которую все мы встретим как человеческие существа. Инь и Ян разделяются, поэтому наши тела дегенерируют, а наш дух уходит. Главный фокус этих классических медицинских трактатов состоит в том, как задержать эти изменения: как поддерживать связанность нашего тела и психики, чтобы мы могли прожить все годы, выделенные нам Небом. Глава 11-я Лин шу, вероятно, обозначает особые каналы как проводники, наиболее связанные с этим процессом.
Юань учит, что особые каналы – это пути защиты внутренних органов от болезней и от дегенерации. Они, как считается, выходят из внутренних органов как пути для отведения патогенов. Любая угроза органам будет отклонена в суставы, где они будут сохраняться, защищая органы от прямой атаки.
Изучение других канальных систем тела показывает, насколько сильно тело стремится предотвратить проникновение патогенов во внутренние органы. Если что-то сделало все барьеры тела проницаемыми для движения к внутренним органам, это показывает, что либо патоген слишком силен, превосходя защитные силы организма, либо что защитная система ослаблена и недостаточна. Чтобы спасти себя, тело использует особые каналы.
Патогены, от которых наше тело не может избавиться, должны храниться где-то в теле. Система особых каналов и обслуживает наиболее вызывающие из этих латентных патогенов.
К клиническому применению особых каналов можно подойти двумя способами. Каналы могут быть объединены, чтобы поддерживать скрытое состояние сохраняемых патогенов, держа их скрытыми и не проявляющими симптомов. Также они могут применяться, чтобы оттянуть патогены глубже в тело. Поскольку суставы рассматриваются как места хранения патогенов, угрожающих внутренним органам, они становятся главными местами, где особые каналы устраняют их влияние [буквально: проводят детоксикацию, устраняют влияние яда]. Поэтому очищение суставов служит непрямым путем очищения органов.
Особые каналы устроены как непрерывная система самосохранения. Сущность-цзин является одной из самых плотных субстанций в теле. Это первая субстанция, используемая особыми каналами для того, чтобы поймать и спрятать превосходящий патоген. Сущность-цзин получает поддержку всех остальных иньских субстанций тела: от крови и жидкостей. Каждый особый канал связан с особой иньской субстанцией, чтобы поддерживать процесс в теле в скрытом состоянии.
Скрытое состояние нагружает тело [требует от тела больших усилий]. Когда мы придерживаем вещи продолжительное время, иньские субстанции тела расходуются. Каждая пара особых каналов может рассматриваться как стадия внутри болезненного процесса, связанного со скрытым состоянием.
Пара особых каналов мочевого пузыря и почек представляет сущность-цзин, когда она поддерживает это скрытое состояние. Пара особых каналов желчного пузыря и печени поддерживает сущность-цзин с помощью крови, сохраняемой в печени. Желудок и селезенка делают то же самое с помощью жидкостей, которые они производят. Когда сущность-цзин истощается под воздействием нагрузки, еще большая нагрузка ложится на кровь и жидкости тела. В конечном счете, все Инь тела будут израсходованы, вызывая протечку: утрату скрытого состояния. Утрата свойств-сил Инь по сохранению патогена скрытым ведет к появлению симптомов.
Каждая стадия внутри особых каналов проявляется своими собственными симптомами, показывающими признаки недомогания. Ло сосуды, как описано в главе 10-й Лин шу, вводят важные медицинские концепции полноты и пустоты. Особые каналы подобны Ло сосудам. Когда они заполнены патогенами, возникают признаки, показывающие их растянутость и нагруженность. Каждая стадия в развитии особых каналов будет показывать нарастающие стресс и нагрузку на тело, пока удерживающий сосуд не раскроется и не опустошится назад в главную циркуляцию.
В этой точке, когда нет больше Инь, чтобы вмещать в себе болезнь, патоген выходит, но теперь он сильнее того, что может вынести тело, поскольку он истощил его ресурсы. Это часто происходит тогда, когда проявляет себя главное угрожающее жизни заболевание, иногда кажется, что оно появилось ниоткуда.
Развитие резонанса с особыми каналами как с клиническими инструментами, является глубоким, вовлекающим процессом. Лин шу наводит на мысль, что эти каналы отражают таинственный порядок Неба и Земли так, как они отражены в человеческом теле. Нань цзин предполагает, что у них есть связь с восприятием и способностью повторно использовать и обновлять себя. Когда они заполняются, то уменьшают вместимость тела, медленно ослабляя и расходуя его ресурсы.
Моя следующая статья исследует то, как достичь этих особых каналов через точки соединения, и стратегии работы со скрытой патологией, сохраняемой в этих особых каналах, на что намекают тексты Лин шу и Су вэнь.
Через работу с особыми каналами и рассмотрение их работы внутри своего собственного тела и жизни, стороны их тайн начинают раскрываться сами собой.
Николас Сьебен
Хронические дегенеративные заболевания и особые каналы
Акупунктурные каналы – это живые объекты [сущности, данности]. Через них мы можем наблюдать и переживать законы природы. Нэй цзин напоминает нам, что человеческое тело находится в голографическом резонансе с миром природы. Акупунктурные каналы представляют собой «приложения» [базы данных, коды], обучающие нас естественному физиологическому процессу: как природа отражается в теле. Также они обсуждают патологическое реагирование во внутреннем и внешнем окружении.
Глава 11-я Лин шу советует: «Начинающему лечить болезни следует изучить теорию каналов, а хороший врач должен также уделять им пристальное внимание. Врач низшего уровня считает, что теория каналов легка для изучения, но врач высшего уровня полагает, что трудно стать искусным в их изучении… Состояние каналов – это то, чем неосмотрительный врач пренебрегает, и то, что дальновидный врач изучает тщательно». Глубокое понимание акупунктурных каналов является важным для врача китайской медицины. Когда он постоянно изучает их, глубина этих каналов раскрывается сама собой. Они представляют жизнь человека. Как и сама жизнь, они являются тайной. Магические. Смесь научного порядка и небесной тайны. Небо и Земля завершаются через Человека. Они неистощимы в своей мудрости. Они – великие учителя. Они внушают уважение, почтение, развиваясь медленно с течением времени, в которое мы выстраиваем свои отношения с ними.
Особые каналы описаны в 11-й главе Лин шу. Эти каналы часто рассматривают как самые таинственные. Они представлены как «соответствующие явлениям мира природы». Тема данной главы устанавливает, что «человеческое тело находится в согласии с природой». Особые – это каналы, которые отмеряют, насколько мы гармоничны с природой внутри и снаружи. Описание каналов, которое следует далее, описывает их «отделения» от главных каналов, следующие к скрытым областям [областям задержки] - костным полостям тела.
Глава 11-я выглядит как просто глава, обсуждающие пути каналов. Как и многие главы в Нэй цзин и в даосской литературе в целом, информация «закодирована». Глубинное значение раскрывается, когда понято метафорическое значение этих образов. Чтобы понять эту 11-ю главу, необходимо понять особые каналы. Чтобы понять особые каналы, следует уловить таинственную тему, в которой они представлены.
Многочисленные философские положения представлены при описании акупунктурных каналов. То, что может показаться простой анатомической картой, на самом деле является детальным медицинским трактатом. Внутри каждого из каналов имеются физиологические смыслы, физиологические и патологические теории и стратегии лечения.
Например, первая часть особого канала мочевого пузыря начинается на тыльной стороне колена на уровне точки вэй-чжун (V-40). Она проходит в ягодичные мышцы к точке чэн-фу (V-36), в анус-копчик на уровне точки чан-цян (VG-1), обволакивает таз, чтобы встретиться с ян-гуань (VG-3) и мин-мэнь (VG-4) перед тем, как снова отправиться к поясничной VG-4. Это целый мир информации, заключенный в простой карте. Информации о роли этого канала, его патологическом развитии, а также о стратегиях исцеления и «духовного» развития.
Акупунктурные каналы, особенно те, что представлены в Нэй цзин, служат ключами для понимания человеческой жизни, здоровья и болезни. «Раскапывая» эти источники знания, человек должен расследовать смыслы каналов. Понимание роли, действия и физиологии каждого канала, как внутри его собственной канальной системы, так и среди всех каналов, становится жизненно необходимым.
Дальнейшая информация об особых каналах находится в главе 63-й Су вэнь. Эта глава посвящена развитию болезни, описанному как движение через акупунктурные каналы. Патогены движутся с уровня кожи (кожных каналов) в «малые коллатерали» (сухожильные каналы и Ло сосуды).
«Коллатераль» – это сосуд, используемый для блокировки движение патогена внутрь (главного) «канала». Коллатерали в наше время рассматриваются как «вторичные сосуды». Они служат охранителями главных каналов. Патогены потенциально способны разрушить физиологическую функцию, если они атакуют главный канал. Также они могут найти проход к Цзан Фу, нарушая органные функции. Коллатерали смещают эти патогены прочь из главной циркуляции, поддерживая их пойманными в общих местах задержки вроде малых кровеносных сосудов.
Когда эти «малые» коллатерали перестают справляться, объясняет 63 глава [Су вэнь], патоген выходит в главный канал, в итоге повреждая Цзан Фу.
Тело имеет и вторую линию обороны, после того как «малые коллатерали» потерпели крах. Патоген затем перетекает в большую коллатераль и… вредная энергия расходится во всех направлениях, не оставаясь в каком-то особом месте. Возникают симптомы, патоген по прежнему остановлен от проникновения в главный канал и в Цзан Фу. Современное название этого процесса – «теория карающей болезни». Тело понимает её приоритет, чтобы сохранять жизнь. Проникновение патогена в Цзан Фу может создать угрозу жизни. Если тело может избавиться от патогена, так и будет. Но если не сможет, оно идет на компромисс и запихивает патоген в «энергетический клозет», где он будет создавать симптоматику, но не будет угрожать жизни. Большая часть дегенеративных заболеваний служит тому примером. В результате возникает воспаление и разрушение тканей, но органы находятся в безопасности, и жизнь продолжается.
«Малые» и «большие» коллатерали сходны между собой в том, что и те и другие перемещают патогены прочь от главных каналов. И те и другие проявляются в симптоматике в виде обструкции-Би, восставшей ци и нарушения Шэнь. Отличие состоит в том, где поддерживается скрытое состояние. Ло сосуды держат это скрытое состояние в малых кровеносных сосудах тела; особые каналы делают то же самое через суставы. Одни используют кровь, а другие – Цзин.
В нынешние времена особые каналы рассматривают как основу для лечения хронических дегенеративных заболеваний. Эти особые каналы побуждают работать с ними и понять их. Они напрямую противостоят процессу старения и дегенерации; стоят лицом к лицу с тайной жизни и смерти человека. Это реальные каналы. Будучи коллатералями, особые каналы не связаны с физиологией. Это каналы патологии, по сути «покупающие нам время», поскольку не устраненные скопления расходуют нас.
В современном развитом мире хронические дегенеративные заболевания представляют собой вершину проблемы здоровья. Согласно Центру по контролю за заболеваемостью (Center of Disease Control), «7 из 10 смертей среди американцев связаны с хроническими болезнями. Более 133 миллионов американцев страдают, по меньшей мере, от одного хронического заболевания. Болезни сердца, рак и инсульт занимают 50% всех смертей каждый год; артриты служат наиболее частой причиной инвалидности, а диабет выступает главной причиной нарушения почек и слепоты».
На протяжении столетий дегенеративный процесс находится в фокусе. Глава 1-я Су вэнь начинается с обсуждения того, почему некоторые люди живут долгой и здоровой жизнью, а другие быстро приходят в упадок, умирая в раннем возрасте. Это устанавливает характер Нэй цзин как книги, обучающей нас практикам долгой жизни.
Комментарии к системе каналов говорят, что особые каналы – это первые акупунктурные каналы, которые должен изучать клиницист. Возможно потому, что дегенеративный процесс является наиболее вызывающей стороной человеческой жизни. Дегенерация естественна. Жизнь циклична: все вещи рождаются и умирают. Мы стареем и, в конце концов, умираем. Однако Нэй цзин учит, что цикл рождения, роста и смерти может быть как растянут, так и сжат: это зависит от многих факторов. Большая часть того, что современная медицина относит к «старению», может быть оспорена как наиболее сложная. Акупунктурные каналы, особенно «коллатерали», описывают процесс быстрой дегенерации и пути её предотвращения.
В теории китайской медицины есть три главные причины болезни: патогены из внешнего окружения, внутренние нарушения равновесия, связанные с питанием и эмоциями, и факторы образа жизни.
Старение, питание и образ жизни известны и в западной медицине как основные причины дегенеративных болезней. Китайская медицина также детально описывает наружно обусловленные агенты (ветер, холод, влажность), а также эмоциональные нарушения, которые выступают в качестве дополнительных причин хронического дегенеративного процесса.
Су Вэнь обсуждает взаимосвязи между болью (синдром обструкции, Би) и воспалительным процессом, которые приводит к физической дегенерации (синдром атрофии, Вэй). Главы 33 и 34 обсуждают развитие проникновения ветра-влажности-холода в сухожилия тела. «Когда болезнь Би входит во внутренние органы, пациент умирает; если она задерживается в сухожилиях или костях, то боли затягиваются; если она остается лишь в коже, больной выздоравливает гораздо быстрее». Перемещение патогенов в Цзан является летальным, поэтому тело делает всё, чтобы оттянуть их куда-то еще. Коллатерали – это места, где хранятся патогены, чтобы обезопасить органы Цзан. Сухожильные каналы сохраняют патогены на уровне кожи и мышц, Ло сосуды – на уровне кровеносных сосудов, а особые каналы – в костях и суставах. Глава 43-я устанавливает, что Би не всегда вызывает боли. Боль может быть перемежающейся или может отсутствовать, что зависит от того, где и как он сохраняется.
Глава 44-я описывает развитие Би в слабость, онемение и утрату лимбической [краевой] функции: по сути, дегенерацию.
Многие хронические дегенеративные состояния вовлекают ткани тела: мышцы и кости-суставы. Они также вовлекают ткани, связанные с циркуляцией крови: сердце, селезенку (проявляющую себя в плоти) и печень (артериальное давление). Акупунктурные точки особых каналов в настоящее время рассматриваются как примитивное изображение лимфатической системы: другой области, связанной с дегенеративным процессом. Теории системы коллатералей описывают, как и почему возникает тканевая дегенерация.
Многие рассматривают дегенеративные процессы как неприятность, оказавшуюся благом. Глава 63-я Су Вэнь допускает такую возможность. Когда патоген достигает Цзан, человек может умереть. А когда патоген пойман в коллатералях, возникают боли и симптомы, но смерть не грозит. Качество жизни страдает, но сама жизнь продолжается.
Особые каналы представляют собой теорию развития. Они описывают то, как патоген ловится в «больших коллатералях», и удерживается под контролем жидкостей тела, начиная с более плотных (Цзин и кровь) к более тонким (цзинь е) и до самых нематериальных (ци и Ян). Любой патоген, сохраняемый в латентном состоянии в теле, будет создавать тепло, которое, в конце концов, израсходует ту жидкость, которая держит его пойманным. Когда очередная жидкость израсходована, подходит следующий наиболее плотный материал, чтобы продолжать это сохранение в латентном состоянии. Кровь поддерживает Цзин, жидкости поддерживают кровь, ци поддерживает жидкости, Ян служит корнем для всего.
Развитие особых каналов начинается с мочевого пузыря и почек, представляющих жидкость Цзин: самый плотный материал в теле, и первое вещество, используемое для поддержания этого скрытого состояния. Далее идет пара особых каналов желчного пузыря – печени, представляющих кровь, поддерживающую латентное состояние. Желудок – селезенка и тонкая кишка – сердце представляют жидкости цзинь и е соответственно. Тройной обогреватель и перикард представляют ци, когда она пытается стать плотной для сохранения латентности. Последней стадией в непрерывности этих особых каналов служат толстая кишка и легкие, которые представляют базовую Ян ци тела: корень всей его функциональности.
[Для наглядности мы сделали таблицу – Acupunctu.ru]
пары особых каналов |
жидкость |
плотность |
мочевой пузырь и почки |
Цзин |
наивысшая плотность |
желчный пузырь и печень |
кровь |
|
желудок и селезенка |
цзинь |
|
тонкая кишка и сердце |
е |
|
тройной обогреватель и перикард |
ци |
|
толстая кишка и легкие |
базовая Ян ци |
корень функциональности |
Глава 11-я Лин шу описывает скрытое состояние, пойманное в Цзин, развивающееся, в конце концов, в коллапс янской ци: повреждение органа. На уровне тройного обогревателя иньские жидкости тела уже израсходованы, принуждая тело «утратить скрытое состояние». Это та стадия, когда дремлющее состояние начинает просыпаться и распространяться по всему телу. Тело отчаянно стремится найти любую доступную Инь субстанцию для восстановления скрытого состояния. Оно делает это через уплотнение послеродовой ци. Если она не выдерживает, тело переходит к финальной стадии толстой кишки и легких, где патоген высвобождается уже в главные каналы. Эта стадия отличается от того, что описано в главе 63-й Су Вэнь. Когда патоген был изначально выпущен из «малых коллатералей» (Ло сосуд) назад в главный канал, там еще имелось достаточно Цзин (Инь и Ян), чтобы переместить его в глубокие коллатерали. Но в стадии особых каналов толстой кишки и легких все ресурсы тела уже израсходованы: корень поврежден до точки, когда скрытое состояние более невозможно. Между патогеном и Цзан больше нет буфера. Теперь состояние угрожает жизни.
Пути особых каналов, представленные в главе 11-й Лин шу, не только показывают развитие болезни, но также обеспечивают стратегии для лечения. Пути особых каналов представляют собой «коды», детализирующие действия, необходимые для разрешения прогрессирующих дегенеративных состояний, проявляемых из латентного состояния.
Вся теория каналов содержит как медицинские стратегии, так и философские включения. Болезнь – это больше того, чем мы наблюдаем физически. Будучи людьми, мы ищем смысл своей жизни. Согласно классической китайской медицине, мы рождены с судьбой, планом обучения, путем. Наше сердце имеет программу [план], которую оно хочет исследовать, предметы и желания, которые воодушевляют его и причиняют ему боль. Может оказаться полезным, иногда даже необходимым, оценить эти тонкости при попытках устранить болезненное состояние.
Особые каналы представляют собой коллатерали. Они служат проводниками Юань и Вэй ци, обеспечивая соединение между самым глубоким и самым поверхностным слоями тела. Коллатерали могут рассматриваться как «отвлекающие внимание» от главных каналов: они отклоняют проблемы прочь от главной циркуляции. Особые каналы, являясь коллатералями, отклоняют болезни в очень глубокий слой тела, где те переходят в скрытое состояние. Это часто называют «скрытой ци» или «скрытым состоянием». Оно может быть связано с очень глубоким уровнем отрицания или подавления. Главный канал не будет вступать в контакт с этим нарушением, как и Ло сосуды. Поэтому болезнь, в конечном счете, оказывается в суставах: упакованная в Цзин, где она сохраняется так долго, как только возможно.
Существует компонент Шэнь в этих особых каналах. Они представляют собой разновидность «Ло сосудов», переводящих неразрешенную болезнь в скрытое состояние. Как и Ло сосуды, они проявляют симптоматику обструкции Би, восставшей ци и нарушений Шэнь. Особые каналы проводят энергию, находящуюся глубже, чем Ло сосуды. Особые каналы проникают на уровень Юань: воздействуя на «Син» человека или его природу. Личностные изменения [изменения характера] связаны с особыми каналами: нарушение орошения сущностной ци [цзин-ци] тройным обогревателем в органы Цзан.
Глава 11-я Лин шу делает вывод, что болезни особых каналов возникают, когда мы утрачиваем синхронизацию с природой. Как люди, мы являемся частью природы. Мы должны находиться в гармонии с наружным окружением. Также у нас есть внутренняя природа. Взаимодействие между нашими Цзин и Шэнь при рождении дает нам индивидуальность – «Син». Таким образом, программа Шэнь и Цзин встречает тройной обогреватель и уполномочивает его распределять сущностную ци в органы Цзан. Если нам предназначено исследовать «элемент Дерево» как предмет в жизни, то сущностная ци будет помогать точке Шу печени на мочевом пузыре, распределяя больше юань ци в элемент Дерева. Наша личность становится Деревом. Мы начинам видеть мир с точки зрения Дерева. Металл и Земля будут находиться либо в балансе, либо бросать нам вызов; мы ощущаем питание и поддержку со стороны Воды и поддерживаем Огонь.
Если в течение своей жизни мы переносим травму, наша «Син» может повредиться, что вызывает периодические изменения в нашем характере. Это служит эквивалентом повреждения на уровне юань. Тройной обогреватель периодически меняет свое течение. Выражаясь метафорически, мы отклоняемся в сторону от пути, предназначенного нам судьбой. Тогда наша жизнь и её действия начинают проявляться через коллатерали вместо главного канала.
Ло сосуды возникают из помещения слишком большого количества энергии – внимания на какой-либо особой стороне нашей жизни. Ло сосуды проводят кровь. Кровь – это средство передвижения для Шэнь. Философское утверждение, сделанное через Ло сосуды, подразумевает, что наш фокус ума – эмоций зафиксирован на определенной стороне жизни. Мы сохраняем постоянное думанье о нем, либо непрерывно проигрываем его. Мы изводим себя кровотечением до смерти через фиксации своих Ло сосудов. Либо, если сосуд находится в пустоте, это может быть избеганием болезни. Особые каналы более отдалены [букв. экстремальны], чем Ло сосуды: они отклоняют сущность в эти фиксации, идя настолько далеко, что могут менять наш путь жизни, меняя наш характер, либо заставляя нас отвергнуть то, чем мы, по сути, являемся.
Особые каналы – это пути восстановления сознательности. Они служат звеньями к уровню Юань: это пути повторного открытия нашей судьбы и истинного характера. Как только мы восстановили свою сознательность, мы можем начать выбирать то, что лучше поддержит нашу жизнь. Это необходимо для исцеления. Первое: сознание того, как наш образ жизни, окружение, умственная или эмоциональная жизнь влияют на нашу болезнь. Второе: поменять то, что не согласуется с нашим здоровьем и хорошим самочувствием. Исцеление требует освобождения от прошлого, наших иллюзий и несбывшихся надежд.
Особые каналы являются противостоящими. Они помещают нас в контакт с тем, чем мы реально являемся. Некоторые испытывают огромный страх перед тем, кто мы есть. Некоторые ненавидят то, кто мы есть. Они питают подавления: то, как мы убегаем от самих себя. Они также просят нас признать пути, которыми мы атакуем себя: наши аутоиммунные склонности. В некотором смысле они находятся в сильном резонансе с сосудами Цяо: способность находить мир внутри себя и мир внутри нашего окружения. Они также резонируют с точками Цзин-колодцами: способностью пробуждать сознание, идеально для того, чтобы выпустить и идти дальше.
Философские последствия системы каналов раскрываются через многие стороны. Где они возникают в континууме, как текут их пути, тип ци, которую они проводят, связанные с ними симптомы.
Особые каналы проводят Вэй ци: как мы приспосабливаемся к нашему окружению. Насколько мы сопротивляемся миру и своей собственной природе? Вэй ци, поскольку она создает соединение с Юань ци, дает выражение нашей сущностной ци посредством бессознательного поведения. Особые каналы проявляют себя обструкцией Би, восставшей ци и нарушениями Шэнь, идущими немного дальше, чем физические симптомы. Они представляют пути, которые имеют дело с нашей жизнью и нашим Я: то, как мы ведем себя, часто бессознательно – через осанку и жизненную позицию.
Особые могут быть каналами освобождения, развития великой подлинности. Вот почему они являются противостоящими. Однако, такое противостояние – это иногда лишь «выход» болезненного состояния. Согласно даосской философии, мы можем убежать от своей судьбы, но не можем скрыться от нее. В конечном счете, наше подлинное Я и его незаконченные дела настигнут нас. Если не в этой жизни, то в следующей. Используя слова буддийского учителя Пема Чодрона (Pema Chodron), особые каналы обеспечивают «мудрость не избегания» (wisdom of no escape).
Ссылки:
Chodron, Pema. Wisdom of No Escape. Shambala, Boston, MA 1991.
Liansheng, Wu; Qi Wu (translators). Yellow Emperor’s Cannon of Internal Medicine (Nei Jing). China Science & Technology Press.
Yuen, Jeffry. Lecture on Jing Bie – Divergent Channels: The Humors and Their Relationship to Zhang–Fu, June 19-20, 2010 at Chinatown Wellness Center, NY, NY.
Yenn, Jeffry. Lecture on Jing Bie – Divergent Channels and Their Treatment Strategies, October 9-10, 2010 at Chinatown Wellness Center, NY, NY.
Yuen, Jeffry. Lecture on Chinese Herbal Strategies for Musculoskeletal Disorders (Wai Ke), March 17-18 at Chinatown Wellness Center, NY, NY.
www.cdc.gov/chronicdisease/overview/index.hml
С.: Здорово!! Ах, не знал, не знал я этого…
Acu.: Мы все учимся, и получение еще одного кусочка истинного знания – большая радость.
С.: Напоследок хочу задать вопрос: как Сергей Николаевич Шевчик, которого Вы столь уважаете, относился к особым каналам? Знал ли он их?
Acu.: Не только досконально знал, но и активно использовал. В его практике они занимали большое место. Более того: он единственный известный мне человек, который разработал пульсовую диагностику особых каналов, позволяющую детально узнать, какой именно из этих каналов поражен.
С.: Не может быть!
Acu.: Еще как может. Но, страждущих я отсылаю к его книге Судзи-чимсур (иглоукалывание точек кистей рук), изданной в далеком 1993 году, стр.329-332.
С.: При чем здесь «акупунктура кистей»?
Acu.: Формально книга посвящена Судзи-чимсур – стилю корейского иглоукалывания, разработанного Рю Тхэ У (еще до Су джок Пака Чжи У), но на самом деле это подходы к лечению самого Шевчика.
С.: Спасибо огромное!
-
Уважаемый Михаил. В данном контексте «приходится догадываться» пишется без мягкого знака… Также после запятой ставят пробел при печати – такое правило, иначе слова друг на друга «налезают». А вообще советуем Вам сосредоточить свое внимание на других сайтах, где дается информация в хорошем переводе, а не тратить время здесь… С уважением, Acupunctu.ru
-
перевод отвратительный,о том,что хочет донести автор,приходиться догадываться интуитивно.не сочтите за хамство
Имя: | |
E-mail: | |
Ваш комментарий: | |
Введите цифры с картинки: |