ТКМ-акупунктура и Не ТКМ-акупунктура 1



Некоторые японские стили: пальпация энергетического ядра

(из Mark D.Seem «Acupuncture Imaging – Perceiving the Energy Pathways of The Body», глава 4, стр. 31- 39)

Марк Сим

В заключении своей книги «Экстраординарные сосуды» Киико Мацумото (Kiiko Matsumoto) и Стефен Бирч (Stephen Birch) определили путь для американской акупунктуры, за пределами которого я вынужден использовать термин «ТКМ-акупунктура» (то есть, акупунктура в стиле современной традиционной китайской медицины – прим. acupunctu.ru), что возвращает нас к традиционным практикам акупунктуры, сосредоточенным скорее на энергии человека, чем на болезнях и на их лечении.

Короткое отступление, касающееся моего собственного обучения акупунктуре, служит одним из примеров тех запутанных троп, какими ранние американские практики акупунктуры двигались на своем пути, может прояснить это обсуждение различий между ядром акупунктурной энергетики и ТКМ-акупунктурой, практикуемой на Западе.

В моем раннем обучении акупунктуре, проходившем под руководством практиков и преподавателей, обученных в Квебекском Институте акупунктуры в Монреале, мы в качестве руководства по расположению точек и акупунктурным техникам использовали книгу «Основы китайской акупунктуры» (Outline of Chinese Acupuncture), но также использовали и европейские тексты – Лоусона и Вудса (Lowson and Woods), Остина (Austin), Манна (Mann), Ван Нги (Van Nghi), Шамфро (Chamfrault) и Шатца (Schatz) – как руководства для более глубокого путешествия через акупунктуру и в качестве основы для нашей философской перспективы акупунктурной энергетики. Никто в те ранние дни не говорил о ТКМ, этот термин возник после выхода книги «Основные элементы китайской акупунктуры» (Essentials of Chinese Acupuncture), в которой представлено краткое обсуждение восточной науки о травах {гербологии}. Всё было сконцентрировано на теориях и манипуляциях «человеческой энергией», – термин, который стал заглавием важного трактата по вторичным сосудам, написанного д-ром Шамфро, учеником Сулье де Морана, и д-ром Нгуен Ван Нги. Французские сочинения де Морана, Шамфро, Ван Нги и Шатца, указали главную мысль ранних авторов, сфокусированную на применении акупунктуры в качестве энергетического подхода к лечению, который рассматривает человеческое тело как энергетическое поле сложных сил. Такая точка зрения выдвигает концепции и теории поразительно сходные с современной физикой в сфере Западной медицины (все перечисленные авторы, за исключение де Морана, были врачами). Обсуждение лечения сосредоточено на тех способах, которыми практик должен стремиться к Корням (энергетическому ядру), при этом также подчиняя Ветви данной болезни, и эти авторы вполне ясно говорили, что лечение Корня имеет профилактическую природу и вводит в игру акупунктурные стратегии восьми экстраординарных сосудов и пяти элементов. Это совпадает с точкой зрения японских практиков, обучавшихся у Мацумото и Бирча.

Что удивляет в американской акупунктуре относительно этой перспективы человеческой энергетики так это то, что она имела всё, но была вытеснена ТКМ, гербализованной акупунктурой (то есть акупунктурой, основанной на подходах китайской фармакологии, использующей главным образом травы – прим. acupunctu.ru), которая возникла в Китайской Народной Республике во времена культурной революции, и которая мало что говорит, если вообще говорит, об этих стратегиях экстраординарных и вторичных сосудов, либо о пяти элементах, заменяя их более локальными лечебными стратегиями, сфокусированными на характерных симптомах или симптомокомплексах (синдромах). Вместо того, чтобы говорить о «переносе энергии», термин, который ни разу не встречается в «Основных элементах» (Essentials of Chinese Acupuncture) или «Акупунктура: полный текст» (Acupuncture: A Comprehensive Text) (перевод другой главной книги ТКМ из Китайской Народной республики, сделанный Бенски и О’Коннором, Bensky and OConnor), ТКМ-акупунктура представляет собой несомненно «гербализированный» способ сочетания точек. Флоуз (Flaws), Чейс (Chace) и Хелм (Helm) разъясняют эту гербализированную ТКМ-акупунктуру в своей книге «Выбор времени и времена: учет времени в американской практике Восточной медицины» (Timing and Times: Chronicity in the American Practice of Oriental Medicine) (1) следующим образом: «{Китайские} практики ТКМ двадцатого века, такие как Ван Лэ-тин (Wang Le-ting) сознательно и намеренно создали акупунктурные подходы, основанные на знаменитых травных рецептах, в которых каждая точка или группа точек подражает действию определенных травных ингредиентов. Поскольку многие американские школы акупунктуры взяли эту версию акупунктуры как основу для своего курса обучения, то этот подход приобрел доминирующее влияние в нынешней Америке». Также эти авторы отмечают, что современные практики ТКМ-акупунктуры в Китае забросили древние стратегии переноса энергии и пристрастились к тем сочетаниям точек, которые демонстрировали свою клиническую эффективность. Это соответствовало наказу Мао {Цзедуна} осовременить и возродить традиционную китайскую медицину освободив её от метафизики, а также курс Китайской Народной Республики в период лучшей части двадцатого века на Западную медицину. Также акупунктурные рецепты гораздо проще для практики, чем акупунктура переноса энергии, если специалисту требуется лечить более сотни больных в день – а это обычная нагрузка на акупунктуриста в Китае. В этом смысле ТКМ-акупунктура, как и Западная медицина, узко сфокусирована на синдромах (схемах дисгармонии) и не стремится лечить глубокие нарушения энергии человека. Такие схемы представляют собой метафоры {модели} или образы нарушения равновесия, как определяет Капчук (Kaptchuk) в своей книге «Паутина без паука» (The Web That Has No Weaver). Практик редко сталкивается с такой моделью в чистом виде, и это всегда гораздо сложнее, чем наличие лишь одного синдрома. Многие американские акупунктуристы стали понимать это в своей личной борьбе в течение трех-пяти лет после окончания {акупунктурной} школы, развивая стиль лечения, подходящий и адекватный для американской клиентуры. Как считает Флоуз и его коллеги, такой прогресс ожидаем и сильно удивляет опытных практикующих, когда они приходят к зрелой практике, находящейся уже за пределами идеологии или подражания своим учителям.

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010