Запреты на укалывание 1



Хуан-фу Ми – «Цзя И цзин» (перевод с английского)

Справка: Хуан-фу Ми жил 214-281 гг., его также звали Хуан-фу Ши-ань, родился в Аньдинчао (сейчас это Пинлян) провинции Ганьсу, ученый, который страдая от ревматизма, стал изучать медицину. Он стал знаменитым акупунктуристом и составил книгу «Чжэнь-цзю Цзя И цзин» («Классика акупунктуры и прижигания» или «Системная классика лечения иглами и прижиганием») - первую монографию по данной теме, в которой искусство акупунктуры подробно объяснено.


Книга пятая

Глава первая

Запреты на лечение чжэнь-цзю (часть 1) (1)

(1)

Хуан Ди спросил:
– Ци каждого из четырех сезонов отличается по своей природе, сотни болезней возникают и каждая имеет определенную локализацию. Говоря о способах прижигания и укалывания, что является наиболее важным?

Ци Бо ответил:
– Поскольку ци каждого из четырех сезонов обладает своим влиянием (на разные части тела во время каждого из сезонов), то правильный выбор точек ци является наиболее важным в способах прижигания и укалывания.

Поэтому во время весны следует колоть соединительные сосуды [капиллярные сети, разветвления Ло] (2) и точки-ручьи [точки Жун], которые располагаются (на или) между каналами в местах разделения плоти [мышц]. При серьезных (болезнях введение иглы) должно быть глубоким, а при малых (болезнях) - должно быть мелким (3).

Су-вэнь говорит, что весной следует колоть рассеиваемые точки, которые находятся в местах разделения плоти и (укалывание) необходимо прекращать, как только появится кровь. К тому же весна – это сезон, когда начинает преобладать Дерево и начинает создаваться ци печени. Эта ци печени горячая и резкая, а ее ветер (4) является стремительным. (С другой стороны) поскольку каналы являются погруженными, а ци не хватает, то она не способна проникать и входить (в каналы). Поэтому и следует брать капиллярные сети в местах разделения плоти (5).

"Цзю цзюань" ("Том из девяти частей") говорит, что весной следует укалывать точки-ручьи. Такое мнение согласуется (с представленным выше) и является вполне правильным. (Цзюй цзюань) также говорит, что весной капиллярные сети надо брать для лечения болезней кожи. Там еще сказано, что весной болезни каналов (лечат) беря кровеносные сосуды в местах разделения плоти. Все эти положения согласуются между собой.

Также говорится (в Су-вэнь), что весной ци находится внутри каналов (6).

Летом следует брать точки-быстрины [точки Шу] и мельчайшие сосуды капилляров на поверхности плоти и кожи (для лечения) (7).

("Цзю цзюань") также говорит, что летом следует колоть быстрые точки-стремнины [также точки-пороги, то есть Шу-точки]. Эти два высказывания согласуются между собой и являются вполне правильными. В период длинного лета следует колоть точки-потоки [также реки, точки цзин-потоки, каналы]. (Цзю цзюань) также говорит, что летом следует брать избыточные [обильные, полные] точки-быстрины (8) и мельчайшие капиллярные сосуды в местах разделения плоти, и вводить иглы необходимо не глубже кожи. (А в другом месте) Цзю цзюань добавляет, что летом следует выбирать точки на границе между плотью, чтобы лечить мышцы. Эти высказывания согласуются между собой.

В Су-вэнь говорится, что летом следует укалывать точки капиллярных сосудов прекращать (укалывание) как только появится кровь. Это объясняется тем, что во время лета начинает преобладать Огонь, ци сердца растет, сосуды тонкие, а ци является слабой. Янская ци затапливает [«становится укорененной», "получает проживание" в другой версии текста {поздний издатель}], а кровь согревает промежутки [щели], которые внутри достигают каналов. Поэтому следует брать обильные [избыточные] каналы в местах разделения плоти, и для устранения болезни всего лишь достаточно проколоть кожу, поскольку вредность располагается на мелком уровне. То, что здесь обозначено как "обильные каналы" - это (заболевшие) янские каналы (9).

Эти два учения (Су-вэнь и Цзю цзюань) взаимно согласуются. Су-вэнь также говорит, что летняя ци лежит внутри мельчайших капиллярных сосудов, а ци долгого лета лежит внутри мышц.

Осенью следует укалывать точки слияния [точки Хэ], а все остальное – то же самое, как и в техниках, применяемых весной. Осенью следует брать также и точки-быстрины [точки Шу]. Но, когда вредная ци укореняется [получает прибежище] внутри кишок, то следует выбирать точки слияния.

Су-вэнь говорит, что осенью следует прокалывать кожу до границы плоти, и это одинаково применимо и к верхнему и к нижнему (10). Там еще говорится, что осень - это сезон, когда начинается преобладать Металл, легкие действуют строгостью и пресекают, а Металл близок к тому, чтобы преодолеть Огонь. Поэтому янская ци находится в точках слияния. (В этот сезон) Инь находится в начальной стадии своего триумфа, а влажная ци начинает нападать на тело. Поскольку иньская ци еще не в избытке и не может пройти глубоко, то выбирают точки-быстрины [точки Шу], чтобы устранить иньскую вредность, тогда как точки слияния [точки Хэ] берут для удаления янской вредности. Такой подход применяют для лечения (патологических) изменений в раннюю осень. Он также объясняет, что осенняя ци лежит внутри кожи и что щели [промежутки] при этом закрываются. (Трактат Цзю-цзюань) добавляет, что осенью следует выбрать открытие ци (11) для лечения сосудов сухожилий. Такое высказывание отличается от приведенного выше (12).

Зимой следует выбрать точки-колодцы и точки-быстрины, расположенные на границе между плотью, и следует вводить (иглу) глубоко и оставлять ее. (Цзю-цзюань) также говорит, что зимой необходимо брать точки-колодцы и точки-ручьи. Су-вэнь говорит, что весной следует брать быстрины щели (13) (для укалывания), чтобы прокалывать границу плоти. При серьезных болезнях (следует вводить иглу) прямо в место болезни, а в легких случаях, ее необходимо вводить техникой рассеивания (14). «Быстрины щели» и «точки-быстрины» это, по-сути, одно и тоже. (Цзю-цзюань) также говорит, что зима – это сезон, когда начинает преобладать Вода, почки закрывают внизу [закрывают снизу, вниз], янская ци склоняется [приходит в упадок], а иньская ци процветает (15).

Великий Ян (16) лежит глубоко, а остальные Ян каналы вслед этому умирают [убывают]. Поэтому необходимо брать точки-колодцы, чтобы опустить идущую противотоком Инь (ци) и брать точки-родники [источники], чтобы освободить течения янской ци [«восполнить янскую ци» в другой версии {поздний издатель}].

Су-вэнь также говорит, что если зимой взять точку-колодец и точку-быстрину, то весной не будет кровотечения из носа. Тем самым говорится, что это лечения выбора для (патологических) изменений, возникающих поздней зимой.

(Су-вэнь) также объясняет, что зимняя ци располагается внутри костного мозга. Он также указывает, что зимой следует выбирать точки-колодцы, если болезнь затронула внутренний орган, тоже необходимо брать точки-колодцы. Эти два мнения хорошо согласуются.

("Цзю-цзюань") также говорит, что во время зимы следует выбирать точки-потоки, чтобы лечить (болезни) костного мозга и пяти внутренних органов. Что касается (лечения) пяти внутренних органов, то выбор точек (потоков) вызывает сомнения.

(2)

Когда весной укалывают (точки) предписанные для лечения во время лета, то (кровеносные) сосуды приходят в беспорядок, а ци истощается. Это дает возможность (вредности) ослабить костный мозг. Вместо лечения болезни, это заставит человека страдать от плохого аппетита и утраты ци. Когда весной укалывают (точки) предписанные для лечения осенью, это вызовет спазмы сухожилий и противоток ци, которая станет двигаться по кругу и вызывать кашель. Вместо лечения болезни это вызовет восприимчивость к внезапному страху и слезам (19).

Когда весной укалывают (точки) предписанные для лечения зимой, то это позволит вредной ци поселиться во внутренних органах, что приведет к вздутию живота. Вместо лечения болезни это приведет к болтливости (20).

Когда летом укалывают (точки) предписанные для лечения весной, то вместо лечения болезни, это заставит человека страдать от утоления и истощения. Когда летом укалывают (точки) предписанные для лечения осенью, то вместо лечения болезни это приведет к тому, что человек будет страдать от чувства стеснения в сердце, немоты и мрачных предчувствий, будто он боится ареста. Когда летом укалывают (точки) предписанные для лечения зимой, то вместо лечения болезни это вызовет у человека уменьшение [его] ци и внезапную вспыльчивость [несдержанность] (21).

Когда осенью укалывают (точки) предписанные для лечения весной, то вместо излечения болезни это вызовет мрачные предчувствия и такую забывчивость, что когда приходит время действовать, человек не знает, что делать. Когда осенью укалывают (точки) предписанные для лечения летом, то вместо лечения болезни это вызовет сонливость и сны, полные сновидений [возникающие после начала осени {поздний издатель}]. Когда осенью укалывают (точки) предписанные для лечения зимой, то вместо лечения болезни это вызовет внезапные ознобы с [ощущением] холода.

Когда зимой укалывают (точки) предписанные для лечения весной, то вместо лечения болезни это вызовет у человека желание лежать и невозможность заснуть, а, потеряв сон, он начинает видеть странные видения [возникающие после середины 12-го месяца {поздний издатель}]. Когда зимой укалывают (точки) предписанные для лечения летом, то вместо лечения болезни это вызовет подъем ци и возникновения разных видов би. Когда зимой укалывают (точки) предписанные для лечения осенью, то вместо лечения болезни это вызовет постоянную жажду (23).

(3)

Ян (24) ноги является малым Ян без Инь (25), тогда как Инь (26) ноги является великой Инь без Инь (27). Ян (24) руки является великим Ян в Ян (28). Инь (26) руки является малой Инь в Ян (27).

В первый, второй и третий месяцы ци человека находится на левой стороне, а Ян (каналы) левой ноги не следует укалывать (в этот период). В четвертый, пятый и шестой месяцы ци человека находится на правой стороне, и Ян (каналы) правой ноги не укалывают (в этот период). В седьмой, восьмой и девятый месяцы ци человека находится справа и Инь (каналы) правой ноги не укалывают (в этот период). И в десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяц ци человека находится на левой стороне, и Инь (каналы) левой ноги не укалывают (в этот период) (29).

(4)

[Трактат] «Ци-фа» («Способы укалывания») (30) говорит, что нельзя применять укалывание для лечения сильного жара (31). Нельзя применять укалывание для лечения чрезмерного потения. Нельзя применять укалывание для лечения находящегося в беспорядке пульса. И нельзя применять укалывание для лечения при несоответствии между болезнью и пульсом. Высший врач колет болезнь, которая еще не возникла. Потом он колет болезнь до того, как она полностью развилась. И, в последнюю очередь, он колет болезнь, которая идет на спад. (Наоборот) низший врач берется колоть болезнь как только она начинает свою атаку или когда она буйная или он колет болезнь, которая не соответствует пульсу. («Ци-фа») также говорит, что когда болезнь находится в расцвете, не следует пытаться ей мешать, и что лечение болезни, которая идет на спад, ведет к успеху. Это и означает, что высший врач предпочитает лечить болезнь до того, как она возникла, вместо того, чтобы лечить болезнь, которая уже нарастает.

Во время периодов сильных холодов не следует колоть. Но в периоды очень жаркой погоды не надо сомневаться (в применении иглоукалывания). Когда Луна растет, то не делают опорожнения, а когда Луна полная, не делают восполнения. Когда Луна совсем пустая (то есть в новолуние), не следует лечить совсем (32).

(5)

Не следует получать лечение укалыванием непосредственно после полового акта, и не надо вступать в половые отношения сразу после получения укалывания. Не следует получать лечение укалыванием во время сильного гнева, и гневаться сразу после получения укалывания. Не следует получать лечение укалыванием при переутомлении и не следует начинать работу сразу после получения укалывания. Не следует получать лечение укалыванием при интоксикации и получать интоксикацию сразу после получения укалывания. Не следует получать лечение укалыванием после обильного приема пищи, и нельзя переедать сразу после получения укалывания. Не следует получать лечение укалыванием если очень голоден, и нельзя испытывать голод сразу после получения укалывания. Не следует получать лечение укалыванием при жажде, и испытывать жажду сразу после получения укалывания. Если человек прибыл в повозке, то перед проведением укалывания ему следует прилечь на время, необходимое для того, чтобы поесть. Если человек прибыл пешком, то ему следует сесть и отдохнуть на время, необходимое, чтобы пройти 10 ли, перед тем как начать укалывание. Если человек сильно испуган или боится, ему необходимо успокоиться перед проведением укалывания (33).

Такие запреты применяют в случаях, когда беспорядочный пульс и растраченная ци приводят к дисгармонии между защитной и питающей (ци) и когда ци в каналах течет хаотически.

Укалывание (в пренебрежение) вышеописанным предупреждениям ведет к болезни Ян глубоко в Инь, при этом болезнь Инь имеется (снаружи) и порождает (новую) болезнь Ян, тем самым перемешивая вредности. Когда заурядный врач действует игнорируя [все эти предостережения], то это рассматривается как нанесение увечий телу. Это приводит к чувствительности и боли, сопровождаемым усталостью, расходом костного мозга, нарушением трансформации жидкостей, и запустением пяти вкусов, что связано с утратой ци (34).

(6)

Хуан Ди спросил:
- Пожалуйста, скажи мне о том, как определить (правильную) глубину введения иглы.

Ци Бо ответил:
- Когда колешь кости, избегай повреждения сухожилий. Когда колешь сухожилия, избегай повреждения плоти. Когда колешь плоть, избегай повреждения сосуда. Когда колешь сосуд, избегай повреждения кожи. Когда колешь кожу, избегай повреждения плоти. Когда колешь плоть, избегай повреждения сухожилий. Когда колешь сухожилия, избегай повреждения кости.

Хуан Ди спросил:
- Я все еще не понял. Пожалуйста, расскажи более подробно.

Ци Бо ответил:
- Чтобы правильно уколоть кости, не повредив при этом сухожилия, игла должна пройти через сухожилие и уйти [дальше] без (повреждения) на глубину кости. Чтобы правильно уколоть сухожилие, не повредив при этом плоти, игла должна достичь плоти и уйти [дальше] без (повреждения) на глубину сухожилия. Чтобы правильно уколоть плоть, не повредив при этом сосуды, игла должна достичь сосуда и уйти [дальше] без (повреждения) на глубину плоти. Чтобы правильно уколоть сосуды, не повредив при этом кожи, игла должна достичь кожи и уйти [дальше] без (повреждения) на глубину сосуда (35).

Укалывание кожи без повреждения плоти подразумевает, что болезнь располагается внутри кожи и что игла должна проколоть только кожу, не ударяя в плоть. Укалывание плоти без повреждения сухожилий подразумевает, что (игла) должна пройти через плоть (но не) ударять сухожилие. Укалывание сухожилия без повреждения кости подразумевает, что (игла) должна пройти через сухожилие, но не ударить кость. (Нарушение) этих постулатов относится к действиям в противоположной манере.

(7)

Если угла ударяет сердце, то смерть происходит в тот же день, сопровождаясь симптомами отрыжки. Если игла ударяет легкое, то смерть наступает в течение трех дней, сопровождаясь симптомами кашля. Если игла ударяет печень, то смерть наступает в течение пяти дней и сопровождается симптомами зевоты. [В Су-вэнь говорится: «болтливости» {поздний издатель}] Если игла ударяет селезенку, то смерть наступает в течение пятнадцати дней [в Су-вэнь сказано «десяти дней»; одна из версий говорит: «пять дней» {поздний издатель}], сопровождаясь симптомами [нарушения] глотания. Если игла ударяет почку, то смерть наступает в течение трех дней [в Су-вэнь говорится: «шести дней»; одна из версий говорит «семи дней» {поздний издатель}], сопровождаясь симптомами чихания. Если игла ударяет желчный пузырь, то смерть наступает в течение полутора дней и сопровождается симптомами рвоты. Если игла ударяет диафрагму и повреждает центр, то хотя возникшую болезнь и можно лечить, но смерть наступит в течение года. Когда при укалывании подъема стопы ударяют там главный сосуд и вызывают непрекращающееся кровотечение, то со временем это приведет к смерти. Когда укалывают внутреннюю сторону бедра, то если ударяют главный сосуд, то это вызовет непрекращающееся кровотечение и, со временем, смерть. Когда укалывают лицо и если ударяют текущие сосуды (36), то это кончится неблагоприятно – слепотой. Когда укалывают «гость-хозяин-человек» (точка кэ-чжу-жэнь, VB-3) (37) и колют слишком глубоко, и ударяют находящийся там сосуд, то это приведет к утечке (38) [рассеиванию] и глухоте. Когда укалывают голову в [точке] «дверь мозга» (нао-ху, VG-17), то если (игла) входит в головной мозг, то это сразу вызовет смерть. Когда укалывают (область вокруг) коленной чашечки, то если выходит жидкость, это приведет к хромоте. Если укалывают сосуды под языком слишком глубоко, то это вызовет непрекращающееся кровотечение, которое приведет к утрате голоса. Когда укалывают руку вдоль сосуда Тай Инь, то если выходит много крови, то это приведет к немедленной смерти. Когда укалывают капиллярные сосуды, распределяющиеся по стопе (39), то если ударяют (кровеносный) сосуд и кровь не выходит,  то это приведет к вздутию. Когда (уже имеется пустота почек) и укалывают сосуд Шао Инь ноги, то это может привести к удвоенной пустоте и кровотечению, которое приведет к тому, что язык утратит способность произносить звуки. Когда укалывают «щель в центре» (си-чжун) (40), то если ударяют главный сосуд, это вызовет потерю сознания и цвет лица как у умершего. Когда укалывают грудь [молочную железу] и проникают слишком глубоко и ударяют легкое, то это приведет к одышке, связанной с противотоком [ци] и (вынудит человека принять) лежачее положение, чтобы дышать. Когда укалывают «главную дорогу ци» (ци-чун, Е-30), то если ударяют (кровеносный) сосуд, то если кровь не вышла наружу, то появится вздутие в паху. Если укалывать локоть слишком глубоко, то ци будет идти внутрь, вызывая невозможность согнуть или распрямить (локоть). Когда укалывают межпозвоночные суставы, то если ударяют костный мозг, это приводит к согнутой спине [горбу]. Если укалывают точку на три цуня ниже (паха) на Инь (внутренней) стороне бедра слишком глубоко, то это заставит человека страдать недержанием. При укалывании молочной железы, если ударяют сосок, то это приводит к укорененному разъедающему распуханию (молочной железы) (41).

Когда укалывают между ребрами ниже подмышки, то если (игла) проникает слишком глубоко, это заставляет человека страдать от кашля. Когда укалывают надключичную ямку, то если (игла) входит слишком глубоко, то это вызывает уход ци, заставляя человека страдать одышкой, вызванной противотоком, и кашлем. Когда укалывают низ живота, то если ударяют мочевой пузырь, это приводит к вытеканию мочи, которая приводит к полноте внизу живота. Когда укалывают «край рыбы» на кисти [точка юй-цзи, Р-10], то если (игла) проникает слишком глубоко, это вызывает распухание. Когда укалывают голень, то если (игла) проникает слишком глубоко, это вызывает распухание. Когда укалывают углубление в орбите глаза, то если (игла) ударяет (кровеносный сосуд), это вызывает вытекание (42) и слепоту. Когда укалывают суставы, то если ударяют жидкость, которая изливается, то это приведет к неспособности сгибать и разгибать их.

 

 

Примечания

1. Часть 1 происходит из гл.19, том 4 Лин-шу; часть 2 – из гл.2, том 1 Лин-шу и гл.16, 61 и 64 Су-вэнь; часть 3 – из главы 16 Су-вэнь; часть 4 из гл.41 том 7 Лин-шу; часть 5 из гл.55 том 8 Лин-шу и гл.26 Су-вэнь; часть 6 – из гл. 9 том 2 Лин-шу; часть 7 из гл.51 Су-вэнь; и часть 8 – из гл.52 Су-вэнь.

2. Здесь «капиллярные сосуды» означает большие или главные соединительные сосуды. Они также определяются как ветви по имени важных точек, например, «большой кубок» (да-чжун, R-4) и «канавка древесного червя» (ли-гоу, F-5). Детали – см. гл.2 книга 2 данной работы.

3. Несмотря на структуру первого предложения, как оно дословно представлено выше, это соединительные сосуды, которые расположены между каналами и не точками-ручьями. Весной преобладает Шао Инь, а Ян-ци поднимается. Соединительные сосуды проходят поверхностно, а ци в точках-ручьях несильная [вар. - легкая]. Оба эти качества связаны с весной.

4. Это подразумевает проблемы, такие как дерганье и ослабление, которые имеют природу ветра и развиваются очень быстро.

5. Даже сам трактат Нэй-цзин противоречив в том, как именно рассеивать определенные точки, а [более] поздние ученые еще больше разделились [по этому вопросу].

6. Данные противоречия в самом Нэй-цзин по этому предмету Хуан-фу Ми здесь сравнивает с положениями из Су-вэнь и Лин-шу.

7. Избыточность точек-быстрин и расположение на поверхности соединительных сосудов – все это связано с летом, когда Ян изобилен и расположен наиболее снаружи. Поэтому эти места укалывают неглубоко, у поверхности плоти и кожи.

8. Это означает точки-быстрины трех Ян каналов.

9. Выбранные каналы это Тай Ян, Ян Мин, или Шао Ян. Ссылка на разделение плоти здесь обращается к мелкой глубине этих каналов.

10. Это означает каналы руки и ноги.

11. Слияние происходит там, где ци внутреннего органа погружается. Поэтому так называемое «открытие ци» здесь означает точку слияния Тай Инь руки, то есть «болото локтя» (чи-цзе, Р-5).

12. Легкое здесь отражает, в общем, качество строгости Металла-осени. Во время фазы Металла янская ци уменьшается, отступая к точкам слияния, а иньская ци прибывает в человеческом теле.

13. «Расщелина» означает глубокую точку.

14. Это подразумевает, что введенные иглы должны быть расставлены вокруг места болезни и ими мягко манипулируют.

15. Почки представляют истинную Инь. Они ответственны за закрывание [запирание] и сохранение, то есть за производство ци, говоря по современному, и в этом контексте их функция состоит во впадении в зимнюю спячку.

16. То есть Тай Ян ноги.

17. В этом контексте слова «лежит глубоко» и «умирает» [«оканчивается»] связаны с уменьшением функции канальной ци и не должны рассматриваться буквально в том смысле, что сами каналы располагаются глубже.

18. Вышеописанные техники укалывания по сезонам – все основаны на глубине и расположении вредной ци в теле. Например, поскольку Ян-ци всплывает к поверхности весной и летом, то вредность находится мелко. Поэтому глубокое укалывание не показано. Весной берут точки-ручьи и соединительные сосуды. А летом выбирают точки-быстрины и мельчайшие соединительные сосуды, и в это время следует колоть в границы между плотью.

19. Укалывание летних точек весной повреждает ци сердца, тем самым приводя кровеносные сосуды в беспорядок. Не только сама болезнь остается неизлеченной, но и Огонь сердца становится слабым и не может питать Землю желудка через порождающий цикл десяти стволов, тем самым приводя к плохому аппетиту и исчезновению ци. Укалывание осенних точек весной повреждает ци легких, и поскольку Дерево печени не может воспринять ци осени через цикл контроля, то сухожилия спазмируются и возникает противоток ци печени. В конце концов, это вызывает кашель. Восприимчивость к страху является результатом нарушения печени, в то время как плач является результатом повреждения легких.

20. Некоторые источники говорят – смех. Возможно, это типографская ошибка.

21. Укалывание весенних точек летом повреждает печень, которая больше не питает сухожилия и человек становится уставшим. Укалывание осенних точек летом повреждает легкие, что приводит к подавленности в ушах и немоте. Такое повреждение матери (легких) приводит к болезни сына (почки) [проявленной] в виде мрачных предчувствий. Укалывание зимних точек летом повреждает почки. Пустота семени почек вместе с нарушение трансформации ци ведет к убыли ци. Если Вода не увлажняет Дерево, то появляется вспыльчивость.

22. Укалывание весенних точек осенью повреждает печень, что ведет к тому, что сердце теряет свою мать, приводя к недостаточности шэнь-ци, забывчивости и др. Укалывание летних точек осенью повреждает ци сердца, так что сердце не может порождать Землю и возникает сонливость. Сердце не может сохранять дух, и поэтому возникают частые сновидения. Укалывание зимних точек осенью повреждает почки, так что почки не могут хранить и ци и кровь рассеиваются. Это приводит к внезапным ознобам.

23. Укалывание весенних точек зимой повреждает печень, которая не может больше сохранять [душу] Хунь, что приводит к беспорядку духа и Хунь. Тогда человеку хочется лежать, но заснуть он не может или, проваливаясь в сон, видит странные лики [виды].

24. То есть Ян каналы на наружной или задней стороне.

25. То есть часть, которая ниже талии.

26. То есть Инь каналы на внутренней или передней стороне.

27.То есть часть, которая выше талии.

28. То есть сосуды, идущие в глаза.

29. Связь между расположением канальной ци с текущим месяцем следующая:

месяц  1 – Шао Ян левой ноги
месяц  2 – Тай Ян левой ноги
месяц  3 – Ян Мин левой ноги
месяц  4 – Ян Мин правой ноги
месяц  5 – Тай Ян правой ноги
месяц  6 – Шао Ян правой ноги
месяц  7 – Шао Инь правой ноги
месяц  8 – Тай Инь правой ноги
месяц  9 – Цзюэ Инь правой ноги
месяц 10 – Цзюэ Инь левой ноги
месяц 11 – Тай Инь левой ноги
месяц 12 – Шао Инь левой ноги

30. Эта глава, взятая предположительно из Су-вэнь, является утерянной, и ее нельзя найти в какой-либо из существующих версий, когда-либо публиковавшихся в истории. Благодаря усилиям многих поколений исследователей, она была восстановлена. Она включена в некоторые издания, вышедшие в последние годы на материке [в Китае]. Она поставлена как 61 глава по счету в [книге] «Хуан Ди Нэй-цзин Су-вэнь с переводом на современный китайский язык и комментариями», изданной Отделом медицинской классики Наньцзинского колледжа ТКМ и опубликована Shanghai Science and Technology Press в 1981 году.

31. Это относится к избытку жара или Огня.

32. Не следует колоть во время сильных холодов, поскольку движение крови и ци замедляется, а защитная ци находится глубоко. Во время сильного тепла, кровь движется свободно, а защитная ци находится на поверхности, поэтому противопоказаний для иглоукалывания нет.

33. В целом все состояния, упомянутые выше, приводят к ситуации хаотической ци, что делает акупунктуру неподходящей.

34. Поскольку пять вкусов [возникающих] из пяти видов зерна снабжают горючим для производства и поддержки ци, то когда имеется нехватка этих вкусов и они больше не питают, то ци утрачивается.

35. Это означает, что при укалывании болезни костей, например, игла должна проникать глубоко – на уровень костей. Если игла достигла только уровня сухожилий и не может достичь уровня костей, то это вызовет укоренение болезни также и в сухожилиях, тем самым, повреждая сухожилия. Такая динамика содержит истину для укалывания каждого уровня ткани

36. «Текущий сосуд» означает, что это кровеносные сосуды, втекающие в глаза.

37. Больше известна как «верхний проход» (шан-гуань, VB-3).

38. Выделение гноя из ушей.

39. Говорится о сосудах вокруг «горящей долины» (жань-гу, R-2), в углублении впереди внутренней лодыжки.

40. Другое название «изогнутой середины» (вэй-чжун, V-40).

41. «Разъедание» в этом контексте означает сильное, устойчивое распухание, находящееся внутри молочной железы, которое вызывает разложение внутри и выделение гноя снаружи.

42. «Вытекание» означает непрерывное слезотечение.


 

 

 

 

 

Имя:
E-mail:
Ваш комментарий:
Введите цифры с картинки:
© ACUPUNCTU.RU 2010