Влияние французской акупунктуры 1



(из Mark D.Seem «Acupuncture Imaging – Perceiving the Energy Pathways of The Body», глава 3, стр. 17- 30)

Человеческая энергетика

Главные влияния на мою практику исходят из различных французских доктрин, принятых Институтом акупунктуры Квебека, где я обучался, и его главных преподавателей, д-ров Ван Нги (Van Nghi), Шаца (Schatz) и Вэй-сюя (Wexu). В дальнейшем чтение и перевод работ отца французской акупунктуры Жоржа Сулье де Морана (George Soulie de Morant) и обучение и обсуждение с д-ром Ивом Реквеной (Yves Requena) расширили мою перспективу.

В «Энергетике человека» (LEnergetique humaine) (1) д-р Шамфро (Chamfrault), пионер французской акупунктуры, и д-р Ван Нги (Van Nghi), франко-обученный врач-акупунктурист, а также переводчик и комментатор вьетнамских работ по акупунктуре, расширили человеческую энергетику акупунктуры, которую уже описал Сулье де Моран в своих главных работах по этой теме. С этой точки зрения акупунктура принесла сферу энергетики, столь решающую в физике, в практику медицины. Эти различные энергетические системы, составляющие энергетику меридианов, рассматривались поэтому как составляющие другой точки отсчета для понимания тела и его функционирования, а также его болезней. Эти ранние практикующие стремились подробно объяснить сложность энергетики акупунктуры через тщательное прочтение главных классических и современных текстов из Китая, Японии и Вьетнама. Они понимали необходимость экспериментировать с лечебными стратегиями классической акупунктуры, вместо того, чтобы заново объяснять эти стратегии в терминах патофизиологии Западной медицины. Тот факт, что всё они, за исключением Сулье де Морана, были врачами, делает всё это более впечатляющим, поскольку эти первые французские практикующие с уважением относились к энергетике акупунктуры в её собственной правоте и стремились увеличить насколько возможно своё совершенство в её классическом применении. Это часто расходится с подходом большинства американских врачей-акупунктуристов, который обычно прошли обучение в несколько сотен часов и изучают акупунктуру так, будто она лишь простое дополнение для контроля боли в соответствии с западными физиологическими параметрами.

Нгуен Ван Нги, особенно в вышеупомянутом тексте и в своей основополагающей работе «Патогенез и патология {энергии} в традиционной китайской медицине» (Pathogenie et Pathologie en Medecine Traditionelle Chinoise), ввел понимание поверхностной энергетики, представленной сухожильно-мышечными, особыми {divergent – отклоняющимися меридианами} и Ло сосудами, и главной энергетики восьми экстраординарных сосудов. Большинство школ акупунктуры в Соединенных Штатах не обучают этой системе поверхностной и глубокой энергетики, полагаясь вместо этого на тексты, переведенные в Китайской Народной Республике (КНР), такие как «Основы китайской акупунктуры» (Outline of Chinese Acupuncture) и «Основные элементы китайской акупунктуры» (Essentials of Chinese Acupuncture). В этих ТКМ текстах описание энергетики вторичных и экстраординарных сосудов полностью отсутствует, что дает повод многим обученным в Америке практикующим считать, что меридиональная система включает в себя, как они думают, лишь 14 траекторий, что является большим упрощением. Как уже говорилось во введении, тексты из КНР за последние два десятилетия явно лишены меридиональной энергетики, поэтому не удивительно, что обучение в Америке часто следует тому же. Сопоставив это с тем фактом, что обучение, касающееся пяти элементов, в нашей стране является производным от английских школ {акупунктуры}, где единственным переводом «Хуан-ди-нэй-цзина» (Huang-ti-nei-ching) служила неприемлемая версия, сделанная Ильзой Вейс (Ilza Veith), и где это знание было иногда отделено от понимания системы энергетики меридианов, к которым относится обучение пяти элементам, то ясно, почему знание акупунктурной энергетики у американцев было в значительной степени недостаточным еще со времен его раннего развития в начале семидесятых годов. Эта ситуация начинает меняться с появлением переводов японских и французских текстов, и благодаря изящному обобщению меридиональной энергетики, сделанному Ройстоном Лоу (Royston Low) {в его книге} (Вторичные сосуды акупунктуры) (Secondary Vessels of Acupuncture).

Моя собственная практика с самого начала находилась под влиянием этих французских доктрин о меридианной энергетике. Я был обучен, почти не сознавая этого, принимать во внимание необходимость регулировать верхнюю и нижнюю части тела, уделять большое внимание передней стороне и задней, а также правой и левой энергетическим полярностям. Например, если я обнаруживал сужение в левой ветви ножного меридиана печени, то мог пальпировать энергетические зоны тела, связанные с печенью: пальпировать ветвь на правой ноге; пальпировать всё вдоль пути {меридиана} слева, чтобы увидеть, связано ли местное сужение в ноге с блокадой энергии где-то вдоль его пути; проверить соответствующие верхние ветви Цзюэ Инь, называемые путем перикарда, сначала справа, поскольку нарушения равновесия право – лево и верх – низ встречаются довольно часто (на том основании, что в меридиональной энергетике работающие элементы тела показывают компенсацию); потом слева (возможно, например, Цзюэ Инь сжат слева и недостаточен справа); уделяя также внимание спаренному меридиану – желчному пузырю (возможно, путь желчного пузыря находится в избытке, а печени – в недостатке, что ведет к местному сжатию). Такое внимание к разным соединениям в левой энергетической зоне печени очень напоминает ту пальпацию, которую можно наблюдать при работе японских учителей, таких как Киико Мацумото, когда они добросовестно пальпируют телесную энергию для оценки общего энергетического состояния организма. Это сильно отличается от пальпации одного лишь пульса, которая, согласно современным установкам ТКМ, связана с Цзан-Фу {органами}, а не с меридианами. Важно также то, что эти вторичные сосуды (сухожильно-мышечные, дивергентные, Ло) и восемь экстраординарных сосудов не имеют склонности проявлять себя в пульсах*. Необходимо знать их общие характеристики, симптоматологию, энергетические зоны влияния и схождения, и возможности их лечения, которые совершенно отличаются от лечения главных меридианов. Так, принципы пяти элементов, которым обучают некоторые школы {акупунктуры}, не используют вторичные сосуды и восемь экстраординарных меридианов, а поскольку эти последние составляют основную массу энергетической системы акупунктуры, то лечебные стратегии пяти элементов применимы лишь в ограниченном числе случаев. Два преобладающих стиля в практике {акупунктуры} в нашей стране – это ТКМ и акупунктура пяти элементов – оба подчеркивают Цзан-Фу {органы} (обозначаемые как «руководители» у практиков пяти элементов в школе Ворзли) и главные меридианы, и игнорируют сложные поверхностные и основные энергетические сети, которые, рассматриваемые как целое вместе с главными меридианами, составляют энергетику человека. В этом смысле такие подходы являются бесплотными подходами в акупунктуре.

 

 

 

* Здесь Марк Сим следует мнению Нгуен Ван Нги, который писал, что «вторичные пути главных меридианов не видны в пульсе». Такое мнение опровергнуто работами видного российского исследователя акупунктуры С.Н.Шевчика, показавшими возможность отмечать в пульсе именно нарушения вторичных сосудов, а не исключительно главных каналов или Цзан-Фу органов (прим. acupunctu.ru).

 

 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010